г. Тула |
|
8 мая 2014 г. |
Дело N А62-6718/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - главного управления государственного заказа Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1086731007362, ИНН 6730076910) и заинтересованных лиц: управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796), областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи" (г. Смоленск, ОГРН 1026701434440, ИНН 6731006746), индивидуального предпринимателя Диева Александра Николаевича (г. Смоленск, ОГРНИП 304673109200277, ИНН 673100553397), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления государственного заказа Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.02.2014 по делу N А62-6718/2013, установил следующее.
Главное управление государственного заказа Смоленской области (в настоящее время - главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы, далее - управление госзаказа) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - управление антимонопольной службы) о признании недействительным решения от 03.10.2013 N 248/13-ГЗ/Ж.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - учреждение) и индивидуальный предприниматель Диев Александр Николаевич (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что сведения о товаре, представленные предпринимателем для участия в торгах, позволяли однозначно установить страну происхождения предложенного к поставке товара, в связи с чем отказ предпринимателю в допуске к участию в аукционе является незаконным.
Не согласившись с принятым решением, управление госзаказа обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что сведения о товаре, представленные предпринимателем для участия в торгах, позволяли однозначно установить страну происхождения предложенного к поставке товара. По мнению управления госзаказа, заполнение строки интерфейса электронной площадки "поставка включает товар российского происхождения" не позволяет сделать однозначный вывод о том, что предлагаемый к поставке товар имеет именно такое происхождение.
Управление антимонопольной службы в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управление госзаказа, являясь в силу требований части 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) уполномоченным органом по размещению заказов для нужд заказчиков Смоленской области, 10.09.2013 опубликовало на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключить гражданско-правовой договор на поставку продуктов питания (колбасы) для нужд учреждения в течение IV квартала 2013 года (N 2440-аэф/т).
Для участия в указанном открытом аукционе в электронной форме поданы шесть заявок участников размещения заказа.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 20.09.2013 участникам размещения заказа с порядковыми номерами 1, 4, 5 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме в связи с непредставлением сведений о стране происхождения предлагаемого для поставки товара.
Предприниматель, являющийся одним из участников размещения заказа, обратился в управление антимонопольной службы с жалобой на действия аукционной комиссии, выразившееся в отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Решением антимонопольного органа от 03.10.2013 требования заявителя удовлетворены. Действия аукционной комиссии признаны нарушающими часть 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, комиссии выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Не согласившись с данным решением, управление госзаказа обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение управления антимонопольной службы соответствует закону.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых действий незаконными требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия может отказать в допуске в участию в отрытом аукционе.
Основания, при которых участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме, перечислены в части 4 статьи 41.9 Закона. К таким основаниям относятся: непредставление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 данного Закона, или представление недостоверных сведений; несоответствие сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В силу части 5 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по иным основаниям не допускается.
Статьей 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрены требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 3 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать в том числе, требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона N 94-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно статье 13 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Режим, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, применяется к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, если аналогичный режим установлен иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами (часть 2 статьи 13 Закона о размещении заказов).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в одном из следующих случаев: если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен режим, аналогичный режиму, предусмотренному частью 1 настоящей статьи; если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 94-ФЗ товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, выполняемые, оказываемые иностранными лицами, допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с запретами и ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации, и на условиях, установленных в соответствии с частью 3 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Согласно части 3 статьи 13 Закона N 94-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в одном из следующих случаев: если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен режим, аналогичный режиму, предусмотренному частью 1 настоящей статьи; если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 94-ФЗ Правительством Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, применение заказчиком при размещении заказов на поставку товаров иностранного происхождения условий допуска таких товаров, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, является обязательным.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" рекомендовано устанавливать в документации об открытом аукционе в электронной форме требования об указании (декларировании) участником открытого аукциона в электронной форме в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме страны происхождения поставляемого товара.
Как установлено арбитражным судом, в соответствии с указанным пунктом в Информационной карте документации об открытом аукционе в электронной форме установлен приоритет товарам российского происхождения и (или) товарам, происходящим из Республики Беларусь по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства в размере 15 % от предложенной цены контракта.
