г. Самара |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А55-20970/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.05.2014 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2014 по делу N А55-20970/2013 (судья Щетинина М.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Самарский диагностический центр" (ИНН 6311011743, ОГРН 1026300523237), г.Самара, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, об оспаривании акта,
встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, к открытому акционерному обществу "Самарский диагностический центр" (ИНН 6311011743, ОГРН 1026300523237), г.Самара,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ОАО "Самарский диагностический центр" - Дружинин В.А. (доверенность от 19.09.2014 N 44), Седых И.Г. (доверенность от 16.01.2013 N 50),
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара - Сомов А.Б. (доверенность от 09.01.2014 N 11/1), Спицына О.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 11/17),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самарский диагностический центр" (далее - диагностический центр) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области) о признании недействительным акта плановой проверки от 19.06.2013 целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) за период с 01.01.2011 по 31.03.2013, уточненного сообщением о результатах рассмотрения возражений диагностического центра на этот акт.
ТФОМС Самарской области заявил встречные требования о взыскании с диагностического центра 3846857 руб., из которых - 2571069 руб. - средства, использованные не по целевому назначению; 1131868 руб. - штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 1131868 руб. в январе - ноябре 2011 года; 143920 руб. - штраф за нецелевое использование средств ОМС в сумме 1439201 руб. в декабре 2011 года, в 2012 году и в первом квартале 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.01.2014 по делу N А55-20970/2013 оспариваемый акт (с учетом его корректировки сообщением о результатах рассмотрения возражений) признан недействительным, в удовлетворении встречных требований отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом ее уточнения) ТФОМС Самарской области просил отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным, и удовлетворить встречные требования.
Диагностический центр апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебных заседаниях представители ТФОМС Самарской области поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также заявили, что акт проверки не может быть оспорен в судебном порядке.
Представители диагностического центра апелляционную жалобу отклонили, считая, что обжалованное судебное решение является законным и обоснованным, а акт проверки может быть оспорен в судебном порядке.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) ТФОМС Самарской области является органом, осуществляющим публичные полномочия, в том числе по контролю за использованием средств ОМС и в отдельных случаях - бюджетных средств.
В пункте 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании указано, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно пункту 26 Положения о контроле за деятельностью медицинских организаций, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом об обязательном медицинском страховании.
Пунктом 28 указанного Положения установлено, что при наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки; в случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке.
В оспариваемом акте плановой проверки от 19.06.2013 ТФОМС Самарской области, сославшись на пункт 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании, потребовал от диагностического центра возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить соответствующие штрафы, а также предоставить в 15-тидневный срок со дня получения акта информацию о выполнении указанных требований.
Таким образом, непосредственно этим актом на диагностический центр возлагаются определенные обязанности и тем самым нарушаются его права и законные интересы.
ТФОМС Самарской области направил диагностическому центру письменное сообщение от 01.07.2013 о результатах рассмотрения его возражений на акт проверки.
Следовательно, акт проверки с сообщением о результатах рассмотрения возражений могут быть оспорены в судебном порядке в порядке, предусмотренном главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ.
Как следует из материалов дела, акт от 19.06.2013 был составлен по результатам плановой проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.03.2013, проведенной на основании приказов руководителя ТФОМС Самарской области от 25.07.2012 N 289, от 08.05.2013 N 175, от 05.06.2013 N 216.
Указанным актом было установлено нецелевое использование диагностическим центром денежных средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 2921987 руб., в том числе: в 2011 году - в сумме 1406792 руб., в 2012 году - в сумме 1372415 руб., в первом квартале 2013 года - в сумме 142780 руб.
Согласно сообщению от 01.07.2013 о результатах рассмотрения возражений диагностического центра на акт проверки ТФОМС Самарской области обязал его возвратить денежные средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 2571069 руб. (из них в 2011 году - в сумме 1406792 руб. (в том числе в декабре - в сумме 274924 руб.), в 2012 году - в сумме 1043105 руб., в первом квартале 2013 года - в сумме 121172 руб.), а также уплатить штраф в сумме 1275788 руб.
Суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый акт (с учетом его корректировки сообщением о результатах рассмотрения возражений) недействительным и отказал ТФОМС Самарской области в удовлетворении встречных требований.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что указанные в оспариваемом акте средства ОМС в общей сумме 957850 руб. 83 коп. фактически были использованы диагностическим центром по целевому назначению.
Так, в оспариваемом акте ТФОМС Самарской области указал на нецелевое использование средств ОМС в сумме 5383 руб. из-за неверного распределения расходов на покупку мягкого инвентаря между средствами ОМС и нецелевыми средствами.
Между тем законодательство о бухгалтерском учете предоставляет организациям право самостоятельно разрабатывать обоснованные способы ведения раздельного учета средств целевого и нецелевого финансирования, отражая такие способы в учетной политике организации.
Учетной политикой диагностического центра на 2012 год предусмотрено деление расходов на мягкий инвентарь по источникам финансирования непосредственно в момент оприходования на склад этого мягкого инвентаря с отражением данной операции в бухгалтерском учете на счете 10.6.0 "Материалы" в корреспонденции со счетом 60.1.0.0 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Отнесение расходов на средства ОМС производится в процентной доле количества исследований по ОМС к общему количеству исследований по всему диагностическому центру по специальному ежегодному статистическому расчету. Последующая корректировка расходов по источникам финансирования в момент передачи со склада диагностического центра в конкретное отделение диагностического центра ни учетной политикой организации, ни иными нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, не предусмотрена.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности нецелевого использования средств ОМС в сумме 5383 руб. и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет этой суммы и об уплате соответствующих штрафных санкций.
Материалами дела не подтверждается довод ТФОМС Самарской области о якобы нецелевом использовании средств ОМС в сумме 251170 руб., направленных на покупку электродов дискретных к анализатору, не используемому для проведения исследований в рамках ОМС.
Как видно из скрин-шотов из системы ЕОР-Софт "ТФОМС Навигатор" за 2011-2013 годы и выписки из руководства пользователя анализатора "OLIMPUS", данный анализатор, для которого приобретались электроды, используется для проведения исследований в рамках программы ОМС по коду 5.1.111 "Определение калия, натрия, хлора, кальция, магния, лития". При этом доля услуг по ОМС, выполняемая на этом анализаторе, составляет более 60%.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет суммы 251170 руб. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
В оспариваемом акте указано на нецелевое использование средств ОМС в сумме 80292 руб. 91 коп. в связи с приобретением в декабре 2011 года дозаторов (код 14 29197111 по ОКОФ), которые не относятся к медицинскому инструментарию.
Между тем действующее законодательство не содержит четкого и однозначного определения понятия "медицинский инструментарий".
Код 14 29197111 по ОКОФ относится к промышленным дозаторам, входящим в группу "Машины и оборудование".
Из инструкции для пользователя следует, что указанные дозаторы используются для механического ручного (приводимого в действие мышечной силой человека) объемного дозирования образцов жидкости при проведении анализов крови, мочи и т.д. с последующим переносом этой жидкости из одной емкости в другую. Данные дозаторы выполняют функции, аналогичные функциям пипетки или шприца, которые относятся к медицинскому инструментарию. Таким образом, данные дозаторы относятся к медицинскому инструментарию, поскольку являются средством переноса жидкостей между различными емкостями.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет суммы 80292 руб. 91 коп. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
В оспариваемом акте указано на нецелевое использование средств ОМС в суммах 128989 руб. и 40875 руб. 66 коп., состоящих соответственно из заработной платы и начислений на заработную плату врачей ультразвуковой диагностики Исаевой О.Е. и Бабкова Л.Г., а также врача функциональной диагностики Поляковой И.О., не принимавших участия в оказании услуг ОМС.
Однако из материалов дела (ведомостей врачебных посещений, списков пациентов, сведений центра автоматизированной обработки информации и др.) следует, что врачи ультразвуковой диагностики Исаева О.Е. и Бабков Л.Г., а также врач функциональной диагностики Полякова И.О. оказывали медицинские услуги по ОМС в те периоды времени, которые указаны в акте.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет сумм 128989 руб. и 40875 руб. 66 коп., а также об уплате соответствующих штрафных санкций.
