г. Чита |
|
15 мая 2014 г. |
дело N А58-92/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), с участием судьи Столбова В.В., секретаря судебного заседания Семеновой М.М., апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 года по делу N А58-92/2014 по заявлению открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701) к Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) (ОГРН1031402052153, ИНН 1435137122) о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 02 декабря 2013 по делу N 03-56/13А о нарушении антимонопольного законодательства,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Профит" (ОГРН 1101435006540, ИНН 1435230386),
(суд первой инстанции: судья Собардаховой В.Э.),
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" - Пухель О.В. - представителя по доверенности от 24.12.2013,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия) - Борисовой Т.П. - представителя по доверенности от 06.11.2013, Ефремовой А.В. - представитель по доверенности от 04.12.2013,
от общества с ограниченной ответственностью "Профит" - Горюшинского А.С. - представителя по доверенности от 30.10.2012,
установил:
открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее -
заявитель, общество или ОАО АК "Якутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган, Управление или Якутское УФАС России) с заявлением о признании недействительными решения и предписания по делу N 03-56/13А в связи с тем, что подстанция "Котельная 70 квартал" не эксплуатировалась и была демонтирована.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Профит" (далее - ООО "Профит").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 года признаны недействительными решение и предписание Управления от 02.12.2013 по делу N 03-56/13А о нарушении антимонопольного законодательства.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО АК "Якутскэнерго".
Суд первой инстанции не усмотрел в действиях заявителя признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) понуждения ООО "Профит" к заключению договора об осуществлении технологического присоединения.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Управление считает, что при принятии судом обжалуемого решения имели место: 1) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 2) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 3) неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Из апелляционной жалобы следует, что антимонопольный орган предписанием не обязывает ОАО АК "Якутскэнерго" подключить ООО "Профит" именно к трансформаторной подстанции "Котельная 70 квартал", а предписывает прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженное в понуждении ООО "Профит" к заключению договора об осуществлении технологического присоединения, то есть восстановить нарушенные права ООО "Профит", подключив его к электрическим к сетям, как объекта ранее в надлежащем порядке присоединенного к сети.
ОАО АК "Якутскэнерго" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ООО "Профит" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06 апреля 2012 года обществом ООО "Профит" выданы технические условия (переоформление) N 215/3860 на электроснабжение объекта "Торгово-офисный центр" по адресу: ул. Кирова, 19/3 запрашиваемой мощностью 170 кВт. В соответствии с данными условиями электроснабжение надлежит выполнить двумя КЛЭР-0,4 кВ от РУ-04 кВ ТП "Котельная 70 квартала", категорийность объекта по надежности электроснабжения в точке подключения III. Ранее выданные ТУ N 10/386 от 03.03.2005 признаны недействительными.
15 июля 2013 года письмом N 214/8154 общество сообщило ООО "Профит" о том, что в связи с демонтажем трансформаторной подстанции "Котельная 70 квартала" для определения точки присоединения объекта "Торгово-офисный центр" по адресу: ул. Кирова, 19/3 необходимо подать заявку на технологическое присоединение с полным пакетом документов.
23 июля 2013 года ООО "Профит" обратилось к обществу с заявкой на технологическое присоединение к сетям общества. Присоединяемый объект - спортивный комплекс в кв. 70 г. Якутска по адресу г. Якутск, ул. Кирова 19/3. Согласно заявке объект подлежит технологическому присоединению в связи с изменением точки подключения (подстанция ликвидирована). Объект на момент оформления заявки не подключен.
22 августа 2013 года ООО "Профит" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о принятии мер по недопущению противоправных и монопольных действий общества, выразившихся в требовании переоформить технические условия от 06.04.2013 с определением новой точки подключения.
04 сентября 2013 года ООО "Профит" получен направленный обществом с сопроводительным письмом от 22.08.2013 проект договора об осуществлении технологического присоединения к электросети объекта: Спортивный комплекс, ул. Кирова, 19/3, г. Якутск. Согласно приложению N 1 к договору "Технические условия" объект "Спортивный комплекс" по адресу: ул. Кирова, 19/3, г. Якутск подлежит присоединению к сетям Общества в точке присоединения - РУ -0,4 кВ ТП "Поликлиника (новая)" Л - Дворец пионеров с РП - 18 Л-РП-18-2 ПС "Восточная".
