г. Томск |
|
13 мая 2014 г. |
Дело N А03-16282/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко Н. В.,
судей: Бородулиной И. И., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Фаст Е. В.,
при участии:
от истца: Малковой М. А., доверенность от 21.02.2014 года,
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года по делу N А03-16282/2013 (судья Михайлюк Н. А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Маршрут" (ОГРН 1092221007966, ИНН 2221176479, 656067, г. Барнаул, Павловский тракт, 251 в)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, 656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Социалистический, 37)
третье лицо: Главное управление имущественных отношений Алтайского края (656049, Алтайский край, ул. Чкалова, 64)
Администрация города Барнаула (656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Гоголя, 48)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маршрут" (далее - ООО "Маршрут") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:010334:66, площадью 82450 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 188, равной его рыночной стоимости в размере 19 692 000 руб. по состоянию на 01.01.2009 согласно заключению эксперта N 32-13-11-15 от 29.11.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление имущественных отношений Алтайского края, Администрацию города Барнаула.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, третье лицо Администрация г.Барнаула в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы указано на злоупотребление истцом своими правами (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости повлечет для истца снижение ставки налога, а также возможность выкупить земельный участок по заниженной цене.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Маршрут" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобу - несостоятельными.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Маршрут" на основании договора аренды земельного участка от 22.02.2008 N 13380, договора перенайма от 31.12.2009, дополнительных соглашений к договору аренды от 07.12.2010, от 24.05.2012, от 19.06.2013 и от 31.07.2013 является арендатор земельного участка с кадастровым номером 22:63:010334:66, площадью 82450 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, Павловский тракт, 188.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 10.09.2013 N 22/13-554212 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 385422419 руб. Земельный участок внесен в Государственный кадастр недвижимости 06.05.2013 (л.д.26).
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции с учетом положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, пришел к выводу о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, в связи с чем установил кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:0103334:66 его рыночной стоимости, при этом законность судебного акта проверятся в апелляционном согласно частям 5, 6 статьи 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, подлежащее применению к спорным правоотношениям законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, согласно которому права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из абзаца 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не утратили возможность доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Учитывая изложенное на истце лежит процессуальная обязанность доказать в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ то обстоятельство, что его права и охраняемые законом интересы нарушены внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о стоимости земельного участка, не соответствующими данным о его рыночной стоимости.
В Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ). При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается, в том числе отчет об определении рыночной стоимости объекта, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в судебном порядке с наличием у истца по этому делу исключительно права собственности на объект. В данном случае, наличие у ООО "Маршрут" права аренды является достаточным основанием для реализации предоставленного ему законом права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему на этом праве земельного участка в случае, если результат определения его кадастровой стоимости затрагивает его права и, соответственно, для реализации права на обращение в суд с таким заявлением.
Иное толкование приведенных нормативных правовых актов препятствовало бы реализации предусмотренного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту и предоставлению доказательств в подтверждение своей позиции в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО "Маршрут" имеет право на обращение в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка в размере равной его рыночной стоимости.
Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, проведенной по состоянию на 01.01.2009.
Согласно заключению судебной экспертизы от 29.11.2013 N 32-13-11-15 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 19 692 000 руб., что в 19,6 раза меньше кадастровой стоимости этого земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Выводы, содержащиеся в заключении эксперта, ответчиком и третьими лицами не опровергнуты. Доказательств иной рыночной стоимости спорного земельного участка в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено. Обстоятельства недостоверности данного заключения либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не установлены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно определил рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости, подлежащей внесению в государственный кадастр с момента вступления в силу судебного акта.
Довод заявителя апелляционной жалобы о злоупотреблении истцом своими правами (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) апелляционным судом не принимается с учетом положений статьи 6 Федерального закона N 135-ФЗ, а также правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в определениях от 1 марта 2011 г. N N 275-О-О, 281-О-О, поскольку наличие у общества права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости соответствующих объектов.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2014 года по делу N А03-16282/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16282/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3531/14
26.02.2014 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-16282/13