В оспариваемом акте сделан вывод о нецелевом использовании средств ОМС в связи с приобретением в 2012 году набора диагностического иммуноферментного и реагента in vitro для определения инсулиноподобного фактора роста общей стоимостью 16897 руб. 24 коп., а также набора и реагента для определения глобулина, связывающего половые гормоны, общей стоимостью 12884 руб. 11 коп., которые не используются для оказания услуг по ОМС.
Признавая этот вывод ТФОМС Самарской области ошибочным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанные наборы и реагенты используются для проведения исследований по применяемым в ОМС методикам с кодами 5.29.5.8 и 5.3.23 и данные исследования в диагностическом центре в 2012 году проводились, что подтверждается сведениями отдела компьютерного обеспечения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет сумм 16897 руб. 24 коп. и 12884 руб. 11 коп., а также об уплате соответствующих штрафных санкций.
В оспариваемом акте указано на нецелевое использование средств ОМС в сумме 103168 руб. в виде процентов, начисленных банком на остаток денежных средств на банковских счетах по учету денежных средств ОМС; указанные денежные средства были перечислены диагностическим центром на банковский счет по учету нецелевых денежных средств.
Однако ТФОМС Самарской области не учтено следующее.
В целях обособленного учета денежных средств ОМС в соответствии с пунктом 5.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Самарской области, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 26.05.2005 N 59, диагностический центр обязан открывать отдельные счета в банках для проведения операций по получению и расходованию денежных средств.
Расчетные счета открываются банками путем заключения договора на ведение банковского счета с владельцем денежных средств.
В договорах на ведение банковского счета может быть предусмотрено начисление процентов на сумму остатка денежных средств на расчетном счете в пользу владельца этого счета. С другой стороны, в договоре на ведение банковского счета в обязательном порядке устанавливается плата банку за проведение банковских операций по общим, установленным в конкретном банке тарифам, в том числе и за доставку наличных денежных средств.
Согласно письму ОАО "ПЕРВОБАНК" от 06.09.2013 N 028/166-10 оплата услуг банка по операциям на расчетном счете по учету средств ОМС составила в 2011 году 416189 руб. 91 коп., а в 2012 году - 420165 руб. 67 коп.
Указанные денежные средства были списаны банком соответственно в 2011 и 2012 годах с расчетного счета диагностического центра по учету нецелевых средств. Списание средств с расчетного счета диагностического центра по учету нецелевых средств в оплату услуг по ведению расчетного счета по средствам ОМС было произведено по инициативе диагностического центра (соглашение к договору банковского счета от 28.09.2007 N 029Е/170-4).
При этом в 2011 и 2012 годах банком были начислены проценты на остаток денежных средств на расчетном счете по учету средств ОМС в суммах 43449 руб. и 59719 руб. соответственно (то есть всего - 103168 руб.). Эти денежные средства были перечислены диагностическим центром на расчетный счет по учету нецелевых средств в качестве компенсации части расходов по обслуживанию расчетного счета по учету средств ОМС.
Какого-либо нецелевого расходования средств ОМС в рассматриваемом случае не произошло, так как доходы и расходы диагностического центра в сумме 103168 руб. представляют собой доходы и расходы, связанные с договором на ведение банковского счета. Открытие же указанного банковского счета обусловлено требованиями нормативного документа, устанавливающего правила ОМС в Самарской области.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате суммы 103168 руб. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
Актом выявлено нецелевое использование средств ОМС в сумме 204827 руб. в виде оплаты труда работников (врачи Клеванская А.А., Монеткина Л.В., Протопопова О.А., Клементьева Г.П., Ударцева Е.О., Христофорова О.В., Волкова Л.В., Горбачева Ю.Е.), не принимавших участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС.
