г. Москва |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А41-9376/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от истца Закрытого акционерного общества "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный" - Ерусланова А.В. представитель по доверенности 27 января 2014 года N 2,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А. представитель по доверенности от 24 марта 2014 года N 12 исх-3798,
представители Администрации Раменского муниципального района Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области, Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Раменского муниципального района Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2014 года по делу N А41-9376/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Закрытого акционерного общества "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный" (ОГРН 1027700227180; ИНН 7706150949) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, с участием третьих лиц: Правительства Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299), Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области; Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный" (далее - общество, ЗАО "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений принятых в порядке статьи 49 АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, в котором просило:
1) Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847, расположенных в Раменском районе Московской области, утвержденную Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ;
2) Признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующим рыночной стоимости 1 (Одного) кв.м удельный показатель кадастровой стоимости 1 (Одного) кв.м Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847, расположенных в Раменском районе Московской области, равный 2179,11 руб./кв.м, утвержденный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ;
3) Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179,11 рублей за 1 кв.м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ, Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847, расположенных в Раменском районе Московской области;
4) Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав с 20 июня 2012 года и до момента внесения в Государственный кадастр недвижимости удельных показателей в отношении оспариваемых Земельных участков, установленных Распоряжением N 564-РМ от 26 ноября 2013 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", и рассчитанной по ним кадастровой стоимости оспариваемых Земельных участков, в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость Земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847, расположенных в Раменском районе Московской области, и в качестве удельного показателя кадастровой стоимости указанных Земельных участков - рыночную стоимость 1 кв. м:
N п/п |
Кадастровый (или условный) номер |
Рыночная стоимость 1 кв.м. |
Рыночная стоимость участка, руб. |
1. |
50:23:0030390:740 |
213,78 |
90428,94 |
2. |
50:23:0030390:741 |
213,78 |
277272,66 |
3. |
50:23:0030390:742 |
213,78 |
33991,02 |
4. |
50:23.0030390:743 |
213,78 |
454496,28 |
5. |
50:23 0030390:744 |
213,78 |
388224,48 |
6. |
50:23 0030390:745 |
213,78 |
411740,28 |
7. |
50:23:0030390:746 |
213,78 |
333496,8 |
8. |
50:23:0030390:747 |
213,78 |
329862,54 |
9. |
50:23:0030390:748 |
213,78 |
321738,9 |
10. |
50:23:0030390:749 |
213,78 |
321738,9 |
11. |
50:23:0030390:750 |
213,78 |
321738,9 |
12. |
50:23:0030390:751 |
213,78 |
321097,56 |
13. |
50:23:0030390:752 |
213,78 |
321738,9 |
14. |
50:23:0030390:753 |
213,78 |
321525,12 |
15. |
50:23:0030390:754 |
213,78 |
321311,34 |
16. |
50:23:0030390:755 |
213,78 |
320883,78 |
17. |
50:23:0030390:756 |
213,78 |
321097,56 |
18. |
50:23:0030390:757 |
213,78 |
320670 |
19. |
50:23:0030390:758 |
213,78 |
321097,56 |
20. |
50:23:0030390:759 |
213,78 |
321097,56 |
21. |
50:23:0030390:760 |
213,78 |
320883,78 |
22. |
50:23:0030390:761 |
213,78 |
378390,6 |
23. |
50:23:0030390:762 |
213,78 |
378604,38 |
24. |
50:23:0030390:763 |
1 213,78 |
321311,34 |
25. |
50:23:0030390:764 |
213,78 |
321525,12 |
26. |
50:23:0030390:765 |
213,78 |
321525,12 |
27. |
50:23:0030390:766 |
213,78 |
321311,34 |
28. |
50:23:0030390:767 |
213,78 |
321525,12 |
29. |
50:23:0030390:768 |
213,78 |
321525,12 |
30. |
50:23 0030390:769 |
213,78 |
320456,22 |
31. |
50:23.0030390:770 |
213,78 |
320670 |
32. |
50:23:0030390:771 |
213,78 |
321097,56 |
33. |
50:23:0030390:772 |
213,78 |
320670 |
34. |
50:23:0030390:773 |
213,78 |
320670 |
35. |
50:23:0030390:774 |
213,78 |
319814,88 |
36. |
50:23:0030390:775 |
213,78 |
347820,06 |
37. |
50:23:0030390:776 |
213,78 |
354874,8 |
38. |
50:23:0030390:777 |
213,78 |
348033,84 |
39. |
50:23:0030390:778 |
213,78 |
400623,72 |
40. |
50:23:0030390:779 |
213,78 |
