город Омск |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А46-14043/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 08 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2617/2014) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г.Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2014 по делу N А46-14043/2013 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска
к обществу с ограниченной ответственностью "Русский десерт" (ИНН 5506205185, ОГРН 1085543043255)
о взыскании 73 440 руб. 25 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Русский десерт" - Новикова Е.П. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 03.02.2014 сроком действия 3 года),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (далее по тексту - заявитель, ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Русский десерт" (далее по тексту - общество, ООО "Русский десерт) 73 440 руб. 25 коп. финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2012 года.
Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований в полном объёме.
При этом суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях ООО "Русский десерт" состава правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятым решением Пенсионный фонд обратился в Восьмой апелляционный арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что из-за допущенных ООО "Русский десерт" ошибок разнесение сведений на лицевые счета застрахованных лиц не было осуществлено в установленные сроки, что привело к нарушению пенсионных прав работников.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска, надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного слушания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя общества, присутствовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Русский десерт" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области за основным государственным регистрационным номером 1085543043255.
Должностными лицами ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г.Омска в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) была проведена проверка своевременности представления ООО "Русский десерт" сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в ходе которой был установлен факт представления неполных и недостоверных сведений.
По результатам проверки составлен акт N 14 от 28.03.2013, в котором зафиксирован факт нарушения страхователем требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
На основании материалов проверки 17.05.2013 начальником ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска вынесено решение N 14 о привлечении ООО "Русский десерт" к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за 4 квартал 2012 года платежей в Пенсионный фонд в сумме 73 440 руб. 25 коп.
В адрес общества было направлено требование, которым заинтересованному лицу было предложено в добровольном порядке уплатить штрафные санкции в указанном размере.
Поскольку в добровольном порядке означенное требование исполнено не было, территориальный орган Пенсионного фонда во исполнение абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.02.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 167-ФЗ Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула к закону).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ и абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ Учреждение является страхователем. Федеральным законом N 27-ФЗ определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах (пункт 1 статьи 8, статья 15). Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Во исполнение положений статьи 19 Федерального закона N 27-ФЗ Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, в соответствии с которой территориальный орган фонда ежеквартально до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, осуществляет приём от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчётный период с аналогичными данными, учтёнными в базе данных территориального органа фонда. По результатам сверки составляет и передаёт страхователю протокол к расчёту по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (подпункт "а" пункта 61).
В силу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для признания представленных 14.03.2013 обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учёта недостоверными послужило выявление Пенсионным фондом расхождений в суммах страховых взносов уплаченных обществом, в частности, как указывает заявитель, суммы уплаченных страховых взносов, представленные в отчете от 15.02.2013, отличались от сумм уплаченных страховых взносов, представленных в отчете 14.03.2013.
Вместе с тем ни в акте от 28.03.2013 N 14, ни в решении от 17.05.2013 N 14 не нашли своего отражения действия заявителя по установлению выявленной недостоверности, в частности, в указанных документах отсутствует как указание на то каким образом устанавливалась недостоверность представленных обществом 14.03.2013 сведений индивидуального (персонифицированного) учета, так и с чем Пенсионным фондом проводились сравнения в результате которых и была выявлена обозначенная заявителем недостоверность.
Ссылка Пенсионного фонда в акте от 28.03.2013 N 14 и в решении от 17.05.2013 N 14 на несоответствие сведений, представленных в отчёте от 14.03.2013, сведениям, изложенным в отчёте от 15.02.2013, как верно отметил суд первой инстанции, говорит лишь о выявленном заявителем несовпадении уплаченных сумм страховых взносов, обозначенных в указанных отчетах, которое само по себе не является свидетельством недостоверности представленной страхователем информации. Кроме того, проверка представленных обществом сведений должна проводится на основании документов, указанных в статье 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В свою очередь, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем доказательств проведения такой проверки ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представлено не было.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в акте обнаружения фактов свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.03.2013 N 14 и в решении от 17.05.2013 N 14 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения обществом правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
При этом в силу пункта 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
В нарушение приведенных правовых норм территориальный орган Пенсионного фонда РФ не отразил ни в акте от 28.03.2013 N 14, ни в решении от 17.05.2013 N 14 обстоятельства совершения обществом правонарушения (какие сведения и по каким конкретно лицам представлены неполно и недостоверно, в чем заключается недостоверность представленных сведений, не изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий общества и виновности его в совершении правонарушения, не указаны документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства правонарушения).
Как уже было указано выше, вывод о недостоверности представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период - 4 квартал 2012 года, основан только на расхождении сумм уплаченных страховых взносов, выявленном при сравнении органом Пенсионного фонда сведений, представленных обществом 15.02.2013, и сведений, представленных в результате корректировки в 14.03.2013.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные предпринимателем.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Доказательств того, что представленные обществом сведения являются недостоверными, т.е. несоответствующими действительности, искажающими реальные обязательства заинтересованного лица в области обязательного пенсионного страхования, материалы дела не содержат.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции был сделан правомерный вывод об отсутствии в действиях ООО "Русский десерт" состава правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявленных Пенсионным фондом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учётом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заявителем, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2014 по делу N А46-14043/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14043/2013
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска
Ответчик: ООО "Русский десерт"