г. Самара |
|
14 мая 2014 г. |
Дело N А72-247/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.03.2014 по делу N А72-247/2014 (судья Чудинова В.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Ульяновск, к государственному учреждению здравоохранения "Чердаклинская центральная районная больница" (ИНН 7323000466, ОГРН 1027301108196), п.Чердаклы Ульяновской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росздравнадзора по Ульяновской области, г.Ульяновск, Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, г.Ульяновск, о взыскании денежных средств,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с государственного учреждения здравоохранения "Чердаклинская центральная районная больница" (далее - ГУЗ "Чердаклинская ЦРБ", больница) расходы в сумме 5 678 руб. 02 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росздравнадзора по Ульяновской области и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Решением от 17.03.2014 по делу N А72-247/2014, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявления отказал.
Фонд в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.
Больница апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В суд апелляционной инстанции поступили ходатайства ГУЗ "Чердаклинская ЦРБ", Фонда и Управления Росздравнадзора по Ульяновской области о рассмотрении настоящего дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст.ст.156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства с учетом ст.272.1 АПК РФ, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Фонд в ходе плановой проверки экспертизы временной нетрудоспособности в ГУЗ "Чердаклинская ЦРБ" установил, что больница оформила шесть листков нетрудоспособности с нарушением п.5, 58 и 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), а именно: листок нетрудоспособности выдан в отсутствие в амбулаторной карте больного записи о наличии признаков временной нетрудоспособности; листок нетрудоспособности продлен без отметки о нарушении режима и листок нетрудоспособности продлен "авансом" (не со дня, следующего за днем осмотра).
Посчитав, что указанными действиями ГУЗ "Чердаклинская ЦРБ" причинен ущерб в размере незаконно выплаченного пособия по временной нетрудоспособности, Фонд обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пп.5 п.2 ст.8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (п.1 ст.22 Закона N 165-ФЗ).
Пп.2 п.2 ст.11 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страховщика обеспечить своевременную выплату страхового обеспечения.
Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности перечислены в ст.5 Закона N 255-ФЗ.
Документом, удостоверяющим нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.
Согласно п.26 Порядка N 624н листок нетрудоспособности не выдается гражданам: обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности; проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов; находящимся под стражей или административным арестом; проходящим периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе в центрах профпатологии; с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры и манипуляции в амбулаторно-поликлинических условиях; учащимся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае листки нетрудоспособности выданы врачом лечебного учреждения на основе оценки состояния здоровья каждого гражданина с учетом характера и условий его труда и в связи с наличием у него имеющихся заболеваний, указаны основания и установлены диагнозы, определены признаки временной нетрудоспособности, что отражено в медицинской документации. Имеющаяся в материалах дела медицинская документация содержит основания выдачи листков нетрудоспособности.
Выдача врачом листка нетрудоспособности только при кризисном состоянии больного, при наличии признаков обострения заболевания в совокупности, несмотря на наличие признаков значительного отклонения состояния здоровья больного от нормы, противоречит ст.ст.39 и 41 Конституции Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о трудоспособности граждан в период выдачи листков нетрудоспособности, необоснованной постановке диагнозов, привлечении работников медицинского учреждения к предусмотренной законодательством ответственности за незаконное установление диагноза либо ненадлежащей квалификации лечащего врача, Фондом не представлено.
Нарушение медицинским учреждением положений Порядка N 624н само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, п.18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101), равно как ст.11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие именно нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке влечь отказ в возмещении расходов.
Перечисленные в акте проверки недочеты, допущенные ГУЗ "Чердаклинская ЦРБ" при оформлении больничных листков, факт наступления страховых случаев не опровергают, листки нетрудоспособности выданы обоснованно и обратного Фондом не доказано. Целевой характер расходования средств Фонда не нарушен.
В силу пп.8 п.1 ст.11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Страховщики вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности (п.6 ч.1 ст.4.2 Закона N 255-ФЗ).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Согласно п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Предусмотренная данной нормой ответственность носит гражданско-правовой характер, и ее применение возможно при наличии определенных условий. По общему правилу для наступления ответственности за причинение вреда, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. Отсутствие одного из условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
В соответствии с п.18 Положения N 101 расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
П.61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв.Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81) предусмотрено, что при наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н.
Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности, кроме того, законом предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы, произведенные с нарушением закона.
В п.10 Положения N 101 указано, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что больница не является субъектом обязательного социального страхования, в связи с чем ее действия по выдаче листков нетрудоспособности с нарушениями Порядка N 624н не находятся в причинно-следственной связи с заявленными Фондом убытками.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 марта 2014 года по делу N А72-247/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-247/2014