город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2014 г. |
дело N А32-14432/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28 января 2014 года по делу N А32-14432/2013 (судья Тарасенко А.А.)
по иску Васиной Зинаиды Владимировны, Васиной Эльвиры Евгеньевны, Васина Николая Евгеньевича
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: открытого акционерного общества "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" в лице Южного филиала, администрации муниципального образования город Краснодар
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Васина Зинаида Владимировна, Васина Эльвира Евгеньевна, Васин Николай Евгеньевич обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - ответчик, кадастровая палата):
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303034:2 площадью 3163 кв.м, расположенного по адресу:
г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 90, равной его рыночной стоимости,
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302033:17 площадью 2543 кв.м, расположенного по адресу:
г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Северная, 299, равной его рыночной стоимости,
- об обязании ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исковые требования мотивированы тем, что Васиной З.В., Васиной Э.Е. и Васину Н.Е. на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 площадью 3163 кв.м и 23:43:0302033:17 площадью 2543 кв.м. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 и 23:43:0302033:17 утверждена в размере 62 241 102 руб. 81 коп. и 95 278 682 руб. 72 коп. соответственно.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Поскольку кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает рыночную стоимость последних, а размер земельного налога исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, истцы полагают возможным установить кадастровую стоимость названных участков равной их рыночной стоимости.
Ввиду того, что определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 апреля 2013 года производство по аналогичному исковому заявлению было прекращено в связи с его неподведомственностью, Васина З.В., Васина Э.Е. и Васин Н.Е. обратились с данным иском в арбитражный суд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П.Р. Поповича" в лице Южного филиала, администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд определил кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 площадью 3163 кв.м и 23:43:0302033:17 площадью 2543 кв.м равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, в размере 28 946 732 руб. и 48 801 569 руб. соответственно и обязал ФБУ "ФКП Росреестра" внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истца, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При определении рыночной стоимости принадлежащих истцам земельных участков суд принял за основу заключение ООО "Южно-региональное агентство оценки" от 29.10.2013 N 507э/13, составленные по итогам проведенной по делу судебной экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- истцами не представлены доказательства нарушения их прав установленной кадастровой стоимостью;
- самостоятельное оспаривание достоверности проведенной оценки возможно только до принятия органом государственной власти акта об ее утверждении. После принятия указанного акта оспаривание оценки недопустимо;
- истцами избран ненадлежащий способ защиты права. Спор об определении кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением по инициативе правообладателя вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрении в административном порядке, а в случае не согласия заявителя - в судебном в порядке обжалования решения уполномоченного органа. Истцы не представили доказательства обращения в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с соответствующим заявлением;
- уменьшение размера кадастровой стоимости земельного участка существенным образом отразится на размере земельного налога, поступающего в местный бюджет;
- разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью спорного земельного участка является значительной, что вызывает сомнения в объективности проведенной оценки земельного участка.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, будучи извещены о месте и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Васиной З.В., Васиной Э.Е. и Васину Н.Е. на праве общей долевой собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0303034:2 площадью 3163 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 90 (свидетельства о государственной регистрации права - л.д. 9-11 том 1);
- земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302033:17 площадью 2543 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Северная, 299 (свидетельства о государственной регистрации права - л.д. 12-17 том 1).
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" кадастровая стоимость указанных земельных участков была утверждена в размере 62 241 102 руб. 81 коп. и 95 278 682 руб. 72 коп. соответственно, что отражено в кадастровых паспортах от 02.02.2012 N 2343/12/12-39139 и от 27.02.2012 N 2343/12/12-85980 (л.д. 15-22 том 1).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, Васина З.В., Васина Э.Е. и Васин Н.Е. обратились в Первомайский районный суд г. Краснодара с иском об установлении кадастровой стоимости данных участков, равной их рыночной стоимости на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 апреля 2013 года (л.д. 153-155 том 1) производство по названному делу было прекращено, так как оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В связи с этим, Васина З.В., Васина Э.Е. и Васин Н.Е. обратились в арбитражный суд с аналогичным иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Учитывая вышеизложенное, довод апелляционной жалобы об избрании истцами ненадлежащего способа защиты не основан на нормах действующего законодательства и противоречит сложившейся судебной практике.
Ссылки заявителя жалобы на то, что спор об изменении вида разрешенного использования подлежит рассмотрению в административном порядке подлежит отклонению, так как в рамках настоящего дела требования об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 и 23:43:0302033:17 Васиной З.В., Васиной Э.Е. и Васину Н.Е. заявлено не было.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В целях подтверждения значительного превышения установленной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 и 23:43:0302033:17 над их рыночной стоимостью, определенной на дату установления его кадастровой стоимости, истцы представили в материалы дела отчеты от 14.02.2013 N 101 и от 14.02.2013 N 102 (л.д. 23-152 том 1), составленные ООО "Независимая экспертная компания "ФАВОРИТ", согласно которым рыночная стоимость указанных участков по состоянию на 01.01.2011 составила 33 493 545 руб. и 55 855 825 руб. соответственно.
Несмотря на это, определением от 03 октября 2013 года по ходатайству истцов судом первой инстанции по настоящему делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости вышеназванных земельных участков по состоянию на 01.01.2011. Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО "Южно-региональное агентство оценки" Буслаеву Ю.В.
По итогам проведения экспертизы в суд поступило заключение эксперта от 29.10.2013 N 507э/13 (л.д. 66-118 том 2), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303034:2 площадью 3163 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красноармейская, 90, определенная по состоянию на 01.01.2011, составила 28 946 732 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302033:17 площадью 2543 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Северная, 299, - 48 801 569 руб.
Рыночная стоимость земельных участков была определена экспертом на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, учитывая, что последняя государственная кадастровая оценка земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края была проведена по состоянию на 01.01.2011, истцы правомерно просили установить кадастровую стоимость спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной на указанную дату.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что составленное по итогам проведенной по делу экспертизы заключение эксперта ООО "Южно-региональное агентство оценки" от 29.10.2013 N 507э/13 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещены о рассмотрении настоящего спора в суде, доказательства недостоверности указанного заключения в материалы дела не представили, на нарушения экспертом при составлении заключения положений законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки не указали, тем самым приняв на себя соответствующие процессуальные риски (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял указанное заключение эксперта ООО "Южно-региональное агентство оценки" от 29.10.2013 N 507э/13 в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0303034:2 и 23:43:0302033:17 над их рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данных участков подлежит установлению в соответствии с их рыночной стоимостью.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования Васиной З.В., Васиной Э.Е. и Васина Н.Е.
Довод жалобы о том, что корректировка кадастровой стоимости вызовет уменьшение бюджетных поступлений, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Как указывалось выше, определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 08 апреля 2013 года (л.д. 153-155 том 1) производство по делу по иску Васиной З.В., Васиной Э.Е. и Васина Н.Е. было прекращено, так как оно не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку споры о подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации не допускаются, а отказ в рассмотрении арбитражным судом спора по существу фактически лишил бы истца права на судебную защиту, Арбитражный суд Краснодарского края правомерно принял дело к своему производству.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 января 2014 года по делу N А32-14432/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14432/2013
Истец: Васин Николай Евгеньевич, Васина Зинаида Михайловна, Васина Эльвира Евгеньевна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ФГБУ Федеральная кадастровая палата
Третье лицо: Администрация МО г. Краснодара, ОАО "Госземкадастрсъемка" ВИСХАГИ, ОАО "Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ" в лице Южного филиала