г. Чита |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А19-1683/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ткаченко Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2014 года по делу N А19-1683/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области к Садоводческому некоммерческому товариществу "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" о взыскании 352 руб. 00 коп., (суд первой инстанции: Шульга Н.О.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области (ОГРН 1023802254673, ИНН 3821010406, место нахождения: 666034, Иркутская область, г. Шелехов, 4-й квартал, 23, далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" (ИНН 3821013171, ОГРН: 1053848032039, место нахождения: 666022, Иркутская обл., Шелеховский р-н, Олха с., Летняя ст., ВСЖД, далее - СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ", товарищество) о взыскании 352 руб. 00 коп. штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что первоначально представленные страхователем в установленный законом срок сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные им, которые не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку подлежали корректировке в предусмотренном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах порядке в силу закрепленного статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ права страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, Управление не доказало обоснованность привлечения СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, а также размер суммы штрафа, предъявленной к взысканию. Кроме того, допущенные страхователем ошибки в предоставленных сведениях не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.
По мнению фонда, вывод суда первой инстанции о том, что выявленные в ходе проведения проверки обстоятельства носят характер недочетов, ошибок и не свидетельствуют о предоставлении некоммерческим товариществом недостоверных сведений, является ошибочным. При приеме индивидуальных сведений от ответчика за 1 полугодие 2013 года были обнаружены ошибки в части уплаты страховых взносов, в связи с чем отправлен страхователю протокол автоматической загрузки с указанием на допущенные ошибки, которые не устранены в двухнедельный срок, что повлекло применение пенсионным фондом финансовых санкций.
Тот факт, что допущенные страхователем ошибки не повлекли за собой занижение суммы платежей, не имеет правового значения. Закон N 27-ФЗ не содержит норм, освобождающих страхователей от ответственности в случае самостоятельного исправления индивидуальных сведений путем предоставления корректирующих форм.
Садоводческим некоммерческим товариществом "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.04.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области камеральной проверки индивидуальных сведений за полугодие 2013 года, представленных страхователем по телекоммуникационным каналам связи 03.08.2013, Управлением установлены ошибки в части уплаты страховых взносов, а именно:
1) по застрахованному лицу - Лодыгину Алексею Альбертовичу, не были указаны суммы уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1276 руб. 62 коп. и на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 506 руб.52 коп.;
2) по застрахованному лицу - Мирошиной Любови Филипповны, не были указаны суммы уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1276 руб. 62 коп.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, было обнаружено несоответствие между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки. Страхователю 03.08.2013 направлен отрицательный протокол проверки с вложенным протоколом автоматической загрузки с описанием обнаруженных ошибок. 22.08.2013 направлено уведомление о результатах приемки и обработки сведений персонифицированного учета, их включения в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Страхователю предложено представить уточненные сведения в двухнедельный срок.
СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" уточненные данные были представлены 27 сентября 2013 года.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 30 сентября 2013 года N 21/13.
Заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Шелеховском районе Иркутской области вынесено решение N 21/13 от 23 октября 2013 года, в соответствии с которым Садоводческое некоммерческое товарищество "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 352 руб. 00 коп.
На основании данного решения в адрес должника выставлено требование от 18.11.2013 N 21/13, согласно которому СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" в течение 14 дней со дня получения предложено уплатить данные штрафные санкции.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о принудительном взыскании санкций.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения некоммерческого товарищества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 267-ФЗ и полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции Федерального закона N 339-ФЗ).
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, или представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Непредставление в установленные сроки сведений, обуславливается непредставлением указанных сведений в установленный законом срок.
Представление неполных и (или) недостоверных сведений, обуславливается представлением указанных сведений в срок, установленный законом, но являющихся неполными и (или) недостоверными.
Как следует из акта проверки и решения о привлечении к ответственности, пенсионным фондом некоммерческому товариществу вменяется правонарушение, выразившееся в представлении недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2013 года, а именно: не указаны суммы уплаченных страховых взносов на двух застрахованных лиц.
Заявителем факт представления индивидуальных сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки за проверяемые периоды, не оспорен; ошибочные сведения исправлены путем представления корректирующих сведений.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что за предоставление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, не влекущих за собой занижение суммы платежей, действующим законодательством ответственность не предусмотрена.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия того решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что до принятия ответчиком 23 октября 2013 года решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства, некоммерческим товариществом 27 сентября 2013 года самостоятельно была произведена корректировка индивидуальных сведений и устранение имеющихся расхождений в сведениях об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что сам по себе факт выявленных ошибок в данных сведениях не свидетельствует о предоставлении некоммерческим товариществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, влекущих привлечение к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Признавая привлечение СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанная статья не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Довод пенсионного фонда о том, что выявленные в ходе проведения проверки обстоятельства свидетельствуют о представлении недостоверных сведений и не могут быть расценены как недочеты, ошибки, подлежит отклонению, так как сам по себе факт выявления ошибок в индивидуальных сведениях персонифицированного учета не свидетельствует о предоставлении некоммерческим товариществом недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (не указаны суммы уплаченных страховых взносов на двух застрахованных лиц), влекущих привлечение к ответственности по приведенной выше статье закона. Данные сведения подлежали корректировке и исправлению в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, в связи с этим они не могут расцениваться как недостоверные сведения.
При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что первоначальные сведения были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, заявителем не установлено, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения СНТ "ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и назначения страхователю санкции в виде штрафа.
На основании вышеизложенного у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 марта 2014 года по делу N А19-1683/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1683/2014
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1869/14
27.03.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1683/14