город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2014 г. |
дело N А32-22859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Далоевым А.Т.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 28.11.2013 N 2777, выдана сроком на 1 год Симонова А.С.
от заинтересованного лица: представителя по доверенности от 10.12.2013 N 01-900/13-08, выдана сроком до 31.12.2014 Харитонова Н.Н.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 03110"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2014 по делу N А32-22859/2013
по заявлению Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 03110"
к заинтересованному лицу Главе Администрации (губернатор) Краснодарского края
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз"; Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; Государственной корпорации "Олимпстрой"
о признании недействительным распоряжения,
принятое в составе судьи Гречко О.А.
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Войсковая часть 03110" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главе Администрации (Губернатору) Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 24.10.2012 N 956-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения", в части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34, об обязании внести изменения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорное распоряжение об установлении сервитутов реализовано, газопровод сдан в эксплуатацию, следовательно публично-правовые отношения по установлению сервитута прекратились (административный акт исполнен). Таким образом учреждением избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Более того, спорное распоряжение вынесено без нарушений действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что суд первой инстанции не придал значение тому факту, что ФГКУ "В/ч 03110" является органом Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ России), созданным для решения в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Также судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права.
ГК "Олимпстрой" в отзыве на заявление указывает, что в отношении спорного земельного участка сервитут установлен в соответствии с положениями действующего законодательства, срок на обжалование ненормативного акта пропущен заявителем.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание третьи лица своих представителей не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
В судебном заседании представитель учреждения настаивал на отмене решения суда, сославшись на приведённые в апелляционной жалобе доводы, представил для приобщения к материалам дела заверенную копию письма ФСБ РФ от 24.04.13г. N 2/11-1801, которым отозвано согласование проекта межевания, изложенное в письме N 2/11-3614 от 16.07.11г.
Суд апелляционной инстанции протокольным определением приобщил представленную представителем учреждения копию письма.
Представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, сославшись на законность решения суда, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов согласована с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 106.1 "Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 (далее - Постановление), ООО "Газпром межрегионгаз" является ответственным исполнителем при осуществлении проектных и изыскательских работ и строительства олимпийского объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления. Этап: Газопровод межпоселковый к с. Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В целях исполнения Постановления, в соответствии со статьей 15.2 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Постановлением, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.09.2012 N 138-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения этапа "Газопровод межпоселковый к с. Веселое" олимпийского объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные и изыскательские работы, строительство)", распоряжением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2012 N 956-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения" был установлен сервитут в интересах ООО "Газпром межрегионгаз" на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402058:34, находящийся по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, с. Веселое, ул. Мира, принадлежащий ФГКУ "Войсковая часть 03110" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 06.04.2011 серии 23-АИ N 740139.
Считая, указанное постановление не соответствующим закону, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного постановления и обязании исключить из постановления земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402058:34.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение выбрало ненадлежащий способ защиты своих прав.
Лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение действием (бездействием) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках рассмотрения спора о праве (например, об устранении препятствий в пользовании земельным участком) должна быть дана оценка действиям исполнительного органа по принятию распоряжения от 24.10.2012 N 956-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения", в части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34, определены последствия выявленных нарушений, их влияние на права лица, являющегося правообладателями спорного земельного участка.
Положения пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Кодекса связывают право лица на обращение в суд с возможностью восстановления нарушенного права.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 11 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 310-ФЗ) Российская Федерация со дня вступления в силу Федерального закона и до 01.01.2014 передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ.
Согласно частям 14, 15, 16 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ решение об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения принимается администрацией Краснодарского края на основании заявления, в том числе ГК "Олимпстрой" (в случае, если строительство и (или) эксплуатация олимпийских объектов федерального значения предусмотрены за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц), к которому прилагаются следующие документы:
-копия утвержденной документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов с указанием планируемых границ сервитутов - в случае установления сервитутов в целях, предусмотренных пунктами 1-3 части 2 статьи 15.2 Федерального закона N 310-ФЗ;
-обоснование необходимости установления сервитута - в случае установления сервитута.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, пунктом 106.1 которой предусмотрено строительство объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные и изыскательские работы, строительство)". Ответственным исполнителем по указанному объекту является ООО "Газпром Межрегион газ".
Частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона N 310-ФЗ предусмотрено, что документация по планировке территории для размещения олимпийских объектов подготавливается ГК "Олимпстрой", затем утверждается Министерством регионального развития РФ по согласованию с администрацией Краснодарского края.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.09.2012 N 138-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения этапа "Газопровод межпоселковый к с. Веселое" олимпийского объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные и изыскательские работы, строительство)" земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402058:34 входит в границы размещения указанного олимпийского объекта.
Вместе с тем установлено, что в случае, если документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов (проектом планировки территории и проектом межевания территории, подготовка которого осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа) предусмотрено размещение олимпийских объектов на земельных участках, находящихся на территории Сочинского национального парка или предоставленных для нужд обороны и безопасности, утверждение указанной документации осуществляется соответственно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ).
Для размещения этапа "Газопровод межпоселковый к с. Веселое" олимпийского объекта федерального значения "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные и изыскательские работы, строительство)" (пункт 106.1 Программы) от Федеральной службы безопасности России было получено согласование (письмо от 16.07.2011 N 2/11-3614) проекта межевания, в границах которого осуществляется строительство указанного олимпийского объекта, в том числе на земельных участках, предоставленных для нужд безопасности.
Разрешенный вид использования земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ).
Статьей 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, утверждение ФГКУ "Войсковая часть 03110" о том, что установление сервитутов на землях, предназначенных для нужд обороны, безопасности запрещено в силу статьи 27 Земельного кодекса РФ, не основано на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного следует, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2012 N 956-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения", согласно которому в интересах ООО "Газпром Межрегионгаз" установлен сервитут в целях строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные и изыскательские работы, строительство)" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34, принято в пределах предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством. Официально распоряжение опубликовано в краевой газете "Кубанские новости" N 208, 30.10.2012.
Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено дело N А32-16887/13 по иску ФГКУ "Войсковая часть 03110" об устранении препятствий в пользовании спорным земельным участком. Основанием иска, рассматриваемого в рамках указанного дела, явилось строительство на земельном участке заявителя газопровода в рамках осуществляемого олимпийского строительства на основании оспариваемого заявителем распоряжения. Вступившим в законную силу решением суда от 30.08.2013 N А32-15563/2013 установлено, что строительство газопровода на спорном земельном участке завершено, объект введен в эксплуатацию.
Таким образом, как установлено выше, распоряжение от 24.10.2012 N 956-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения", в части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34, реализовано. Следовательно, публично-правовые отношения по установлению сервитута прекратились (административный акт исполнен), а возникли иные правоотношения по владению и пользованию спорным земельным участком, возникшие из гражданских правоотношений. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается. Указанный правовой подход соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2011 по делу N А53-23530/2010, от 08.11.2011 по делу N А32-7264/2008, от 25.05.2012 по делу N А22-1344/2011).
Таким образом, суд апелляционной инстанции подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В тоже время, заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что суд первой инстанции в решении не придал значение тому факту, что ФГКУ "В/ч 03110" является органом Федеральной службы безопасности (далее - ФСБ России), созданным для решения в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В целях реализации ФГКУ "В/ч 03110" вышеназванной функции, руководством ФСБ России принято решение о строительстве на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402058:34 (далее - Земельный участок) жилого фонда для военнослужащих и членов их семей.
Положения, закрепленные в распоряжении Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 октября 2012 года N 95 б-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения" (далее - Распоряжение) реализованы. По мнению учреждения это привело к невозможности использования Земельного участка по его прямому предназначению, что влияет на полноценную реализацию поставленной перед ФГКУ "В/ч 03110" задач, причиняя существенный вред обороне и безопасности страны.
Заявитель настаивает, что строительство газопровода осуществлено до подписания с ФГКУ "В/ч 03110" соглашения об установлении сервитута и до издания оспариваемого Распоряжения.
Данные доводы учреждения отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ) до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей канатных дорог и т.п.).