320670 |
41. |
50:23:0030390:780 |
213,78 |
320670 |
42. |
50:23:0030390:781 |
213,78 |
320456,22 |
43. |
50:23:0030390:782 |
213,78 |
125061,3 |
44. |
50:23:0030390:783 |
213,78 |
352309,44 |
45. |
50:23:0030390:784 |
213,78 |
320670 |
46. |
50:23:0030390:785 |
213,78 |
320670 |
47. |
50:23:0030390:786 |
213,78 |
320456,22 |
48. |
50:23:0030390:787 |
213,78 |
367915,38 |
49. |
50:23:0030390:788 |
213,78 |
478012,08 |
50. |
50:23:0030390:789 |
213,78 |
320670 |
51. |
50:23:0030390:790 |
213,78 |
320670 |
52. |
50:23:0030390:791 |
213,78 |
320670 |
53. |
50:23:0030390:792 |
213,78 |
1 320670 |
54. |
50:23:0030390:793 |
213,78 |
85725,78 |
55. |
50:23:0030390:794 |
213,78 |
307629,42 |
56. |
50:23:0030390:795 |
213,78 |
320670 |
57. |
50:23:0030390:796 |
213,78 |
320670 |
58. |
50:23:0030390:797 |
213,78 |
320670 |
59. |
50:23-0030390:798 |
213,78 |
320883,78 |
60. |
50:23 0030390:799 |
213,78 |
354661,02 |
61. |
50:23:0030390:800 |
213,78 |
371549,64 |
62. |
50:23:0030390:801 |
213,78 |
320670 |
63. |
50:23:0030390:802 |
213,78 |
320670 |
64. |
50:23:0030390:803 |
213,78 |
320670 |
65. |
50:23:0030390:804 |
213,78 |
320670 |
66. |
50:23:0030390:805 |
213,78 |
355088,58 |
67. |
50:23:0030390:806 |
213,78 |
350599,2 |
68. |
50:23:0030390:807 |
213,78 |
473522,7 |
69. |
50:23:0030390:808 |
213,78 |
436111,2 |
70. |
50:23:0030390:809 |
213,78 |
444876,18 |
71. |
50:23:0030390:810 |
213,78 |
415588,32 |
72. |
50:23:0030390:811 |
213,78 |
2840494,86 |
73. |
50:23:0030390:812 |
213,78 |
451289,58 |
74. |
50:23:0030390:813 |
213,78 |
319814,88 |
75. |
50:23:0030390:814 |
213,78 |
320028,66 |
76. |
50:23:0030390:815 |
213,78 |
320028,66 |
77. |
50:23:0030390:816 |
213,78 |
320242,44 |
78. |
50:23:0030390:817 |
213,78 |
320456,22 |
79. |
50:23:0030390:818 |
213,78 |
320670 |
80. |
50:23:0030390:819 |
213,78 |
477798,3 |
81. |
50:23:0030390:820 |
213,78 |
415588,32 |
82. |
50:23:0030390:821 |
213,78 |
320670 |
83. |
50:23:0030390:822 |
213,78 |
320670 |
84. |
50:23:0030390:823 |
213,78 |
320670 |
85. |
50:23:0030390:824 |
213,78 |
320670 |
86. |
50:23:0030390:825 |
213,78 |
342261,78 |
87. |
50:23:0030390:826 |
213,78 |
503879,46 |
88. |
50:23:0030390:827 |
213,78 |
320670 |
89. |
50:23:0030390:828 |
213,78 |
320670 |
90. |
50:23:0030390:829 |
213,78 |
412595,4 |
91. |
50:23:0030390:830 |
213,78 |
311691,24 |
92. |
50:23:0030390:831 |
213,78 |
320670 |
93. |
50:23:0030390:832 |
213,78 |
397844,58 |
94. |
50:23:0030390:833 |
213,78 |
439104,12 |
95. |
50:23:0030390:834 |
213,78 |
430766,7 |
96. |
50:23:0030390:835 |
213,78 |
321097,56 |
97. |
50:23:0030390:836 |
213,78 |
326014,5 |
98. |
50:23:0030390:837 |
213,78 |
318104,64 |
99. |
50:23:0030390:838 |
213,78 |
317890,86 |
100. |
50:23:0030390:839 |
213,78 |
319814,88 |
101. |
50:23:0030390:840 |
213,78 |
318104,64 |
102. |
50:23:0030390:841 |
213,78 |
321952,68 |
103. |
50:23:0030390:842 |
213,78 |
321952,68 |
104. |
50:23:0030390:843 |
213,78 |
944907,6 |
105. |
50:23:0030390:844 |
213,78 |
322594,02 |
106. |
50:23:0030390:845 |
213,78 |
2994416,46 |
107. |
50:23:0030390:846 |
213,78 |
2335974,06 |
108. |
50:23:0030390:847 |
213,78 |
3133159,68 |
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2014 года заявленные требования ЗАО "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный" удовлетворены (л.д. 161-168 т. 11).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация Раменского муниципального района Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестр" в лице филиала по Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества возражал по доводам апелляционных жалоб, просил решение суда оставить без изменения, апелляционное жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации Раменского муниципального района Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Правительства Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области, Администрации сельского поселения Кузнецовское Раменского муниципального района Московской области, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, принадлежащий истцу на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030390:0014 площадью 218600 кв.м, с местоположением: участок находится примерно в 1040 м по направлению на юго-восток от ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, Кузнецовский с/о, село Марково, д. 10, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, в соответствии с решением от 09 июля 2012 года был разделен на 108 земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847 включительно (далее - спорные земельные участки) (л.д. 1-16 т. 10).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности собственником образованных земельных участков является ЗАО "СОЛИД Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный" (л.д. 1-108 т. 2).