Однако из материалов дела (ведомостей врачебных посещений, списков пациентов, сведений автоматизированной обработки информации и др.) следует, что врачи Клеванская А.А., Монеткина Л.В., Клементьева Г.П., Ударцева Е.О., Христофорова О.В., Волкова Л.В., Горбачева Ю.Е. оказывали медицинские услуги по ОМС в те периоды времени, которые указаны в акте.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, медицинские услуги в системе ОМС оказывает диагностический центр как медицинское учреждение, имеющее соответствующую лицензию, а не конкретный врач, осуществляющий конечные манипуляции при оказании услуги в сфере ОМС, который лицензии не имеет. Поэтому оплата медицинской услуги ОМС по тарифу, установленному соответствующим тарифным соглашением и включающему в себя расходы на оплату труда, производится диагностическому центру, а не конкретному врачу, производящему медицинские манипуляции.
Именно поэтому в тарифных соглашениях в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области на 2011, 2012 и 2013 годы в отношении оплаты труда работников медицинской организации указано, что медицинские организации направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации, утверждающим Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с перечнем затрат, входящих в структуру тарифов на медицинскую помощь в системе ОМС населения Самарской области по следующим статьям и подстатьям расходов классификации операций сектора государственного управления.
Статьей 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" предусмотрено, что размер фонда оплаты труда определяется на основании нормативов указанного соглашения и стоимости объемов медицинской помощи, рассчитанных на основании Территориальной программы ОМС и утвержденных Комиссией; формирование штатного расписания медицинской организации и тарификация осуществляются руководителем медицинской организации в пределах сформированного фонда оплаты труда в соответствии со структурой тарифов по видам медицинской помощи согласно приложению N 1 к указанному соглашению; выплаты по заработной плате, в том числе стимулирующего характера, осуществляются в пределах сформированного фонда оплаты труда.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что из акта не ясно, в чем именно заключается нецелевое использование средств ОМС, выплаченных в виде заработной платы поименованным выше врачам, с учетом положений тарифных соглашений на 2012 и 2013 годы.
Вышеназванными тарифными соглашениями установлено, что из средств ОМС формируется часть фонда оплаты труда медицинской организации. Другая часть фонда оплаты труда медицинской организации может формироваться из средств от оказания платных услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования. Образованный фонд оплаты труда используется для начисления и выдачи заработной платы и других предусмотренных трудовым законодательством выплат персоналу медицинской организации в соответствии с заключенными трудовыми договорами с ее работниками и в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда. Этот фонд также используется для формирования установленных законом начислений на заработную плату. Разделение заработной платы конкретному работнику на начисленную заработную плату из той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств ОМС, и на начисленную заработную плату из той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств от оказания платных услуг, носит условный характер и обусловлена единым алгоритмом ее начисления и особенностями коллективной формы образования фонда оплаты труда, действующей в диагностическом центре. При этом источники оплаты труда указанных выше врачей можно перераспределить таким образом, что в их заработную плату вовсе не войдут средства ОМС. Однако такое перераспределение не приведет к уменьшению средств ОМС, направленных на оплату труда в конкретном календарном месяце.
К тому же из содержания акта следует, что формирование и расходование диагностическим центром той части фонда оплаты труда, которая образуется из средств ОМС, произведено в полном соответствии с тарифными соглашениями.
При этом, как следует из таблиц, приведенных в акте, ТФОМС Самарской области установил экономию средств фонда оплаты труда, формируемого за счет средств ОМС.
Из указанных таблиц усматривается, что в 2011 году при нормативном размере фонда оплаты труда, формируемого за счет средств ОМС, в сумме 136608450 руб. диагностический центр потратил на эти цели средства ОМС в сумме 111031900 руб. и, таким образом, экономия составила 25576550 руб. или 23,03% от норматива.
В 2012 году при нормативном размере фонда оплаты труда, формируемого за счет средств ОМС, в сумме 143430980 руб. диагностический центр потратил на эти цели средства ОМС в сумме 119912600 руб. и, таким образом, экономия составила 23518380 руб. или 19,61% от норматива.
В 1 квартале 2013 года при нормативном размере фонда оплаты труда, формируемого за счет средств ОМС, в сумме 34405510 руб. диагностический центр потратил на эти цели средства ОМС в сумме 31463450 руб. и, таким образом, экономия составила 2942060 руб. или 9,35% от норматива.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что все сэкономленные в 2011-2013 годах средства фонда оплаты труда диагностический центр направил на приобретение медикаментов для оказания услуг по ОМС.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате суммы 204827 руб. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
По основаниям, изложенным выше, суд первой инстанции правомерно признал ошибочным вывод акта о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 34301 руб. в виде оплаты труда переводчика Трониной Е.Г., якобы не принимавшей участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС.
