г. Ессентуки |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А15 - 4023/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сулейман-Стальского межрайонного комитета по экологии, на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.02.2014 по делу N А15-4023/2013,
по заявлению Казенного учреждения "Управление образования администрации муниципального района "Ахтынский район",
об отмене постановления Сулейман-Стальского межрайонного комитета по экологии от 25.07.2013 N 27 о наложении штрафа (судья Тагирова З.Т.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение "Управление образования МО "Ахтынский район" Ахтынского района" (далее - КУ "Управление образования МО "Ахтынский район", управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Сулейман-Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию (далее - С.Стальский МРК по экологии, комитет) от 25.07.2013 N N 27, 28, 29 о наложении административных штрафов.
Определением суда от 17.12.2013 до рассмотрения дела N А15-2438/2013 по существу выделено в отдельное производство требование управления о признании незаконным и отмене постановления С.Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 25.07.2013 N 27 о наложении штрафа в размере 50 000 руб. по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), выделенному делу присвоен N А15 - 4023/2013.
В рамках настоящего дела N А15-4023/2013 рассматривается требование управления о признании незаконным и отмене постановления С. Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 25.07.2013 N 27 о наложении штрафа по статье 8.41 КоАП РФ в размере 50 000 руб.
Решением суда от 17 февраля 2014 года постановление Сулейман-Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 25 июля 2013 года N 27 о наложении на КУ Управление образования администрации МР "Ахтынский район" по статье 8.41 КоАП РФ штрафа в размере 50 000 рублей признано незаконным и отменено полностью.
Решение мотивированно тем, что в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и оспоренном постановлении не отражены: какие суммы и за какой период за оказанное негативное воздействие на окружающую природную среду надлежало внести, но они фактически не внесены; за какой конкретно вид негативного воздействия на окружающую среду, установленного в Законе об охране окружающей среды, управление обязано внести платеж.
Не согласившись с принятым решением, Сулейман-Стальский межрайонный комитет по экологии обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что материалами дела доказан факт совершения учреждением вменяемого правонарушения.
Казенное учреждение "Управление образования администрации муниципального района "Ахтынский район" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.02.2014 по делу N А15-4023/2013, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что С.Стальский межрайонный комитет по экологии издало распоряжение от 16.04.2013 N 14 о проведении выездной проверки в отношении Ахтынского районного управления образования с целью проверки соблюдения норм и требований законов РФ и РД в сфере охраны окружающей среды с 13.05.2013 по 07.06.2013.
С.Стальский межрайонный комитет по экологии издал втрое распоряжение N 19 от 07.06.2013 о проведении плановой выездной проверки в отношении Ахтынского районного управления образования с целью проверки соблюдения норм и требований законов РФ и РД в сфере охраны окружающей среды с 28.06.2013 по 25.07.2013. Данное распоряжение направлено и вручено управлению 18.06.2013.
По результатам проведенной проверки с 28.06.2013 по 03.07.2013 в присутствии начальника КУ УО АМР "Ахтынский район" Шуаева А.И. госинспектором комитета Османовым А.Р. составлен акт проверки от 03.07.2013 N 03-11.
Из акта проверки видно, что управление не произвело расчеты и не вносит платежи за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют паспорта отходов 1 -1У класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при обращении с отходами производства и потребления не представлена отчетность по форме 2-ТП (отходы), отсутствует специализированное помещение для складирования пришедших в негодность отработанных люминесцентных ламп (отходы 1 класса опасности по ФККО), за совершение указанных правонарушений предусмотрены административная ответственность по статьям 8.41, 8.1,8.5,8.2 КоАП РФ.
Уведомлением от 03.07.2013 N 03-11-3, врученным управлению 05.07.2013, комитет пригласил управление на 11.07.2013 на 11 час. 30 мин. для участия в составлении протокола об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ.
11.07.2013 госинспектор комитета Османов А.Р. в отсутствие представителя управления составил протокол об административном правонарушении N 03 -11-3, из которого следует, что при обращении с отходами производства и потребления нарушил требования федерального законодательства в сфере природопользования и экологии в управлении образуются отходы: мусор бытовых помещений несортированный, исключая крупногабаритный - 4 класса опасности по ФККО, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - 1 класса опасности по ФККО, электрические лампы накаливания отработанные и брак - 5 класса опасности по ФККО, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - 5 класса опасности по ФККО, мусор от уборки территории помещений - 5 класса опасности по ФККО, пищевые отходы - 5 класса опасности по ФККО, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом - 2 класса опасности по ФККО, масла автомобильные отработанные - 3 класса опасности согласно ФККО, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел не менее 15%), шины пневматические отработанные - 4 класса опасности по ФККО; управление не производит обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за данное правонарушение предусмотрена административная ответственность по статье 8.41 КоАП РФ "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Определением от 11.07.2013 N 03-11-3, врученным управлению 12.07.2013, комитет назначил рассмотрение дела об административном правонарушении N 03 -11-3 на 11 час. 20 мин.25.07.2013.
25.07.2013 в отсутствие уведомленного надлежащим образом представителя управления комитетом вынесено постановление о назначении административного наказания N 27 по результатам рассмотрения административного дела, управление признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, и на него наложен штраф в размере 50 000 рублей.
С постановлением комитета от 25.07.2013 N 27 о наложении штрафа заявитель не согласился и 14.08.2013 оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленные в материалы доказательства должны позволять сделать однозначный вывод о событии административного правонарушения и вине лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в его пользу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
К обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении правонарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд первой инстанции правильно указал, что в акте проверки, протоколе об административном правонарушении в отношении управления отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения. В акте проверки, протоколе об административном правонарушении и оспоренном постановлении не отражены: какие суммы и за какой период за оказанное негативное воздействие на окружающую природную среду надлежало внести, но они фактически не внесены; за какой конкретно вид негативного воздействия на окружающую среду, установленного в Законе об охране окружающей среды, управление обязано внести платеж.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ в виде штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Суд первой инстанции правильно указал, что административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются управлением, какие объекты и как эксплуатируются заявителем, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
На основании акта проверки от 03.07.2013, протокола об административном правонарушении от 11.07.2013 вынесено постановление N 27 от 25.07.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, вменив в вину управления нарушение в виде невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в нарушение положений статьи 1 6 Закона РФ "Об охране окружающей среды".
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.02.2014 по делу N А15-4023/2013.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.02.2014 по делу N А15-4023/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4023/2013
Истец: Администрация МР "Ахтынский район", Казенное учреждение "Управление образования администрации МР "Ахтынский район"
Ответчик: Сулейман-Стальский межрайонный комитет по экологии и природопользоваанию РД
Третье лицо: Администрация МР "Ахтынский район", Администрация Сельского поселения "Сельсовет Ахтынский", Сулейман-Стальский межрайонный комитет по экологии и природопользоваанию Республики Дагестан