г. Чита |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А10-4487/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2014.
Полный текст постановления изготовлен 19.05.2014.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Юдина С.И., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМП 817" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 марта 2014 года по делу N А10-4487/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "СМП 817" (ОГРН 1080326005022, ИНН 0326476187 670045, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Шаляпина ул, 14) к государственному казенному учреждению Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (ОГРН 1020300965630, ИНН 0323082240 670000, Улан-Удэ Город, Смолина Улица, 54, "б"), обществу с ограниченной ответственностью "Дарханстрой" (ОГРН 1020300911840, ИНН 0323107449 670033, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Онохойская ул, 1) о признании торгов недействительными, признании контракта, недействительным, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Селенга" (670026,Улан-Удэ Город, Гусиноозерская Улица, 16 ОГРН 1090327000455), общество с ограниченной ответственностью "Вилад" (670047, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Сахьяновой ул, 3, 309 ОГРН 1020300905877), общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХРЕСУРС" (670006, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Онохойская ул, 1 ОГРН 1020300911718 ИНН 0323114735), Республиканское агентство по государственным закупкам (670000, Бурятия Респ, Улан-Удэ г, Ленина ул, 30 ОГРН 1060323053691 ИНН 0323825390) (суд первой инстанции: Филиппова В.С.)
при участии в судебном заседании:
от истца до перерыва в судебном заседании - ООО "СМП 817" - Палхаев С.В. (паспорт, доверенность от 09.09.2013);
от ответчика до перерыва в судебном заседании - ООО "Дарханстрой" - Будажапов Б.Б. (паспорт, доверенность от 07.05.2014);
от третьего лица до перерыва в судебном заседании - ООО "СТРОЙТЕХРЕСУРС" - Будажапов Б.Б. (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 21.12.2012 - т. 2 л. д. 102-104),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМП 817" (далее - ООО "СМП 817") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к государственному казенному учреждению Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия", ООО "Дарханстрой" с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании недействительными торгов по предмету "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района", применении последствий ничтожной сделки - признании недействительным государственного контракта N 0102200001613001696-0339067-02 от 17.09.2013 между Государственным казенным учреждением Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и ООО "Дарханстрой".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Республиканское агентство по государственным закупкам, ООО "Селенга", ООО "Вилад", ООО "Стройтехресурс".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке. Считает, что при принятии решения суд не оценил доказательство, представленное истцом - письмо от НП СРО "Строители железнодорожных комплексов" исх. N 07-102 от 07 октября 2013 г., в котором подтверждается, что "до 02 сентября 2013 года действующим было свидетельство о допуске N 1633". Судом не рассмотрены и не оценены нормативно-правовые акты: положения ч.ч. 8, 9, 15 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ, Федерального Закона N 294 от 26.12.2008 (в ред. От 02.07.2013 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1202 от 22.11.2012 г., которыми не предусмотрено право Ростехнадзора признавать свидетельства, выданные СРО недействительными. Вывод суд первой инстанции о невозможности восстановления истца в правах участника аукциона по причине исполнения государственного контракта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку работы выполнены только на 3 %. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых отклонило доводы последней как необоснованные.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 08 мая до 15 часов 10 минут 15 мая 2014 года.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика ООО "Дарханстрой", третьего лица ООО "Стройтехресурс" указали на обоснованность решения суда.
После объявления перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.08.2013 уполномоченным органом - Республиканским агентством по государственным закупкам на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района".
Срок подачи заявок - 26.08.2013, окончание рассмотрения первых частей заявок - 27.08.2013, дата проведения аукциона - 30.08.2013.
На участие в аукционе было подано пять заявок - ООО "Селенга", ООО "Вилад", ООО "Стройтехресурс", ООО "СМП 817", ООО "Дарханстрой". Все участники были допущены к участию в аукционе.
При рассмотрении вторых частей заявок только заявка ООО "Дарханстрой" была признана соответствующей требованиям документации об аукционе. С ООО "Дарханстрой" 17.09.2013 г. был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству досугово-образовательного центра в с. Турка.