В пункте 4 Информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в приложении N 1 к Информационной карте, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) с указанием страны происхождения предлагаемого к поставке товара.
В силу положений части 1 статьи 41.1 Закона N 94-ФЗ проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном главой 3.1 данного Закона.
Частью 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме.
Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Статьей 41.2 Закона N 94-ФЗ установлены правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме.
Частью 1 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов.
Часть 2 статьи 41.2 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, направляемые заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с частью 5 статьи 41.2 Закона N 94-ФЗ наличие электронной цифровой подписи лиц, указанных в частях 2 - 4 настоящей статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Как следует из материалов дела, согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме проведение рассматриваемого открытого аукциона обеспечивает ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - ОАО "ЕЭТП").
Согласно пункту 10.4 Регламента ОАО "ЕЭТП" заявка на участие в электронном аукционе подается участником размещения заказа единовременно в форме двух частей. Каждая часть заявки должна быть подписана электронной подписью (ЭП), обе части заявки подаются, и подписываются ЭП одновременно. Подтверждение заявки подписывается действующим сертификатом ЭП лица, имеющего действовать от имени соответственно участника размещения заказа
В пункте 10.7 Регламента ОАО "ЕЭТП" установлено, что подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник размещения заказа подтверждает то, что товары (работы, услуги), предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении открытого аукциона в электронной форме, также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услуги в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документами извещении.
При этом указание сведений о стране происхождения товара в первой части заявки подтверждается в соответствии с пунктом 10.8 Регламента ОАО "ЕЭТП", в которой установлено, что при формировании карточки заявки на участие в аукционе участника размещения заказа имеется возможность при заполнении первой части заявки указать преференции, на получение которых он претендует.
Программные средства электронной площадки предусматривают указание участниками торгов сведений о странах происхождения товаров.
Материалами дела подтверждено, что данная возможность реализована предпринимателем при заполнении карточки заявки и проставления отметки напротив фразы "поставка включает товар российского происхождения" (том 1, л.д. 99, 143).
По смыслу положений статьи 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов законодатель исходит из обязательности соблюдения всеми участниками процесса размещения заказов нормативных предписаний, формальных требований процедурного характера. При этом соответствующая процедура подчинена целям объективного и сбалансированного решения поэтапных процедурных вопросов с целью заключить государственный (муниципальный) контракт и одновременно (по возможности) максимально исключить в перспективе проблемы исполнения сторонам и договорных обязательств.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, рассмотрение заявок участников размещения заказа на предмет соответствия отдельным пунктам аукционной документации не может проходить в отрыве от системного и взаимосвязанного восприятия всей документации, представляемой участником размещения заказа.
На основании изложенного, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, пришел к правильному выводу о том, что представленные предпринимателем сведения, сформированные с помощью функционала электронной площадки (согласие поставить товар в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации и извещении, сведения о предложении к поставке товара российского происхождения), а также прикрепленный файл, содержащий конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в приложении N 1 к Информационной карте аукциона, позволяли однозначно установить страну происхождения предложенного к поставке товара, с учетом того обстоятельства, что поставке подлежало лишь одно наименование товара.
Таким образом, поскольку заявка предпринимателя содержала все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 4 Информационной карты аукциона, в том числе и о стране происхождения товара, то ее отклонение аукционной комиссией на основании пункта 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в связи не представлением сведений о стране происхождения предлагаемого для поставки товара, обоснованно признано оспариваемым решением управления антимонопольной службы неправомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что заполнение строки интерфейса электронной площадки "поставка включает товар российского происхождения" не позволяет сделать однозначный вывод о том, что предлагаемый к поставке товар имеет именно такое происхождение, подлежит отклонению, как несостоятельная.
По мнению суда апелляционной инстанции, предложенное предпринимателем спорное указание на происхождение предлагаемого к поставке товара разночтений не допускало, в связи с чем у аукционной комиссии отсутствовали основания для вывода о том, что указанный товар имеет нероссийское происхождение.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.02.2014 по делу N А62-6718/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6718/2013
Истец: Главное управление государственного заказа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
Третье лицо: ИП Диев Александр Николаевич, Областное государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница скорой медицинской помощи", ОГБУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи"