г. Чита |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А58-6318/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального объединения организации профсоюзов - "Якутское республиканское объединение профсоюзов" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 года по делу N А58-6318/2013 (суд первой инстанции - Столбов В.В.),
установил:
Территориальное объединение организации профсоюзов - "Якутское республиканское объединение профсоюзов" (ОГРН 1021401048800, ИНН 1435082392, далее - объединение профсоюзов) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435117091, ОГРН 1021401059261, далее - Пенсионный фонд) о признании недействительными решений государственного органа о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.10.2013 года N 016 034 13 РК 0008497, от 10.10.2013 года N 016 034 13 РК 0008954.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 года по делу N А58-6318/2013 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) о привлечении плательщика взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о стразовых взносах от 10.10.2013 года N 016 034 13 РК 0008954, проверенное на соответствие статьям 46, 48 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"." признано недействительным.
Суд обязал государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального объединения организации профсоюзов - "Якутское республиканское объединение профсоюзов".
В остальной части заявленных требований отказано.
Объединение профсоюзов обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене как незаконного и необоснованного обжалуемого судебного акта в части отказа в признании недействительным решения Пенсионного фонда от 03.10.2013 года N 016 034 13 РК 0008497 о взыскании штрафа в сумме 1000 рублей.
Отзыв на апелляционную жалобу Пенсионный фонд не направил.
Определением суда от 21 апреля 2014 года судебное разбирательство по апелляционной жалобе отложено на 12 час. 10 мин. 19 мая 2014 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.03.2014, 21.04.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В связи с тем, что Пенсионный фонд не настаивал на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель представил 10.07.2013 в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (по форме РСВ-1) за 1 квартал 2013 года.
Оспариваемым решением государственного органа от 03.10.13 N 016 034 13 РК 0008497 за несвоевременное представление (фактически 10.07.13 при установленном сроке - не позднее 15.05.13) в государственный орган расчета по начисленным и уплаченным страховым страховых взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (по форме РСВ-1) за 1 квартал 2013 года заявитель привлечен к ответственности в виде 1 000 руб. штрафа по части 1 статьи 46 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон).
Согласно данному расчету сумма начисленных и уплаченных заявителем страховых взносов составляет 0 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу норм подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - организации как лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, осуществляются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации. Контроль за регистрацией и снятием с регистрационного учета указанных страхователей осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, которые представляют соответствующие данные в территориальные фонды в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.13, без номера, заявитель поставлен на учет в государственном органе в качестве страхователя.
Нормами указанных выше законов не предусмотрено представление организацией, зарегистрированной в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, расчетов страховых взносов в зависимости в наличия или отсутствия в отчетном периоде выплат в пользу физических лиц. При этом законом не установлены, какие либо ограничения по фактически начисленным и уплаченным суммам страховых взносов.
Кроме того, согласно пункту 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п в соответствии с выше названной нормой, регистрация в качестве страхователей организаций осуществляется независимо от наличия на момент регистрации обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, соответствующий статус плательщика страховых взносов и сопутствующая ему обязанность по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам возникают с момента указанной регистрации. Отсутствие у плательщика страховых взносов работников и выплат в пользу физических лиц не является основанием для его освобождения от обязанности по предоставлению расчетов.
Указанный вывод соответствует позиции арбитражных судов по делу N А33-7709/2013.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что зарегистрированный страхователь, то есть лицо, являющееся плательщиком страховых взносов, обязан представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчеты в установленном Законом сроки и порядке независимо от наличия или отсутствия факта начисления и уплаты страховых взносов в конкретном отчетном периоде.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции в обжалуемой части не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Информационном письме N 139 от 11.05.2010 года, при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
Налогоплательщиком по платежному поручению N 1 от 26.02.2014 года уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 4 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 1 от 26.02.2014 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 января 2014 года по делу N А58-6318/2013 оставить в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Территориальному объединению организации профсоюзов - "Якутское республиканское объединение профсоюзов" (ОГРН 1021401048800, ИНН 1435082392) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6318/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1168/14
06.02.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-6318/13