Заявка ООО "СМП 817" признана несоответствующей требованиям на основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов, согласно протоколу подведения итогов от 04.09.2013 (т.1 л.д. 27) по следующим основаниям:
- непредставление участником размещения заказа документов, определенных п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, установленных в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, разделом 3 документации об аукционе. Участник размещения заказа во второй части заявки на участие в аукционе не представил действующую копию свидетельства, выданного СРО (согласно данным официального сайта СРО Некоммерческое партнерство Строителей "строители железнодорожных комплексов", представленное участником свидетельство N 1633 от 17.06.2011, является недействительным);
- непредставление участником размещения заказа документов, определенных пунктом 4 части 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, разделом 3 документации об аукционе. Участник размещения заказа во второй части заявки на участие в аукционе не представил копию акта приемки объекта капительного строительства (представлен акт приемки объекта капительного строительства, в котором генеральным подрядчиком выступает "СМП-817". В учредительных документах участника наименование организации значится "СМП 817".
Истец, считает, что принятое решение является недействительным, поскольку представленное в составе заявки свидетельство N 1633 было действующим до 02.09.2013, а в последующем заменено на свидетельство новой формы N 6200 от 02.09.2009 г. На момент подачи и рассмотрения заявок, а также на дату проведения аукциона свидетельство N 1633 было действующим. Основанием для замены свидетельства было исполнение Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 356 от 05.07.2011. Вместе с тем указывает, что замена свидетельства не была обязательной для истца со ссылкой на ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, поскольку ранее выданные свидетельства выдаются саморегулируемой организацией без ограничения срока их действия.
По основанию непредставления акта приемки истец указывает, что наличие дефиса в наименовании организации является технической ошибкой исполнителя документа. Идентификация документа и его принадлежность к ООО "СМП 817" могла быть определена комиссией путем сличения ОГРН участника с представленными в составе заявки документами.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (с учётом уточнений) о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого аукциона в электронной форме по предмету "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района", государственного контракта N 0102200001613001696-0339067-02 от 17.09.2013, заключенного между Государственным казенным учреждением Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и обществом с ограниченной ответственностью "Дарханстрой".
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что комиссия неправомерно признала заявку ООО "СМП 817" не соответствующей требованиям аукционной документации по мотиву непредставления копии акта приемки объекта капительного строительства, поскольку при сопоставлении акта приемки застройщиком законченного строительством объекта капитального строительства от заказчика от 15.12.2009, имеющего оттиск печати ООО "СМП 817" с номером ОГРН 1080326005022, и представленной в составе заявки Выпиской из ЕГРЮЛ, однозначно следует, что строительно-монтажные работы выполнялись не другим юридическим лицом - ООО "СМП-817", а именно ООО "СМП 817".
Отклонение заявки ООО "СМП 817" как не соответствующей требованиям аукциона по причине представления копии недействующего свидетельства о допуске (N 1633 от 17.06.2011), признано судом обоснованным, что влечет отказ в удовлетворении иска о признании торгов недействительными в связи с неправомерным отклонением заявки истца, применении последствий недействительности торгов.
Также суд первой инстанции указал, что поскольку заключенный между сторонами контракт на выполнение работ по строительству сторонами исполнен в части, признание недействительными результата открытого аукциона не приведет к восстановлению истца в правах участника аукциона.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не может согласиться с выводами суда первой инстанции, положенными в основание обжалуемого судебного акта к отказу в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
По делу установлено, что в соответствии с требованием уполномоченного органа, содержащегося в пункте 2 раздела 3 документации об аукционе о предоставлении участниками во второй части заявки копии свидетельства, выданного СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капительного строительства, согласно приказу Минрегионразвития РФ от 30.01.2009 N 624, включающее в себя виды работ: 33 - по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), 33.3 - жилищное и гражданское строительство, ООО "СМП 817" в составе второй части заявки была представлена копия свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N 1633 от 17.06.2011, выданного СРО НПС "Строители железнодорожных комплексов".
Указывая на то, что свидетельство о допуске N 1633 от 17.06.2011 является недействующим с 01.01.2013 г., аукционная комиссия сослалась на пункт 3 Приказа Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", согласно которому свидетельства, выданные до вступления в силу настоящего Приказа (06.09.2011), действуют до 01.01.2013.
Между тем, аукционной комиссией не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом, по смыслу пунктов 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" с 1 января 2011 года свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подлежали выдаче только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Закона N 240-ФЗ).
Таким образом, выдав ООО "СМП 817" 17.06.2011 года свидетельство N 1633, СРО НПС "Строители железнодорожных комплексов" подтвердило соответствие ООО "СМП 817" требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 240-ФЗ).