06 сентября 2013 года ООО "Профит" обратилось в антимонопольный орган с письмом, которым сообщило о получении от общества договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, стоимость технического подключения в соответствии с договором составляет 3 371 377,88 рублей.
02 октября 2013 года общество письмом N 215/11997 на запрос антимонопольного органа по заявлению ООО "Профит" представило сведения.
28 октября 2013 года между обществом и ООО "Профит" подписано соглашение, в соответствии с которым в целях урегулирования спора в антимонопольном органе об определении точки присоединения объекта (торгово-офисный центр по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 19/3) общество предоставляет постоянную точку подключения объекта от трансформаторной подстанции "Поликлиника" (Новая), расположенной возле объекта. ДО постоянного подключения объекта ООО "Профит" к трансформаторной подстанции "Поликлиника (новая)" объект может быть подключен временно на период строительства на основании технических требований.
30 октября 2013 года общество и ООО "Профит" подписали договор N 681 об осуществлении технологического присоединения к электросети объекта "Спортивный комплекс" по адресу: ул. Кирова, 19/3, г. Якутск. Размер платы за технологическое присоединение по договору составляет 74 929,66 рублей, в т.ч. НДС 11 429,95 рублей.
30 октября 2013 года общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением об отказе от заявления от 06.09.2013 в связи с урегулированием ситуации.
30 октября 2013 года обществом получен подписанный со стороны ООО "Профит" договор N 681 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. При этом ООО "Профит" сообщило об отзыве заявления в антимонопольный орган.
Решением антимонопольного органа (резолютивная часть оглашена 29.11.2013, полный текст изготовлен 02.12.2013) общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В соответствии с решением обществу также выдано предписание N 03-56/13А.
Не согласившись с законностью и обоснованностью решения и предписания антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемых решения и предписания правильными, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам;
- нарушение оспариваемыми решением и предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как уже указывалось выше, оспариваемым решением общество признано нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Согласно оспариваемому предписанию обществу надлежит прекратить нарушение Закона о защите конкуренции, выраженное в понуждении ООО "Профит" к заключению договора об осуществлении технологического присоединения, подключив ООО "Профит" к электрическим сетям как объекта ранее в надлежащем порядке присоединенного к сети.
Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС России от 30 июня 2008 года N 30 разъяснено, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК России, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса России не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
По мнению антимонопольного органа действия общества не соответствуют пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому в случае, если происходит смена собственника энергопринимающих устройств, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник энергопринимающих устройств обязан уведомить сетевую организацию о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в 2005 году обществом выданы МУП "Теплоэнергия" технические условия от 03.03.2005 N 10/386 (переоформление) на присоединение к электрическим сетям по объекту "Котельная квартала 70" (ул. Кирова 19/3) с установленной расчетной мощностью 630 кВт, категорийность объекта по надежности электроснабжения. Точка подключения определена: РУ-0,4 кВ ТП "Котельная квартала 70", Л-РП 3 ПС- Центральная. Между обществом и МУП "Теплоэнергия" 03 марта 2005 года подписан акт на разграничение принадлежности к ответственности за эксплуатацию электроустановки и сооружения, напряжением до и выше 1000 В.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, трансформаторная подстанция - это электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
Из оспариваемого решения следует, что трансформаторная подстанция "Котельная 70 квартала" находилась в эксплуатации с 1975 года. РУ-6кВ и РУ-0,4 кВ встроены в здание бывшей котельной, трансформаторы 2+250 кВа стояли отдельно на улице.
29 августа 2005 года распоряжением Мэра города Якутска N 760р обществу рекомендовано перевести потребителей, наряду с прочими, от котельной "Квартал 70" на централизованное теплоснабжение и в срок до 20.09.2005 выполнить работы по реконструкции и строительству подводящих сетей тепловодоснабжения к котельной 70 квартала.
21 сентября 2005 года Якутским отделением АК "Якутскэнерго" Энергосбыт и МУП "Теплоэнергия" (абонент) составлен акт N 2989 технического осмотра установки для учета электроэнергии юридических лиц (абонент МУП "Теплоэнергия"). В соответствии с данным актом котельная отключена от эл/сети, оборудование демонтировано.