Спорные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем (л.д. 33-188 т. 1, л.д. 1-170 т. 2).
Министерство экологии и природопользования Московской области распоряжением от 23 декабря 2009 года N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
ЗАО "СОЛИД Менеджмент" полагая, что кадастровая стоимость земельных участков установлена неверно, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
Истец как собственник спорных земельных участков по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога в отношении данных участков.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01 марта 2011 года N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02 января 2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земель эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе средние уровни кадастровой стоимости квадратного метра земель по муниципальным районам Московской области в разрезе земель садоводческих, огороднических объединений и земель дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121 -РМ (далее Распоряжение N 121-РМ) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23 декабря 2009 года N 121-РМ.
В силу пунктов 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25 июня 2013 года N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29 июля 2011 года N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014 площадью 218600 кв.м, с местоположением: участок находится примерно в 1040 м по направлению на юго-восток от ориентира: жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Раменский район, Кузнецовский с/о, село Марково, д. 10, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
В материалы дела представлены акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014, из которого следует, что в соответствии с Распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 N 121-РМ удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 2179,11 руб.
При этом, обосновывая и доказывая рыночную стоимость с кадастровыми номерами с 50:23:0030390:740 по 50:23:0030390:847 включительно, истец представил в материалы дела Отчет 2/2008О-5/С-3 об оценке рыночной стоимости земельных участков, которым в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" установлена рыночная стоимость 1 кв.м спорных земельных участков (т.4 л.д. 1-164, т. 5 л.д. 1-171).
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, суд первой инстанции определением от 21 ноября 2013 года по делу назначил экспертизу рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014, проведение которой поручил Закрытому акционерному обществу "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг" экспертам Мосолкину Дмитрию Вячеславовичу.
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1) Определить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014 на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 01.01.2008.
2) Определить рыночную стоимость 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014 на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 01.01.2008.
В заключении экспертов N 1812/2013 в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014, указано, что на основании проведенной судебной оценочной экспертизы установлена итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 01.01.2008 рыночная стоимость 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014 составляла 213,78 руб.
В заключении экспертов в части определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030390:0014, отражены характеристика (описание) объекта оценки и его среды, анализ рынка объектов оценки, анализ наиболее эффективного использования, методика оценки, применимость подходов к определению рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, исследовав указанное заключение с позиции статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств, в связи с чем принял выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость преобразованного земельного участка.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что "пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости", согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Вместе с тем, признавая несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков, обязывая кадастровую палату исключить из ГКН сведения об удельном показателе и рассчитанные кадастровые стоимости, а также внести в Государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости установленную рыночную стоимость земельного участка с момента внесения первоначальных сведений в ГКН, судом первой инстанции не учтено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, но это не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента ее внесения в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка; либо по состоянию на которую внесены сведения о кадастровой стоимости ранее); соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Следовательно, требование ЗАО "СОЛИД Менеджмент" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в ГКН с 20 июня 2012 года в отношении спорных земельных участков не может быть удовлетворено, поскольку данные сведения вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25 июня 2013 года N 10761/11.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных ЗАО "СОЛИД Менеджмент" требований с указанием в резолютивной части на осуществление вышеуказанных действий именно "с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости", в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене в указанной части.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N А41-23739/13.
Доводы апелляционных жалоб заявителей проверены судом апелляционной инстанции и отклонены ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 февраля 2014 года по делу N А41-9376/13 отменить в части указания на момент (внесения в Государственный кадастр недвижимости), с которого признана несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков; с которого ФГБУ "ФКП Росреестр" в лице филиала по Московской области обязано исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков; с которого ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обязано внести изменения в Государственном кадастре недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков.
В удовлетворении требований в части указания на осуществление вышеуказанных действий "с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости" - отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9376/2013
Истец: ЗАО "СОЛИД Менеджмент" Д. У. , Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Солид-Земельный"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района МО, Министерство экологии и природопользования МО, МИФНС N1, Правительство МО, Управление Росреестра, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области