Утверждение ТФОМС Самарской области о том, что указанное лицо не может даже косвенно участвовать в оказании услуг ОМС, противоречит материалам дела, из которых усматривается, что переводчик Тронина Е.Г. участвовала в переводе текстов оперативных консультаций с производителями импортных медицинских установок, используемых для оказания услуг ОМС, при возникновении нештатных ситуаций и отказов в работе техники.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности требований ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет суммы 34301 руб. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
По основаниям, изложенным выше, суд первой инстанции правомерно признал ошибочным вывод акта о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 69559 руб. в виде начислений на оплату труда врачей Клеванской А.А., Монеткиной Л.В., Протопоповой О.А., Клеменьевой Г.П., Ударцевой Е.О., Христофоровой О.В., Волковой Л.В., Горбачевой Ю.Е., Исаевой О.Е., Бабкова Л.Г., Поляковой И.О. и переводчика Трониной Е.Г., якобы не принимавших участия в оказании медицинских услуг пациентам в рамках программы ОМС.
В этой связи суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности требований ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет суммы 69559 руб. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
В акте содержится вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 9503 руб. 57 коп. в виде оплаченных за счет средств ОМС изделий медицинского назначения, которые были отпущены в Центральное стерилизационное отделение.
Из "Положения о Центральном стерилизационном отделе в ОАО "СДЦ" следует, что товарно-материальные ценности (химреактивы, индикаторы, стерилизационные и моющие средства и другие материалы), передаваемые в Центральный стерилизационный отдел, используются для обработки и стерилизации медицинского инструментария, изделий медицинского назначения, мягкого инвентаря и т.д., используемых для оказания услуг по ОМС.
Как верно указано судом первой инстанции, отнесение диагностическим центром всех расходов на такие товарно-материальные ценности в 2011-2013 годах на счета оказания услуг по предпринимательской деятельности было ошибочным и привело лишь к занижению расходов по ОМС в этом периоде.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет суммы 9503 руб. 57 коп. и об уплате соответствующих штрафных санкций.
Из оспариваемого акта следует, что ТФОМС Самарской области было выявлено нецелевое использование средств ОМС в суммах 1231333 руб. 64 коп. и 381887 руб. 58 коп.
Однако материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что до составления акта указанные средства фактически были возвращены диагностическим центром самостоятельно на банковский счет по учету денежных средств ОМС с расчетного счета по учету нецелевых средств и использованы по целевому назначению в соответствии с действующими нормативными документами по ОМС.
При этом суд первой инстанции учел, что законодательство об ОМС не содержат запрета на исправление допущенных ошибок.
На момент окончания проверки средства ОМС в суммах 1231333 руб. 64 коп. и 381887 руб. 58 коп. не являлись источником приобретения диагностическим центром продукции, работ и услуг для удовлетворения собственных потребностей, не связанных с деятельностью по ОМС, а, как уже отмечено, были использованы по своему целевому назначению.
Как верно указано судом первой инстанции, нецелевое использование средств ОМС приводит к получению лицом, допустившим такое нецелевое использование, дохода в виде товаров, работ, услуг, неправомерно приобретенных за счет этих средств целевого финансирования. При этом источником возврата в бюджет ТФОМС неправомерно использованных денежных средств является такой неправомерно полученный доход.
Поскольку суммы 1231333 руб. 64 коп. и 381887 руб. 58 коп. фактически были использованы диагностическим центром по целевому назначению, у него отсутствует доход от нецелевого использования этих сумм, то есть источник возврата этих средств. В этой связи требование акта о перечислении в бюджет указанных денежных средств будет означать не их возврат, а изъятие денежных средств, принадлежащих диагностическому центру, то есть применение к нему штрафных санкций, не предусмотренных законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными требования ТФОМС Самарской области о возврате в бюджет сумм 1231333 руб. 64 коп. и 381887 руб. 58 коп., а также об уплате соответствующих штрафных санкций.
