г. Томск |
|
13 мая 2014 г. |
Дело N А45-21423/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2014 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Фаст Е.В.
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Зюковой Л.Н. по доверенности от 31.12.2013 (до 31.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАГМА"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17.02.2014 по делу N А45-21423/2013 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МАГМА" (ОГРН 1087746683958, ИНН 7719682845, 121069, г. Москва, пер. Борисоглебский, 15, стр. 3)
к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798, ИНН 5406558540, 630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МАГМА" (далее - ООО "МАГМА", общество) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в предоставлении в аренду земельного участка для демонтажа трубопровода.
Решением от 17.02.2014 Арбитражного суда Новосибирской области года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суда считал установленными, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, демонтаж трубопровода относится к реконструкции линейного объекта, в связи с чем согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации законодатель допускает возможность заключения договора аренды лесного участка для целей реконструкции без проведения аукциона.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя общества.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, 09.01.2013 между ООО "МАГМА" и Сибирским открытым акционерным обществом трубопроводного транспорта нефтепродуктов заключен договор купли-продажи N Р-8.12/ТНП-СТНП лома черных металлов смешанного с проведением работ по демонтажу участков трубопроводов
Согласно пункту 1.2 договора поставка товара производится путем его выборки/самовывоза покупателем (заявитель) и/или грузополучателем, после демонтажа участка трубопровода, проводимого силами и за счет покупателя из места нахождения грузоотправителя или из места нахождения товара.
ООО "МАГМА" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для демонтажа трассы продуктопровода, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Новосибирский лесохозяйственный участок, квартал N 46, выделы N N 20, 26, 27, 29, 33, 35, площадью 0, 556 га.
По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от 06.09.2013 N 1764/37 об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на статью 105 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый земельный участок относится к категории защитных лесов - лесопарковые зоны лесов Новосибирского лесничества.
ООО "МАГМА", ссылаясь на невозможность проведения демонтажных работ без заключения договора аренды, а также полагая, что Департамент уклоняется от обязанности заключить с ним договор аренды лесного участка, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием акта недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Полномочными органами по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Губернатора Новосибирской области от 05.10.2009 N 415 "О создании департамента лесного хозяйства Новосибирской области, передаче отдельных полномочий, возложенных на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области", с 01.01.2010 создан Департамент лесного хозяйства, который является правопреемником прав и обязанностей Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, в том числе, в отношении заключенных договоров аренды лесных участков, лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, и других прав и обязанностей при осуществлении переданных, отдельных полномочий в сфере лесных отношений.
Согласно подпункту 3 пункта 9 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 N 459, заинтересованное лицо осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности Новосибирской области, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 9.1 Положения Департамент осуществляет следующие отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В силу пункта 13 Административного регламента департамента предоставления государственной услуги по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13.05.2011 N 121 (далее - Административный регламент), одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.
В соответствии с пунктом 7 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении лесного участка в аренду, подготовка проекта договора аренды лесного участка и направление их заявителю либо направление заявителю мотивированного решения об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Частью 1 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса. К таким лесам относятся, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, включая зеленые зоны, лесопарковые зоны. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5).
В силу части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в том числе и зеленых зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 3 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации установлен запрет в зеленых зонах на размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи.
В случаях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов договор аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона (пункт 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции, участок магистрального нефтепродуктопровода "Омск-Сокур" Ду 530 мм участок 625, 800- 685, 542 км, отвод МНПП на н/б "Красный Яр" (668 км) Ду 325 мм участок 0,000- 9,090 км, отвод МНПП на н/б "Красный Яр" (668 км) Ду 219 мм участок 0,000- 8,780 км, отвод МНПП на н/б "Красный Яр" (668 км) Ду 219 мм участок 0,000- 8,780 км выведен из эксплуатации.
Работы по демонтажу выведенного из эксплуатации участка с целью получения лома черных металлов относятся к общестроительным работам, аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка не проводился.
Из заявления общества усматривается, что предоставление земельного участка в аренду необходимо заявителю для демонтажа участка магистральных трубопроводов и получения лома черных металлов.
Довод апелляционной жалобы о том, что демонтаж трубопровода относится к реконструкции линейного объекта, в связи, с чем согласно пункту 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации законодатель допускает возможность заключения договора аренды лесного участка для целей реконструкции без проведения аукциона, подлежит отклонению.
Обществом ошибочно истолкована норма права, в рассматриваемой спорной ситуации речь идет не о реконструкции объекта капитального строительства и его исключениях, а о демонтаже участков магистрального трубопровода, что не предусмотрено статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации.
Реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (статья 1 Градостроительного кодекса российской Федерации).
Демонтаж не входит в понятие строительство, реконструкция линейных объектов, и является самостоятельным термином. Демонтаж - это разборка на отдельные части машины, аппарата, сооружения и снятие их с места установки, что влечет последующее изъятие демонтированного объекта из гражданского оборота.
Таким образом, указанный обществом вид деятельности - демонтаж участка магистрального нефтепродуктопровода для получения лома черных металлов не относится ни к строительству, ни к реконструкции и эксплуатации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что действия Департамента по отказу в предоставлении земельного участка, оформленному письмом от 06.09.2013 N 1764/37, не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
При подаче апелляционной жалобы обществом произведена уплата государственной пошлины по неверным реквизитам, в связи с чем, определением апелляционного суда от 27.03.2014 о принятии апелляционной жалобы к производству было предложено представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, которое обществом не исполнено, в связи с чем с общества подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1000 (одна тысяча) рублей за рассмотрение апелляционной инстанции, а уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина (по неверным реквизитам) подлежит возврату Щагиной А.А.).
Руководствуясь, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 февраля 2014 года по делу N А45-21423/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАГМА" - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "МАГМА" (ОГРН 1087746683958, ИНН 7719682845, 121069, г. Москва, пер. Борисоглебский, 15, стр. 3) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить Щагиной Анне Александровне уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1000 рублей по чеку-ордеру от 17.03.2014, номер операции 100637689/11746, ОСБ 8047, терминал 365470/3451.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21423/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2907/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-21423/13