Таким образом, в сентябре 2005 года энергопринимающие устройства здания бывшей котельной по адресу: г. Якутск, ул. Кирова 19/3 были отсоединены от электрических сетей общества.
В 2010 году здание бывшей котельной по адресу: г. Якутск, ул. Кирова 19/3 было приобретено ООО "Профит".
Как пояснил представитель ООО "Профит" в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанции, бывший владелец здания котельной - МУП "Теплоэнергия", передав документы о технологическом подключении, при реализации здания ООО "Профит" об отключении котельной от сетей общества не сообщил, с актом от 21.09.2005 N 2989 не ознакомил.
При этом изложенные ООО "Профит" в заявлении в антимонопольный орган от 06.09.2013 факты отключения обществом электроэнергии без оповещения и согласования с ООО "Профит" материалами дела не подтверждается. Представитель ООО "Профит" получение электроэнергии от сетей общества на объекте - здание по адресу: г. Якутск, ул. Кирова 19/3 не подтвердил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 утверждены Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее - Порядок технологического присоединения).
Согласно пункту 2 действие Правил технологического присоединения распространяется в том числе на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются точки присоединения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации.
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, объект - здание бывшей котельной было отсоединен от сетей общества в 2005 году в связи с демонтажем трансформаторной подстанции "Котельная квартала 70", то предложение обществом ООО "Профит" подать заявку на технологическое присоединение с полным пакетом документов следует признать правомерным.
В пункте 7 Порядка технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил); г. 1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; г. 2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Исходя из положений данной нормы, как правильно указал суд первой инстанции, составление акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон является завершающим этапом процедуры технологического присоединения. Таким образом, выдачей технических условий от 06.04.2012 N 215/3860 приобретенное ООО "Профит" здание бывшей котельной к электрическим сетям общества подключено не было.
Как пояснил представитель заявителя в ходе судебного разбирательства, технические условия от 06.04.2012 N 215/3860 на электроснабжение здания бывшей котельной от ТП "Котельная 70 квартала" были выданы ООО "Профит" ошибочно, так как оборудование трансформаторной подстанции "Котельная 70 квартал" было демонтировано в 2005 году. Последнее обстоятельство подтверждается актом от 21.09.2005 N 2989, составленным между Якутским отделением АК "Якутскэнерго" Энергосбыт и МУП "Теплоэнергия" (абонент).
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" энергопринимающих устройств не подлежит применению, поскольку объект - здание бывшей котельной на момент приобретения здания ООО "Профит" ранее был отсоединен от сетей общества.
Физическая возможность подключения здания бывшей котельной в точке присоединения - трансформаторная подстанция "Котельная 70 квартала" антимонопольным органом при проверке обоснованности жалобы ООО "Профит" не установлена, из материалов дела не следует.
Поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, энергопринимающие устройства по адресу: г. Якутск, ул. Кирова 19/3 в 2005 году были отсоединены от сетей общества в связи с демонтажем оборудования трансформаторной подстанции обществом правомерно предложено ООО "Профит" подключение к электрическим сетям общества в соответствии с порядком установленном Правилами технологического присоединения в иной точке присоединения.
По договору от 30.10.2013 обществом ООО "Профит" предоставлена точка присоединения объекта (торгово-офисный центр по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 19/3) от трансформаторной подстанции "Поликлиника (Новая)".
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
При этом Правила технологического присоединения не предусматривают каких-либо особенностей заключения, исполнения договора на технологическое присоединение в случае если ранее технологически присоединенные энергопринимающие установки были по соглашению между сторонами договора энергоснабжения отсоединены от электрических сетей в связи с демонтажем оборудования в точке подключения к сетям.
Между обществом и ООО "Профит" достигнуто соглашение, подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Каких-либо претензий ООО "Профит" по условиям договора об осуществлении технологического присоединения, в том числе в части определения точки подключения и подлежащих выполнению сторонами мероприятий (приложение N 1 к договору) не заявило, на признании общества нарушившим Закон о конкуренции путем злоупотребления своим доминирующие положением на рынке не настаивает.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения Закона о защите конкуренции, понуждения ООО "Профит" к заключению договора об осуществлении технологического присоединения.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 февраля 2014 года по делу N А58-92/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-92/2014
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1539/14
07.05.2014 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-92/14
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-92/14