ТФОМС Самарской области не опроверг факт осуществления диагностическим центром расходов на ОМС за счет средств по предпринимательской деятельности в общей сумме 4656906 руб. 45 коп. (в том числе в сумме 1556726 руб. 24 коп. в декабре 2010 года, 416683 руб. 89 коп. в 2011 году, 531836 руб. 32 коп. в 2012 году и 2151660 руб. в 2013 году).
Эти расходы в сумме 1556726 руб. 24 коп. подтверждаются платежными поручениями от 15.12.2010 N 1599 на сумму 700000 руб. и от 17.12.2010 N 1612 на сумму 856726 руб. 54 коп., из которых усматривается, что со счета диагностического центра по предпринимательской деятельности было оплачено приобретение препарата "Омнискан", использованного для оказания услуг по ОМС.
Данный факт также подтверждается пояснительной запиской главного бухгалтера, бухгалтерской справкой от 29.09.2010, расчетом процентов оплаты счетов по ОМС за 2010 год, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 60.1.0.0 по контрагенту "ЕВРОСЕРВИС", договором поставки, товарной накладной, карточкой счета 60.1.0.0 по указанному контрагенту, карточкой счета 10.2.0 по препарату "Омнискан", актами на списание препарата "Омнискан" и др.
Указанные денежные средства были возвращены на счета учета денежных средств диагностического центра по предпринимательской деятельности со счетов учета денежных средств по ОМС платежным поручением от 12.12.2013 N 1551.
В соответствии с учетной политикой диагностического центра указанные расходы надлежало распределять между расходами на ОМС и расходами по платным услугам пропорционально объемам оказанных услуг в стоимостном выражении.
Из материалов дела (расчета суммы по медикаментам, используемым в ЦСО по ОАО "СДЦ", в доле ОМС, карточек счета 25 "Общепроизводственные затраты" по подразделению Центральный стерилизационный отдел за 2011 год, 2012 год и 1 квартал 2013 года, отчетов о движении товарно-материальных ценностей по подразделению Центральный стерилизационный отдел за 2011 год, 2012 год и 1 квартал 2013 года) следует, что диагностическим центром ошибочно отнесены в расходы по платным услугам расходы по ОМС в следующих суммах: в 2011 году - в сумме 43942 руб. 98 коп.; в 2012 году - в сумме 28936 руб. 73 коп.; в 1 квартале 2013 года - в сумме 7483 руб. 48 коп.
Как уже указано, в целях обособленного учета денежных средств ОМС в соответствии с пунктом 5.5 Правил обязательного медицинского страхования населения Самарской области, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 26.05.2005 N 59, диагностический центр обязан открывать отдельные счета в банках для проведения операций по получению и расходованию денежных средств ОМС. Расчетные счета открываются банками путем заключения договора на ведение банковского счета с владельцем денежных средств. В договоре на ведение банковского счета в обязательном порядке устанавливается плата банку за проведение банковских операций по общим, установленным в конкретном банке тарифам, в том числе и за доставку наличных денежных средств.
Согласно письму ОАО "ПЕРВОБАНК" от 06.09.2013 N 028/166-10 оплата услуг банка по операциям на расчетном счете по учету средств ОМС составила в 2011 году 416189 руб. 91 коп., а в 2012 году - 420165 руб. 67 коп. Указанные денежные средства были списаны банком соответственно в 2011 и 2012 годах с расчетного счета диагностического центра по учету нецелевых средств в оплату услуг по ведению расчетного счета по средствам ОМС на основании соглашения к договору банковского счета от 28.09.2007 N 029Е/170-4.
Оплата услуг банка по обслуживанию счетов денежных средств ОМС за счет нецелевых средств диагностического центра была ошибочной. Как верно указано судом первой инстанции, об этом свидетельствует и тот факт, что произведенная диагностическим центром оплата аналогичных услуг Сбербанка РФ в этом же периоде за счет средств ОМС не была квалифицирована ТФОМС Самарской области при проведении проверки как неправомерная.
ТФОМС Самарской области также указано, что диагностический центр кроме счета по средствам ОМС в Сбербанке РФ имеет такой же счет в ОАО "ПЕРВОБАНК", а это приводит к излишнему расходованию средств по обслуживанию банковских счетов.
