г. Чита |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А19-17700/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителей Министерства имущественных отношений Иркутской области Черновой Н.А. (доверенность от 25.10.2013 года), Администрации города Иркутска Крюгер М.А. (доверенность от 08.10.2013 года), Общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" Козлюк Л.К. (доверенность от 25.12.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области дело по иску Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес Инвест" (ОГРН 1033801005886, ИНН 3810006743, 664025, г. Иркутск, пер. Черемховский, 9в) о взыскании 332 105 руб. 62 коп.,
установил:
Администрация города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610, место нахождения: 664000, г. Иркутск, ул. Ленина, 14,1, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвест" (ОГРН 1033801005886, ИНН 3810006743, место нахождения: 664025, г. Иркутск, пер. Черемховский, 9В, далее - общество) о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2013 года по 31.12.2013 года в сумме 269 766 руб. 63 коп., пени в сумме 47 520 руб. 28 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2014 года по делу N А19-17700/2013 заявленные требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Бизнес Инвест" в пользу Администрации города Иркутска взыскана сумма 269 766 руб. 63 коп. - арендная плата; сумма 47 498 руб. 28 коп. - неустойка. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Лицо, не участвующее в деле, - Министерство имущественных отношений Иркутской области также обратилось с апелляционной жалобой.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.03.2014, 11.04.2014 года. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Определением от 12.05.2014 (резолютивная часть объявлена 05.05.2014) суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-17700/2013 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
Министерство имущественных отношений Иркутской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Изучив материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра города Иркутска от 24.11.2008 года N 031-06-2891/8 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по ул. Карла Маркса, 34-б" Кореневу Юрию Евгеньевичу предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок из земель населенных пунктов площадью 501 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:0200, расположенный в Кировском районе г. Иркутска по ул. Карла Маркса, 34-б, под эксплуатацию летнего кафе и благоустройство прилегающей территории.
На основании пунктов 1.1, 1.5, договора аренды земельного участка от 13.07.2009 года N 4194 заключенного Администрацией города Иркутска - арендодателем, с Кореневым Юрием Евгеньевичем - арендатором, арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов площадью 501 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:0200, расположенный по адресу: г. Иркутск, Кировский район, ул. Карла Маркса, 34-б, под эксплуатацию летнего кафе и благоустройство прилегающей территории.
В соответствии с пунктом 1.3. договора, границы объекта установлены на местности и обозначены поворотными точками в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к договору и являющегося неотъемлемой его частью.
В соответствии с пунктом 1.6 договора, срок его действия установлен с 01.07.2009 года по 01.07.2029 года.
Согласно пункту 2.1.5 договора, арендодатель обязан осуществлять контроль за исполнением арендатором условий договора, фиксировать результаты проверок соответствующим актом, составленном совместно с арендатором.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, определенным в пункте 1.5 договора, принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату в порядке и размерах, установленных разделом 3 договора.
В соответствии с пунктом 2.2.5 договора, арендатор обязан не передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам, в том числе не передавать право аренды земельного участка в залог и не вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также не передавать земельный участок в субаренду без письменного согласования арендодателя.
Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.4 договора, арендная плата исчисляется с 01.07.2009 года, путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя, равными долями не позднее 10.02, 10.05, 10.08, 10.11 текущего года.
В соответствии с пунктом 3.5 договора, размер арендной платы на текущий календарный год определяется расчетом, прилагаемым к договору и являющимся неотъемлемой его частью (приложениеN 2).
Согласно пункту 3.6 договора, Размер арендной платы пересматривается ежегодно.
В случае изменения размера арендной платы на основании нормативных правовых актов РФ, Иркутской области, органов городского самоуправления г. Иркутска изменение условий договора производится арендодателем в одностороннем порядке.
Об изменении расчета арендной платы арендодатель уведомляет арендатора путем направления расчета арендной платы (заказным путем с уведомлением) или вручает расчет арендной платы под роспись уполномоченному лицу (арендатору или его представителю).
Согласно пункту 4.4 договора, за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанности, установленной п.2.2.4, 3.4 договора, арендатор оплачивает арендодателю пеню в размере 0,1 % от невнесенной суммы арендной платы, рассчитанной по ставкам текущего года за каждый день просрочки.
Земельный участок передан арендатору по передаточному акту 01.07.2009 года. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30.11.2010 года N 01/121/2010-620, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.11.2010 года осуществлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 13.07.2009 года N 4194.
На основании п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Согласно п. 5 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
В соответствии с п. 1 договора от 18.06.2011 о передаче прав и обязанностей по договору аренды, Коренев Ю.Е. (арендатор) передал ООО "Бизнес Инвест" (новому арендатору) права и обязанности по договору аренды земельного участка от 13.07.2009 N 4194.
Договор о передаче прав и обязанностей зарегистрирован в установленном законом порядке 05.07.2011.
При указанных обстоятельствах, на основании п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО "Бизнес Инвест" с 05.07.2011 приобрело основанные на договоре аренды земельного участка от 13.07.2009 N 4194 права и обязанности арендатора.
В обоснование требования о взыскании суммы 269 766 руб. 63 коп. истец ссылается на невозмещение ответчиком арендной платы в период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Между тем, апелляционный суд полагает, что заявленный иск удовлетворению не подлежит, поскольку заявлен ненадлежащим истцом на основании следующего.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды земельного участка от 13.07.1999 N 4194 в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена для целей предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения осуществляли органы местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск".
Законом Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз, вступившим в силу с 22.08.2013, внесены изменения в статью 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", согласно которым распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.05.2010 N 301/10, апелляционный суд приходит к выводу о том, что с момента вступления в силу Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз, к Правительству Иркутской области перешли права уполномоченного органа по договору аренды земельного участка от 13.07.1999 N4194 независимо от его переоформления в силу статьи 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" в редакции изменений, внесенных Законом Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз.
Поскольку правопреемство в материальном праве произошло в силу закона и изменился распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена, постольку Администрация города Иркутска выбыла из правоотношений, а права арендодателя по договору аренды земельного участка от 13.07.1999 N 4194 перешли к Правительству Иркутской области.
С передачей распорядительных функций к Правительству Иркутской области перешло и право требования о взыскании задолженности за любые периоды, включая задолженность, возникшую до 22.08.2013, соответственно, Администрация города Иркутска, не являясь стороной в арендных правоотношениях, не может выступать надлежащим истцом по требованию о взыскании задолженности по арендной плате за землю как до, так и после замены распорядителя земельным участком.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по реализации областной государственной политики, нормативному правовому регулированию в области имущественных отношений, управлению государственной собственностью Иркутской области.
При этом апелляционный суд также принимает во внимание следующее.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 12.07.2010 г. N 167-пп "О порядке осуществления органами государственной власти Иркутской области, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ" Министерство имущественных отношений Иркутской области является главным администратором доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков (код бюджетной классификации 8131 И 05010 040000 120).
Таким образом, довод третьего лица - Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что Администрация города Иркутска является ненадлежащим истцом по настоящему делу признается судом обоснованным, поскольку после 22.08.2013 истец утратил право распоряжения земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, и не является администратором местных доходов, получаемых в виде арендной платы за указанные земельные участки.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании иск удовлетворению не подлежит.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене. По делу подлежит принятию новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 февраля 2014 года по делу N А19-17700/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17700/2013
Истец: Администрация города Иркутска, Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: ООО "Бизнес Инвест"