В соответствии с частями 14, 15 статьи 15.2 Федерального закона N 310-Ф$ решение об установлении сервитутов в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края на основании заявления Корпорации - в случае, строительство и (или) эксплуатация олимпийских объектов федерального значений I предусмотрены за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 N 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, пунктом 106.1 которой предусмотрено строительство объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления (проектные изыскательские работы, строительство)". Ответственным исполнителем по указанному объекту является ООО "Газпром межрегионгаз".
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 310-ФЗ документация планировке территории для размещения олимпийских объектов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом власти Краснодарского края, при этом разрешенный вид использования земельных участков предназначенных для размещения олимпийских объектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов (ч. 10 ст. 14 Федерального закона N 310-ФЗ).
Согласно выкопировке из проекта межевания территории в составе документации по планировке территории для размещения олимпийского объекта) согласованной администрацией Краснодарского края и утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18.09.2012 N 13, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34 подлежит установлению сервитут на период строительства олимпийского объекта.
На основании утвержденной документации по планировке территорий Корпорацией направлено в администрацию Краснодарского края заявление от 28.09.2012 N ГГ-Д17-30633 о принятии решения об установлении в интересах ООО "Газпром межрегионгаз" сервитута для строительства олимпийского объекта предусмотренного пунктом 106.1 Программы строительства олимпийских объекте" (прилагается).
24 октября 2012 года в соответствии с положениями Федерального закона N 310 ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 991 приказом Минрегиона России от 18.09.2012 N 138-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения этапа "Газопровод межпоселковый к с. Веселое" олимпийского объекта "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов высокого и среднего давления", главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано распоряжение N 956 согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34 в интересах ООО "Газпром межрегионгаз" установлен сервитут для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Согласно статье 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 310-ФЗ. щ
Таким образом, распоряжение главы администрации (губернаторе Краснодарского края от 24.10.2012 г. N 956-р в части обременения сервитутом земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34 вынесено на оснований приказа Минрегиона России от 18.09.2012 N 138-ОИ, в основе которого письмо ФСБ РФ от 16.07.2011, в соответствии с нормами Федерального закона N310-ФЗ.
Следует отметить, что, по мнению заявителя, суд первой инстанции принял во внимание тот факт, что согласование от 16.07.2011 N 2/11-3614 руководством ФСБ России отозвано письмом от 24.04.2013 N 2/11-1801 (в материалах дела имеется).
Данный односторонний отзыв не влечет за собой правовых последствий, поскольку является юридически ничтожным. Ни нормами права, ни какими-либо дополнительными соглашениями между сторонами не установлено право одностороннего отзыва, и разрыва имеющихся взаимоотношений.
Более того, обременение сервитутом, установленное распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2012 г. N 956-р в части обременения сервитутом земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402058:34, вынесенное на основании приказа Минрегиона России от 18.09.2012 N 138-ОИ, не может быть признано недействительным на основании письма ФСБ России с отзывом согласования от 24.04.2013 N 2/11-1801.
В силу статьей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспаривание субъективных гражданских прав возможно только в порядке искового производства с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков обладателя субъективного гражданского права и с использованием надлежащего способа защиты (аналогичное толкование дано в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2009 по делу А32-1666/2008). Соответствующие разъяснения даны в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", спор о праве не может быть рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права. Избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя, поскольку на основании оспариваемого ненормативного правового акта возникли гражданские права, которые могут быть оспорены в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Отсутствие судебного акта о признании недействительным оспариваемого постановления, не лишает заявителя возможности ссылаться на его незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого соответствующие доказательства.
Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции допущены нормы материального права отклоняются ввиду вышеописанного.
Также отклоняется довод заявителя о том, что нормы Закона об обороне имеют приоритетный характер к нормам Олимпийского закона. По мнению заявителя, если исходить из того, что Олимпийский закон и Закон об обороне - являются специальными, то применению подлежит последний, так как Закон об обороне был принят ранее, и с этой точки зрения именно он имеет приоритет. Данный довод мотивирован и не основан на нормах в права. На территории Российской Федерации Федеральные законы имеют равную юридическую силу вне зависимости от времени или места принятия данного закона, если иное не установлено законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2014 по делу N А32-22859/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22859/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5032/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22859/13