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 9 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. При этом форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (часть 8 данной статьи).
Следует отметить, что Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 утверждена форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (пункт 1); признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 13.11.2010 N 1042 "Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (пункт 2); устанавливается, что свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу приказа от 05.07.2011 N 356, действуют до 1 января 2013 года (пункт 3).
Однако, приказом не предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить замену ранее выданных свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, истцом была представлена информация, предоставленная СРО НПС "Строители железнодорожных комплексов", согласно которой ООО "СМП 817" является членом партнерства и располагало действовавшим до 02.09.2013 г. свидетельством от 17.06.2011 года N 1633. Действие названного свидетельства прекращено с 02.09.2013 г. в связи с переоформлением ООО "СМП 817" и выдачей свидетельства N 6200 от 02.09.2012 г. (л.д. 33 т.1, л.д. 36 т.3).
При таких установленных обстоятельствах следует признать, что заявка ООО "СМП 817" на участие в открытом аукционе соответствовала требованиям, установленным частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 раздела 3 документации об открытом аукционе на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе.
ООО "СМП 817" подтверждая соответствие заявки общества требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ представило в составе заявки на участие в аукционе свидетельство о допуске к видам работ, предусмотренное статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и содержащее все сведения, установленные заказчиком в аукционной документации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ не допускается отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи.
Таким образом, аукционная комиссия, отказывая ООО "СМП 817" в допуске к участию в открытом аукционе в связи с несоответствием участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 1 части статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ, допустила нарушение требований части 2 статьи 12 названного закона. Допущенные нарушения могли повлечь иные результаты в части определения победителя аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенные обстоятельства, по мнению апелляционного суда, свидетельствует о наличии правовых и фактических оснований для признания аукциона в электронной форме по предмету "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района" и заключенного по его итогам государственного контракта недействительными.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Выводы суда первой инстанции о том, что истец не может быть восстановлен в правах участника аукциона по причине выполнения ООО "Дарханстрой" работ на сумму 17 663 283,12 руб. в рамках заключенного между Управлением капительного строительства и ООО "Дарханстрой" контракта от 17.09.2013. апелляционный суд находит ошибочными.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
По смыслу статей 1, 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен предоставить суду доказательства нарушения его прав, которые подлежат восстановлению в случае удовлетворения заявленных требований.
Из дела следует, что сроки выполнения работ по контракту предусмотрены до ноября 2014 года. Цена заключенного с ООО "Дарханстрой" контракта от 17.09.2013 г. составила 321 150 000,00 рублей.
Таким образом, размер освоенных денежных средств от стоимости контракта составляет 5,5%, а сроки выполнения работ не истекли.
Представитель истца в судебном заседании подтвердил свое намерение и заинтересованность в выполнении оставшейся части работ. Такое намерение подтверждается и реализацией права на обжалование результатов торгов в УФАС по РБ и в арбитражный суд.
Указанное свидетельствует о реальной возможности реализации намерений истца на торгах для выявления действительно лучшего претендента по выполнению строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района", в том числе и для эффективного освоения бюджетных средств.
Признание торгов в форме аукциона незаконными и совершенной по его итогам сделки недействительной позволит обеспечить баланс частных и публичных интересов, а также восстановить права заявителя как добросовестного субъекта рассматриваемых правоотношений.
При изложенных обстоятельствах решение суда по настоящему делу подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении иска.
Судебные расходы, понесенные истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции подлежат распределению по правилам, предусмотренным статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 6000 рублей по платежному поручению N 211 от 23.10.2013 подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании п.п. 1 п.1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 марта 2014 года по делу N А10-4487/2013 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать недействительными торги, проведенные в форме открытого аукциона в электронной форме по предмету "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство досугово-образовательного центра в с. Турка Прибайкальского района".
Признать недействительным государственный контракт N 0102200001613001696-0339067-02 от 17.09.2013 г. между Государственным казенным учреждением Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и обществом с ограниченной ответственностью "Дарханстрой".
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и общества с ограниченной ответственностью "Дарханстрой" в пользу общества с ограниченной ответственностью " СМП 817" в возмещение судебных расходов по 5000 рублей с каждого.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью " СМП 817" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В.Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4487/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1594/14
06.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4487/13