Однако открытие второго расчетного счета по средствам ОМС действующим законодательством не запрещено.
Кроме того, ТФОМС Самарской области не представил доказательств, опровергающих довод диагностического центра о том, что открытие им расчетного счета по средствам ОМС в ОАО "ПЕРВОБАНК" было обусловлено именно тем, что услуги по банковскому обслуживанию в этом банке существенно ниже таких же услуг Сбербанка РФ, и, таким образом, открытие указанного счета привело к снижению расходов на банковские услуги по средствам ОМС.
Как уже указано, в 2011 и 2012 годах банком были начислены проценты на остаток денежных средств на расчетном счете по учету средств ОМС в суммах 43449 руб. и 59719 руб. соответственно (то есть всего - 103168 руб.). Эти денежные средства были перечислены диагностическим центром на расчетный счет по учету нецелевых средств в качестве компенсации части расходов по обслуживанию расчетного счета по учету средств ОМС.
С учетом вышеуказанного обстоятельства ошибочно отнесенные диагностическим центром на счета по учету нецелевых средств расходы по банковскому обслуживанию денежных средств ОМС составили: в 2011 году сумму 372740 руб. 91 коп. (416189 руб. 91 коп. - 43449 руб.); в 2012 году сумму 360466 руб. 67 коп. (420165 руб. 67 коп. - 59719 руб.).
В 2012 году диагностический центр платежными поручениями от 16.08.2012 N 945 и от 28.12.2012 N 1615 ошибочно восстановил на счетах по учету средств ОМС денежные средства в общей сумме 142452 руб. 92 коп., которые первоначально ошибочно счел израсходованными нецелевым образом.
В 2013 году диагностический центр платежными поручениями от 04.06.2013 N 641, от 07.06.2013 N N 656, 657, 658, 659 ошибочно восстановил на счетах по учету средств ОМС денежные средства в общей сумме 308687 руб. 34 коп., которые первоначально также ошибочно счел израсходованными нецелевым образом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30, пунктом 7 статьи 35 Закона об обязательном медицинском страховании и Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования населения Самарской области на 2013 год, вступившим в силу с 01.01.2013, в состав тарифа по ОМС включена оплата коммунальных услуг (подстатья 223 "Коммунальные услуги" статьи 220 "Оплата работ, услуг" расходов классификации операций сектора государственного управления).
По указанным основаниям и в соответствии с учетной политикой диагностического центра коммунальные расходы в 1 квартале 2013 года надлежало распределять между расходами на ОМС и расходами по платным услугам пропорционально объемам оказанных услуг в стоимостном выражении.
Однако диагностический центр ошибочно относил все расходы на оплату коммунальных услуг в 1 квартале 2013 годах на счета оказания услуг по предпринимательской деятельности.
Как видно из материалов дела (расчета сумм, отнесенных на содержание по ОАО "СДЦ" в доле ОМС за 1 квартал 2013 года, оборотно-сальдовой ведомости по счету "Коммунальные услуги" за 1 квартал 2013 года, карточек счета по контрагентам "Самарские коммунальные системы", "Предприятие тепловых сетей", "Самараэнергосбыт" за 1 квартал 2013 года, счетов-фактур предприятий "Самарские коммунальные системы", "Предприятие тепловых сетей", "Самараэнергосбыт" за 1 квартал 2013 года), диагностическим центром в 1 квартале 2013 года ошибочно отнесены в расходы по платным услугам расходы по ОМС в виде оплаты коммунальных услуг в общей сумме 1835490 руб. 08 коп.
Как верно указано судом первой инстанции, денежные средства диагностического центра от предпринимательской деятельности в общей сумме 4656906 руб. 45 коп., направленные на покрытие расходов по ОМС, фактически заместили отвлеченные (израсходованные нецелевым образом и позднее возвращенные) средства ОМС на протяжении всего проверенного периода (с 01.01.2011 по 31.03.2013).
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалованного судебного решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные ТФОМС Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20 января 2014 года по делу N А55-20970/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20970/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3211/14
20.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-20970/13