город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2014 г. |
дело N А01-2672/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.03.2014 г. по делу N А01-2672/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея по делу об административном правонарушении N 013487/361 от 11.11.2013 г.,
принятое в составе судьи Шагуч Б.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" (далее - ООО "Стройкомплекс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - управление) N 013487/361 от 11.11.2013 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что административным органом неверно квалифицированы действия заявителя по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как факты выявленного в ходе проверки нарушения свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 06 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильную квалификации административным органом совершенного обществом правонарушения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Через канцелярию суда поступил отзыв управления на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, территориальным отделом на основании распоряжения N 1252 от 23.09.2013 г. проведена плановая проверка деятельности ООО "Стройкомплекс", в ходе проведения которой было установлено осуществление обществом деятельности по строительству многоквартирных домов в качестве подрядчика, производству металлопластиковых изделий (блоки оконные и балконные дверные из полимерных материалов) и стеклопакеты на производственной площадке.
При осуществлении указанной деятельности обществом допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно: на предприятии не решены вопросы сбора и утилизации производственных отходов (стружка и обрезки профиля из ПВХ и алюминия, полиэтилен, картон, деревянная упаковка, отходы стеклопакетов, отработанных люминесцентных ламп (до 21.10.2013 г. договор на оказание услуг по утилизации опасных отходов с ООО "Агентство "Ртутная безопасность" N 4433 от 21.10.2013 г.); отработанные резиновые покрышки, отработанные аккумуляторы, масла автомобильные, обтирочный материал и песок загрязненный маслами. Не определены места сбора и накопления отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств. Кроме того установлены факты захламления строительным мусором, отходами производства металлопластиковых изделий и отработанными автомобильными покрышками части территории промышленной площадки по адресу: пгт.Яблоновский, ул. Шоссейная, 75; факты захламления строительной площадки по адресу пгт.Яблоновский, ул. Гагарина N 155, N 157 твердыми бытовыми и строительными отходами, что является нарушением требований статьи 22 Федерального закона 30.01.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пунктов 2.2, 3.6 СанПиН 2.1.27.1322-03 "Гигиенические требования к размещении обезвреживанию отходов производства и потребления", пункта 2.4 Санитарных Правил 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пунктов 34.1, 34.3, 34.9. СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства".
По данному факту выявленных нарушений 18.10.2013 г. составлен протокол об административном правонарушении N 014582 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением начальника территориального отдела по делу об административном правонарушении N 013487/361 от 11.11.2013 г. ООО "Стройкомплекс" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Стройкомплекс" не согласившись с вынесенными территориальным отделом постановлением о назначении административного наказания, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
ООО "Стройкомплекс" осуществляет деятельность по строительству многоквартирных жилых домов в качестве подрядчика по договорам с индивидуальными предпринимателями Емтыль А.М. по адресу нахождения объекта: пгт.Яблоновский, ул.Гагарина, 157, (договор N 30 от 02.07.2012 г.) и Совмиз А.К. по адресу нахождения объекта: пгт.Яблоновский, ул.Гагарина, 155/1, (договор б/н от 15.05.2012 г.); производит металлопластиковые изделия (блоки оконные и балконные дверные из полимерных материалов) и стеклопакеты на производственной площадке по адресу п. Яблоновский, ул. Шоссейная, 75.
По договорам безвозмездного пользования объектом от 01.07.2013 г. и аренды нежилых помещений от 01.01.2013 г. по адресу: пгт.Яблоновский, ул.Шоссейная, 75, ИП Емтыль С.А. переданы ООО "Стройкомплекс": склад площадью 423,5 кв.м., цех металлопластиковых окон площадью 396 кв.м., мастерские общей площадью 79,5 кв.м, ангар площадью 334 кв.м, прилегающая территория - земельный участок площадью 1000 кв.м.
ООО "Стройкомплекс" на праве собственности принадлежит магазин площадью 57,5 кв.м, расположенный по адресу: пгт.Яблоновский, ул.Гагарина, 155, корпус N 1, магазин N 3(свидетельство о государственной регистрации права от 23.12.2011 г.).
На балансе предприятия находятся 4 ед. транспортных средств (грузовой самосвал FAW СА 3252, самосвал JAC, грузовой манипулятор DEWOO NVUS, погрузчик YANGCHA).
Таким образом, для осуществления своей деятельности ООО "Стройкомплекс" имеет в своем составе следующие подразделения: офисные помещения для размещения и работы административно-управленческого персонала, цех по производству металлопластиковых изделий (блоки оконные и балконные дверные из полимерных материалов) и стеклопакетов, транспортный участок, строительно-монтажный участок (размещается в местах проведения строительных работ и на промышленной площадке (складские помещения площадью 423,5 кв.м.), слесарный и сварочный участки, помещение для электриков, санитарно-бытовые помещения для работников предприятия.
