г. Самара |
|
19 мая 2014 г. |
А65-22460/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года по делу N А65-22460/2013 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный Терминальный Комплекс-Сервис" (ИНН 1657085228, ОГРН 1091690028760), г.Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации от 25 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Международный Терминальный Комплекс-Сервис", г.Казань (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации от 25.09.2013 года по заявлению ООО "МТК-Сервис", об обязании устранить нарушения, приняв соответствующее решение о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Международный Терминальный Комплекс-Сервис".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан от 25.09.2013 об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный Терминальный Комплекс - Сервис". Межрайонной ИФНС N 18 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушения прав и законных интересов права и законные интересов заявителя, внеся в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный Терминальный Комплекс - Сервис".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года по делу N А65-22460/2013.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.09.2013 Межрайонной ИФНС РФ N 18 по Республике Татарстан было вынесено решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме присоединения Общества с ограниченной ответственностью "Международный Терминальный Комплекс-Сервис", по мотиву, что ООО "МТК-Сервис" не представило договор о присоединении, оформленный в соответствии с требованиями законодательства, и в налоговый орган представлен договор, который не соответствует ранее представленному договору, и отсутствуют сведения об изменениях к договору.
Указанное решение принято регистрирующим органом по пакету документов, представленному Обществом 18.09.2013 вх. 31907А.
Ранее 04.09.2013 заявитель обращался в налоговый орган с аналогичным заявлением (вх. 30269А), но 11.09.2013 г. ему было отказано со ссылкой на нарушение требований законодательства в п.2.4 и 2.5 Договора о присоединении и не соответствии его п.5 ст.51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В рамках рассматриваемого дела Заявитель подал новое заявление, устранив выявленные налоговым органом нарушения, но снова получил отказ.
Не согласившись с принятым решением ответчика от 25.09.2013, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Статьей 2 названного закона предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
В статье 17 Закона о государственной регистрации содержится перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Суд, основываясь на положениях части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающих бремя доказывания на государственный орган, принявший оспариваемый ненормативный правовой акт, пришел к правильному выводу о том, что инспекция не доказала правомерности принятия оспариваемого Решения.
К ведению Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан отнесены отношения, регулируемые Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 года (далее Закон N 129-ФЗ) - возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Статьей 1 Закона N 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), который в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регламентирует порядок реорганизации.
Как следует из материалов дела, заявителем 18.09.2013 поданы ответчику следующие документы:
1) заявление о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме Р16003. При этом, заявителем выступил Сафин Д.Н., подлинность подписи которого на заявлении нотариально засвидетельствована.
В заявлении заявителем подтверждается, что:
- передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам прекратившего деятельность в результате реорганизации в форме присоединения юридического лица в отношении всех кредиторов;
- все кредиторы прекратившего деятельность присоединенного юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации;
- содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
2) передаточный акт, составленный между ООО"МТК-Сервис" и ООО "СтройРесурсы";
3) договор о присоединении от 04.04.2013 г.;
4) справка;
5) решение единственного участника ООО "МТК-Сервис" N 5 от 4.04.13 г.;
6) документ о публикации в журнале "Вестник государственной регистрации";
7) доверенность.
Налоговый орган в решение об отказе от 25.09.2013 г., указал основание для отказа, что среди представленных документов отсутствует договор о присоединении, оформленный в соответствии с требованиями законодательства.
Однако, все вышеперечисленные документы в материалах регистрационного дела имелись, довод ответчика об отсутствии договора опровергается представленными ответчиком копиями документов, в числе которых имеется указанный договор.
Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, среди которых такое основание как "несоответствии законодательству договора о присоединении" отсутствует.
Более того, данный договор соответствует действующему законодательству, закон предоставляет полную свободу действий лицам, участвующим в реорганизации, не устанавливая каких либо императивных норм в отношении данного вида договора.
Замечаний к содержанию указанного договора, обжалуемое решение налогового органа не содержит, в решении указано лишь на его отличие содержания договора от договора, ранее представленного налоговому органу, и на отсутствие у налогового органа сведений о принятых изменения к договору.
Статья 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, среди которых такое основание как отсутствие сведений в регистрирующем органе о принятых изменениях к договору, не предусмотрено. Более того, закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в налоговый орган, для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, среди которых отсутствует документ об изменениях к договору о присоединении.
Доказательств ненадлежащего оформления документов, представленных Обществом в пакете документов 18.09.2013 года, их несоответствия требованиям закона, ответчиком не представлено.
Принимая во внимание изложенное, судом сделан правильный вывод об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации.
Оспариваемый отказ нарушает законные права и интересы заявителя в предпринимательской и экономической сфере, т.к. препятствует использованию прав участника и руководителя ООО "МТК-Сервис" самостоятельно определять формы и способы участия в предпринимательской и иной экономической деятельности посредством данного Общества.
В соответствии с ч. 2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 декабря 2013 года по делу N А65-22460/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22460/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5895/14
20.03.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4682/14
27.02.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3317/14
31.01.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1924/14
13.01.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-165/14
09.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22460/13