город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2014 г. |
дело N А32-12213/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2014 по делу N А32-12213/2013
принятое в составе судьи Сумина Д.П.
по заявлению Администрации г. Сочи
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Лимон"; открытого акционерного общества "Агрофирма "Кудепста"; открытого акционерного общества "Санаторий "Аврора"; общества с ограниченной ответственностью "Пансионат "Якорная щель"; закрытого акционерного общества "Сады Кубани"; муниципального унитарного предприятия "Пансионат "Вардане"; Богуславской Г. А.
о признании незаконными бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Краснодарском края, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0203004:0011, площадью 471 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 32; 23:49:0306004:2818, площадью 18 607 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, село Раздольное, ул. 2-33; 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч. 2; 23:49:0304026:130, площадью 19 283 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, уч. N 33; 23:49:0119002, площадью 74 550 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Уч-Дере, ул. Грунтовая, уч. N 9/1; 23:49:0105003:0001, площадью 56 420 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Авроры, N 6; 23:49:0122004:150, площадью 12450 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, 23:49:0132002:265, площадью 153 276 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский района, 23:49:0119002:12, площадью 74 550 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Главная,54, 23:49:0124004:0027, площадью 12 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Уч-Дере, ул. Грунтовская, уч. N 9/1; обязании принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Лимон"; открытое акционерное общество "Агрофирма "Кудепста"; открытое акционерное общество "Санаторий "Аврора"; общество с ограниченной ответственностью "Пансионат "Якорная щель"; закрытое акционерное общество "Сады Кубани"; муниципальное унитарное предприятие "Пансионат "Вардане"; Богуславская Г.А.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2013 требования заявителя в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0119002:12 и 23:49:0124004:0027 и обязании принять решение о передаче указанных участков в муниципальную собственность выделено в отдельное производство. Производство по делу в части требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001 прекращено, поскольку данное требование было предметом судебного разбирательства в рамках дела N А32-27834/2012. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:0011 передан в собственность г. Сочи. На земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265 зарегистрировано право федеральной собственности после вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ). В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 установлен сервитут в целях строительства олимпийского объекта. Доказательства обращения в управление с требованием о предоставлении в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 не представлено.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация города Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 21.01.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что спорные участки подлежат передаче в муниципальную собственность на основании Закона N 244-ФЗ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу части 1 статьи 1 Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, названным Законом предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность субъекта или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что письма администрации г. Сочи с приложением перечня земельных участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность (в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0203004:0011, 23:49:0306004:2818, 23:49:0304026:130, 23:49:0122004:150, 23:49:0105003:0001, 23:49:0132002:265) направлены в уполномоченный орган и получены адресатом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями (т. 1 л.д. 15, 18, 21).
Частями 1-6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265 зарегистрировано за Российской Федерацией 31.03.2009 и 27.08.2009, то есть после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ (17.12.2008) (т. 1 л.д. 38, 47, 50).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемые администрацией г. Сочи земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0306004:2818, 23:49:0122004:150, 23:49:0132002:265 относятся к федеральной собственности в силу пункта 2 части 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ и пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не подлежат передаче в собственность муниципального образования.
Предметом настоящего спора является также незаконность бездействия ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203004:0011, площадью 471 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 32.
Из материалов дела усматривается, что 27.06.2013 ТУ Росимущества в Краснодарском крае принято распоряжение N 257-р о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Сочи, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203004:0011, площадью 471 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Политехническая, 32.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРП от 15.11.2013 усматривается, что право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0203004:0011 зарегистрировано 28.09.2013 (т. 2 л.д. 31). Следовательно, в настоящее время в отношении названного земельного участка предмет спора отсутствует.
Основанием для отказа в удовлетворении требования администрации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 послужил вывод об установлении в отношении данного участка сервитута в целях строительства олимпийского объекта.
К земельным отношениям, связанным с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта применяются специальные нормы Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, образуются из земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности Краснодарского края или собственности муниципального образования город-курорт Сочи, в том числе путем их объединения или перераспределения, вновь образованные земельные участки относятся к собственности Российской Федерации, собственности Краснодарского края или собственности муниципального образования город-курорт Сочи при условии, что они образованы для размещения на них олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 N 1205-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийского объекта краевого значения" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304026:130 установлен сервитут для строительства олимпийского объекта - "Сети канализации в Хостинском районе с заменой существующих сетей и канализационно-насосной станции".
Таким образом, в силу вышеназванных норм земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304026:130 не может быть передан в муниципальную собственность с учетом размещения на нем олимпийского объекта краевого значения.
Рассмотрев требование администрации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001, площадью 56 420 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Авроры, N 6, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу в указанной части.
Так, судом установлено, что в рамках дела N А32-27834/2012 администрации г. Сочи было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ТУ ФАУГИ в Краснодарском края выразившегося в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Аше, ул. Аврора, д. 6, из федеральной в муниципальную собственность и обязании ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:1 площадью 56 420 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п.Аше, ул. Аврора, 6, в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
Таким образом, производство по делу в части требований в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0105003:0001 обоснованно прекращено судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований администрации в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч. 2, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств обращения администрации в управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Между тем, факт обращения администрации в управление с соответствующим заявлением подтверждается материалами дела, а именно: письмом департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 10.12.2012 N 0205-14/20044 и почтовым уведомлением (т. 1 л.д. 22-23).
В суде первой инстанции управление не указало на обстоятельства, препятствующие передаче в муниципальную собственность г. Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указало, что передача указанного земельного участка в муниципальную собственность невозможна ввиду противоречивых сведений, внесенных в ЕГРП в отношении данного участка.
В определении об отложении рассмотрения дела от 25.03.2014 суд апелляционной инстанции просил управление представить письменные пояснения по факту непредставления в собственность администрации г. Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., расположенного по адресу:
г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч. 2, с указанием имущества, расположенного на указанном земельном участке, и собственников такого имущества.
Во исполнение определения суда управление представило дополнение к отзыву, в котором указывает на возможность принятие соответствующего решения о передаче участка в муниципальную собственность только после установления собственников объектов недвижимого имущества, расположенных в границах данного земельного участка.
Часть 8 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ относит к федеральной собственности земельные участки, указанные в части 7 статьи, которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;
2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;
4) предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ к собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Выписке из ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., указанный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МУП "Пансионат "Вардане".
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае не представило доказательств нахождения на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0121002:5 объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности, и включенного в реестр федерального имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы управлением не представлено доказательств соответствия оспариваемого бездействия по передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5 в муниципальную собственность г. Сочи действующему законодательству. Следовательно, требования администрации в указанной части суд апелляционной инстанции считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Администрацией в рамках настоящего дела также заявлены требования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0119002:12 и 23:49:0124004:0027.
Указанные требования выделены судом первой инстанции в отдельное производство в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Согласно части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции полностью. Между тем, доводов о необоснованном выделении названных требований в отдельное производство не приводит.
Судебная коллегия, проверив основания для выделения требований в отдельное производство, находит их обоснованными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит изменить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2014 по делу N А32-12213/2013 изменить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч. 2.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего постановления принять решение о передаче в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:5, площадью 80 436 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, пос. Вардане, ул. Львовская, уч. 2.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12213/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2658/14
21.01.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12213/13