г. Самара |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А65-18075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2013 по делу N А65-18075/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (ИНН 1658029258, ОГРН 1021603061655), г.Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г.Казань, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании решений,
без участия в судебном заседании приняли представителей сторон, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (далее - ООО "Аракчинский гипс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 17.06.2013 N 2447 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016868@.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.10.2013 по делу N А65-18075/2013 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан просила отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "Аракчинский гипс" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела откладывалось с 17.02.2014 на 17.03.2014, на 14.04.2014 и на 14.05.2014.
В связи с нахождением судьи Захаровой Е.И. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 14.05.2014, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 произведена замена судьи Захаровой Е.И. на судью Кувшинова В.Е.; после замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан представила дополнения к апелляционной жалобе (расчеты земельного налога и пени, сведения о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости) и доказательства их направления 06.05.2014 в адрес общества.
С учетом положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанные дополнения приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО "Аракчинский гипс" сообщило, что указанные дополнения им не получены.
В соответствии с частью 1 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право, в частности, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.
ООО "Аракчинский гипс" указанными правами не воспользовалось, своего представителя для участия в судебном заседании 14.05.2014 не направило.
В связи с изложенным и учитывая, что расчеты земельного налога и пени общество могло составить самостоятельно, а сведения о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости у него должны иметься, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отложения судебного разбирательства и считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, отзыве, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "Аракчинский гипс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:280542:14 общей площадью 39340 кв.м, расположенный по адресу: г.Казань, ул. Приволжская, 161.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО "Аракчинский гипс" по земельному налогу за 2012 год Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан принял решение от 03.04.2013 N 2.13-09/2/655 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по земельному налогу на указанный земельный участок в связи с необоснованным применением в 2012 году его кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012.
Решением от 17.06.2013 N 2447 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан начислила обществу земельный налог в сумме 464727 руб., соответствующие суммы штрафа (по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) и пени (по статье 75 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01.08.2013 N 2.14-0-18/016868@, принятым по результатам рассмотрения жалобы общества, указанное решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан оставлено без изменения.
Суд первой инстанции признал указанные решения налоговых органов недействительными со ссылкой на то, что решением от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости указанного земельного участка, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 59604000 руб., в связи с чем эта кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2012.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) о государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о кадастре в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012, должна применяться с 01.01.2012.
Материалами дела подтверждается, что на основании указанного судебного решения соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены 01.11.2012.
Поскольку указанным судебным решением установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная указанным судебным решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 01.11.2012. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона о кадастре, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Вышеприведенные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу N А65-18164/2013 и от 14.03.2014 по делу N А65-18655/2013.
На основании изложенного и с учетом положений пункта 7 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащего уплате за период до 01.11.2012 исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", составляет 1852003 руб. 25 коп., а сумма земельного налога, подлежащего уплате за период с 01.11.2012 в соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2012 по делу N А65-9325/2012, составляет 60610 руб., то есть всего - 1912613 руб. 25 коп.
По налоговой декларации сумма исчисленного земельного налога составила 1757766 руб.
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 154847 руб. 25 коп. (1912613 руб. 25 коп. - 1757766 руб.).
Между тем, как уже указано, оспариваемым решением налогового органа обществу дополнительно начислен земельный налог за 2012 год в сумме 464727 руб.
Соответственно начисление налоговым органом земельного налога в сумме 309879 руб. 75 коп. (464727 руб. - 154847 руб. 25 коп.), а также соответствующих сумм пени и штрафа (с учетом установленной оспариваемым решением налогового органа переплаты по земельному налогу в сумме 111767 руб. 26 коп.) нельзя признать правомерным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции изменяет обжалованное судебное решение в связи с несоответствием содержащихся в нем выводов обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, признает оспариваемые решения налоговых органов недействительными в части начисления земельного налога в сумме 309879 руб. 75 коп., соответствующих сумм пени, штрафа (с учетом установленной оспариваемым решением налогового органа переплаты по земельному налогу в сумме 111767 руб. 26 коп.) и отказывает обществу в удовлетворении остальной части заявления.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года по делу N А65-18075/2013 изменить.
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан от 17 июня 2013 года N 2447 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 01 августа 2013 года N 2.14-0-18/016868@ в части начисления земельного налога в сумме 309879 руб. 75 коп., соответствующих сумм пени и штрафа.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18075/2013
Истец: ООО "Аракчинский гипс", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Республике Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара