г. Саратов |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А06-7197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества КБ "Восточный" в лице Южного филиала (г. Ростов-на Дону)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "15" января 2013 года по делу N А06-7197/2013 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества КБ "Восточный" в лице Южного филиала (г. Ростов-на Дону)
о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29.08.2013 года N 19-АД(К)-05-13 о привлечении к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество КБ "Восточный" в лице Южного филиала (далее заявитель, Банк) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее Управление, антимонопольный орган) от 29.08.2013 года N 19-АД(К)-05-13 о привлечении к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Астраханской области от "15" января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО КБ "Восточный" в лице Южного филиала, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 02 апреля 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей открытого акционерного общества КБ "Восточный" в лице Южного филиала, Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 29.04.2014, объявлялся перерыв до 30.04.2014 года до 14 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области из Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе поступило заявление Григорьевой Г.Ю., указывающее на признаки нарушения ОАО КБ "Восточный" антимонопольного законодательства.
В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управление направило в адрес ОАО КБ "Восточный" запрос исх. N 05/2018 от 29.03.2013 года, согласно которому ОАО КБ "Восточный" надлежало в срок не позднее 19.04.2013 года предоставить в Управление следующую информацию (сведения, документы):
1.Копию кредитного договора N 12/7336/00000/400558, заключенного с Григорьевой Галиной Юрьевной (далее Григорьева Г.Ю.) в августе 2012 года, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.
2. Копии всех заявлений, анкет, иных документов, которые Григорьева Г.Ю. заполняла, подписывала, направляла в Банк с целью заключения кредитного договора N 12/7336/00000/400558, а также в период исполнения кредитного договора.
3. Копии всех документов, которые были выданы Банком Григорьевой Г.Ю. при заключении и исполнении кредитного договора N 12/7336/00000/400558.
4. Формы кредитных договоров с физическими лицами, действующих в период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года, с приложением копий утверждающих документов Банка.
5. Формы всех документов, которые подписывают, заполняют физические лица с целью получения кредита в Банке, за период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года, с приложением копий утверждающих документов Банка (в том числе в случае подключения к программам страхования жизни и здоровья).
6. Копии всех документов Банка, регулирующих условия и порядок выдачи кредитов физическим лицам, а также порядок действий сотрудников Банка при оформлении кредитных договоров с физическими лицами, за период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года, с приложением копий утверждающих документов Банка.
7. Копии всех договоров, заключенных Банком со страховыми компаниями, действующих августе 2012 года, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями.
8. Перечень страховых компаний, в которых заемщики Банка (физические лица) могут застраховать свои жизнь и здоровье, за период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года, с приложением копий документов Банка, утверждающих списки страховых компаний.
9. Каким образом до физических лиц при заключении кредитных договоров доводится информация о возможности страхования жизни и здоровья, с приложением копий подтверждающих документов, действующих в период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года.
10. Копию устава Банка.
11. Копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица Банка.
12. Копию свидетельства о постановке Банка на учет в налоговом органе.
13. Копии лицензий Банка.
14. Копии документов Банка, регулирующих деятельность отделений, подразделений, офисов и т.п. Банка в Астраханской области, за период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года.
15. Перечень отделений, подразделений, офисов и т.п. Банка, действующих на территории Астраханской области, за период с 01.08.2012 года по 31.03.2013 года.
16. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя Банка.
Копия, запроса исх. N 05/2018 от 29.03.2013 года получена Банком 11.04.2013 года, что подтверждается почтовым идентификатором N 41400029174817.
В ответ на указанный запрос ОАО КБ "Восточный" направило в Управление письмо исх. N 10/13 от 17.04.2013 года, вх. N 3639 от 17.04.2013 года с приложениями на 839 листах.
При этом в ответ на пункты 1-3 запроса исх. N 05/2018 от 29.03.2013 года Банк предоставил копии анкеты заявителя и заявления на получение кредита N 12/7336/00000/400558, из которых были исключены (вымараны) данные, указанные Григорьевой Г.Ю. при оформлении кредита.
Кроме того, Банком не был предоставлен график погашения кредита, являющийся приложением к заявлению на получение кредита Григорьевой Г.Ю.
В целях рассмотрения заявления Григорьевой Г.Ю. и решения вопроса о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции Управление направило Банку запрос исх. N 05/3940 от 13-05.2013 года, в соответствии с которым ОАО КБ "Восточный" надлежало в срок не позднее 24 мая 2013 года предоставить в Управление следующую информацию (сведения, документы):
1. Копию анкеты Григорьевой Галины Юрьевны от 24.09.2012 года, предоставленной в Управление письмом исх. N 10/13 от 17.04.2013 года, без исключения данных, указанных в анкете.
2. Копию заявления на получение кредита N 12/7336/00000/400558, предоставленного в Управление письмом исх. N 10/13 от 17.04.2013 года, без исключения данных, указанных в заявлении, со всеми приложениями, в том числе с графиком погашения кредита.
3. Копии документов, подтверждающих размер фактически полученных Григорьевой Г.Ю. денежных средств по кредитному договору N 12/7336/00000/400558.
Копия запроса Управления исх. N 05/3940 от 13.05.2013 года получена Банком 22.05.2013 года.
22.05.2013 года Управлением было получено письмо ОАО КБ "Восточный" исх. N 13/13 от 22.05.2013 года, вх. N 4689 от 22.05.2013 года, которым Банк сообщил, что запрашиваемые Управлением сведения являются банковской тайной, и Банк не находит законных оснований для предоставления запрашиваемых сведений и документов.
20.06.2013 года в адрес ОАО КБ "Восточный" поступило повторное обращение Управления от 17.06.2013 года N 05/5532 "О предоставлении информации", однако письменного согласия Григорьевой Г.Ю. Управлением представлено не было, в связи с чем ОАО КБ "Восточный" сведения на данное обращение представлены не были.
Определением ведущего-специалиста эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления - Балтыковой Е.М. от 17.06.2013 г. в отношении Банка по ч. 5 с. 19.8 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении N 19-АД (К)-05-13 и принято решение о проведении административного расследования.
15.07.2012 г. в отношении Банка составлен протокол N 19-АД (К)-05-13 об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области Н.С. Меркулов принял постановление N 19-АД (К)-05-13 о привлечении Банка к административной ответственности в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что поскольку Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 указанной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
В соответствии с п. 5.16 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 Астраханское УФАС России, как территориальный орган Федеральной антимонопольной службы России, имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от коммерческих и некоммерческих организаций (их руководителей), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (их должностных лиц), граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей независимо от их местонахождения, документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления своих полномочий.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, Григорьва Г.Ю. указывала на навязывание Банком услуг страховой компании при заключении Банком с Григорьевой Г.Ю. кредитного договора, в связи с чем антимонопольный орган запросил у Банка копии документов, оформленных Банком и подписанных заемщиком Григорьевой Г.Ю. при обращении за выдачей кредита и его получении.
Как правомерно указал суд первой инстанции, без предоставления Банком указанных документов антимонопольный орган не имеет возможности установить факт наличия или отсутствия нарушения Банком антимонопольного законодательства и в случае наличия нарушения привлечь виновных лиц к административной ответственности.
При этом такие документы антимонопольный орган может получить только от Банка. Кроме того, суд первой инстанции правомерно учел, что заявителем является Григорьева Г.Ю.. Таким образом, указанное лицо, будучи заинтересованным лицом в рассмотрении дела не возражало против истребования антимонопольным органом доказательств.
В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Банковская тайна относится к информации, составляющей охраняемую законом тайну, поскольку в отношении банковской тайны установлен особый режим защиты, определенный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской федерации государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, поскольку Законом о защите конкуренции предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу.
Оценка законности требования УФАС по Астраханской области, за неисполнение которого Банк привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, дана вступившими в законную судебными актами арбитражных судов по делу N А06-4757/2013.
В частности, ФАС Поволжского округа, отменяя постановление суда апелляционной инстанции, и оставляя в силе решение суда первой инстанции, которым ОАО КБ "Восточный" было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным требования УФАС по Астраханской области, в постановлении от 28 апреля 2014 года указал, что в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах (часть 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Банковская тайна относится к информации, составляющей охраняемую законом тайну, поскольку в отношении банковской тайны установлен особый режим защиты, определенный Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с пунктом 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, поскольку Законом о защите конкуренции предусмотрена обязанность кредитных организаций по предоставлению охраняемой законом тайны, в том числе банковской тайны, такая информация должна быть предоставлена антимонопольную органу по его запросу.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, в оспариваемом решении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ОАО КБ "Восточный" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения Банка к административной ответственности проверен судами первой и апелляционной инстанций, нарушений не установлено.
Наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "15" января 2013 года по делу N А06-7197/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества КБ "Восточный" в лице Южного филиала без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7197/2013
Истец: ОАО КБ "Восточный", ОАО КБ "Восточный" в лице Южного филиала
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области