ООО "Стройкомплекс" заключены договоры на вывоз мусора от 01.01.2013 г. по адресу: пгт.Яблоновский, ул.Гагарина, 155/1, и на оказание услуг по утилизации опасных отходов от 21.10.2013 г.
Так, территориальным отделом в ходе проверки, установлено, что ООО "Стройкомплекс" не решены вопросы сбора и утилизации производственных отходов (стружка и обрезки профиля из ПВХ и алюминия, полиэтилен, картон, деревянная упаковка, отходы стеклопакетов, отработанных люминесцентных ламп; отработанные резиновые покрышки, отработанные аккумуляторы, масла автомобильные, обтирочный материал и песок загрязненный маслами. Не определены места сбора и накопления отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств. Кроме того, установлены факты захламления строительным мусором, отходами производства металлопластиковых изделий и отработанными автомобильными покрышками части территории промышленной площадки по адресу: пгт.Яблоновский, ул. Шоссейная, 75, факты захламления строительной площадки по адресу пгт.Яблоновский, ул. Гагарина N N 155, 157 твердыми бытовыми и строительными отходами.
Таким образом, в результате производственной деятельности в подразделениях предприятия образуются отходы различных классов опасности, которые в соответствии с законодательством подлежат сбору, накоплению и хранению, дальнейшей утилизации, а именно: стружка и обрезки профиля из ПВХ и алюминия, полиэтилен, картон, деревянная упаковка, отходы стеклопакетов, отработанные люминесцентные лампы, отработанные резиновые покрышки, отработанные аккумуляторы, масла автомобильные, обтирочный материал и песок загрязненный маслами, бытовой и строительный мусор.
В соответствии со статьей 4.1 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Как следует из части 3 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 г.
N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности".
Необходимо так же отметить, что в соответствии с требованиями пункта 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и ГОСТ Р 53692-2009 г. "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" установлены последовательные этапы технологического цикла отходов производства и потребления, а именно последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту до избавления от них, путем утилизации и/или захоронения, уничтожения, включающие в себя, в том числе, этапы образования (появления), сбора, накопления и временного хранения, которые должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.
Как верно установлено судом первой инстанции ООО "Стройкомплекс", как хозяйствующий субъект, не имеет собственных (арендованных) объектов конечного размещения или специализированных объектов длительного хранения (захоронения) отходов. Установлено, что на предприятии не выполняются все этапы технологического цикла отходов производства и потребления, так как обществом не представлены документы, подтверждающие вывоз образующихся отходов на объекты конечного размещения (акты выполненных работ), а так же их передачу на переработку или утилизацию специализированным предприятиям, имеющим лицензию в соответствии с требованиями законодательства.
Следовательно, обществом не соблюдены требованиям части 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, и переданных другим лицам, а также размещенных отходов.
Таким образом, действия ООО "Стройкомплекс" административным органом правомерно отнесено к накоплению отходов.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), пунктом 3.2 которых установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с пунктом 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 хранение твердых промышленных отходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрены условия, которые должны соблюдаться при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре.
Пунктами 34.1, 34.3 СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ" установлено, что охрана окружающей среды в зоне размещения строительной площадки осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Сбор и удаление отходов, содержащих токсические вещества, следует осуществлять в закрытые контейнеры или плотные мешки, исключая ручную погрузку. Сточные воды следует собирать в накопительные емкости с исключением фильтрации в подземные горизонты.
Факт осуществления обществом деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, не отрицается обществом, при этом общество утверждает, что деятельность по накоплению отходов, как разновидность деятельности по обращению с отходами, является самостоятельным видом деятельности, осуществляемом специализированной организацией и в специально оборудованных для этого местах. Территориальным отделом неверно квалифицированы действия общества, поскольку установленные в ходе проверки факты, свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный довод заявителя суд признает необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
Ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования установлена главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей по отношению к иным составам, предусмотренным главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При квалификации правонарушения по данной статье в предмет доказывания входит факт осуществления лицом, привлеченным к административной ответственности, деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Статьей 11 Закона об обращении с отходами определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 26 Закона об обращении с отходами предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Таким образом, исходя из субъектного состава и существа административного правонарушения, регламентированного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данная норма применяется к правоотношениям, возникающим в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Такой подход соответствует выводам, изложенным в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2011 по делу N 709/11.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования, возникающие в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Стройкомплекс" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказанным, является верным.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено. Обществу назначено наказание в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение или административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 06.03.2014 г. по делу N А01-2672/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2672/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4919/14
06.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2672/13