г. Москва |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А41-56113/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ООО "Среднерусская деревня" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии" о признании несоответствующими сведений о кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, третьи лица - Управление Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Клинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Костенчук С.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Чистяков С.О. по доверенности от 09.01.2014;
от ответчика - Зеленцов В.П. по доверенности от 30.01.2013;
от Министерства имущественных отношений Московской области - Мерзлякова Л.А. по доверенности от 24.03.2014;
от остальных лиц, участвующих в деле - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Среднерусская деревня" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии" с требованиями 1) о признании следующих сведений о кадастровой стоимости земельных участков несоответствующими их рыночной стоимости с момента внесения в государственный кадастр недвижимости:
- кадастровой стоимости в размере 505 259 871,80 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка под дачное строительство общей площадью 210 298 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток, с кадастровым номером 50:03:0050380:121;
- кадастровой стоимости в размере 580 939 054,20 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка под дачное строительство общей площадью 241 797 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 1 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на северо-восток, с кадастровым номером 50:03:0050380:122;
- кадастровой стоимости в размере 78 502 225,66 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 2 402,59 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка под дачное строительство общей площадью 32 674 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток, с кадастровым номером 50:03:0050380:139.
2) об установлении с 13.03.2012 кадастровой стоимости нижеуказанных земельных участков в размере соответствующем их рыночной стоимости:
- кадастровой стоимости в размере 26 310 383 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 125,11 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050380:121, общей площадью 210 298 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток;
- кадастровой стоимости в размере 30 251 223 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 125,11 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050380:122, общей площадью 241 797 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 1 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на северо-восток;
- кадастровой стоимости в размере 4 087 844 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости 125,11 руб. за 1 кв.м.) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050380:139, общей площадью 32 674 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Клинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2013 года по делу N А41-56113/12 требования ООО "Среднерусская деревня" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии" обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 12 февраля 2014 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-56113/12 по правилам, установленным для суда первой инстанции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Костенчука Сергея Николаевича (пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ).
Представитель ООО "Среднерусская деревня" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме, просил исковые требования удовлетворить.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии" и Министерства имущественных отношений Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственного реестра, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Клинского муниципального района Московской области, ИФНС России по г. Клину Московской, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Костенчука С.Н., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Заявленное истцом в судебном заседании 12.05.2014 г. ходатайство о привлечении третьих лиц отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку предметом спора не являются земельные участки, принадлежащие указанным истцом лицам, соответственно суд не усматривает, что судебный акт по делу повлияет на права и обязанности данных лиц по отношению к сторонам.
Выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "Среднерусская деревня" на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
- земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, адрес объекта: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток, кадастровый номер 50:03:0050380:121, общая площадь: 210 298 кв.м.;
- земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, адрес объекта: Московская область, Клинский район, примерно в 1 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на северо-восток, расположен в кадастровом квартале 50:03:0050380, кадастровый номер 50:03:0050380:122, общая площадь: 241 797 кв.м.;
- земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, адрес объекта: Московская область, Клинский район, примерно в 2 000 м от д. Поджигородово (ур. Антипино) по направлению на юго-восток, расположен в кадастровом квартале 50:03:0050380, кадастровый номер 50:03:0050380:139, общая площадь: 32 674 кв.м.
Истец, считая несоответствующей рыночной стоимости с момента внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков, обратился с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 названной статьи в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 указанного выше Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В силу требований статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения, и факта нарушения прав истца именно ответчиком.
Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Как следует из заявленных по делу исковых требований истец просил В данном случае истец по иску просил установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере рыночной.
При этом в силу правил пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, по смыслу вышеназванных положений законодательства правом требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обладает правообладатель данного участка.
Как установлено апелляционным судом, право собственности ООО "Среднерусская деревня" на спорные земельные участки прекращено с 20.05.2013 и с 09.04.2013, соответственно, в связи с регистрацией перехода права собственности на земельные участки к Костенчуку Сергею Николаевичу.
С момента внесения в Единый государственный реестра прав записей о правах собственности третьего лица на спорные участки истец утратил статус собственника данных земельных участков.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050380:122 был разделен третьим лицом Кстенчуком С.Н. на 167 земельных участков по решению о разделе от 20.07.2013 г. и снят с кадастрового учета.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции истец не являлся собственником спорных земельных участков в связи с переходом права собственности на них к иному лицу, а земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050380:122 прекратил существование как самостоятельный объект гражданских прав в связи с его разделением и снятием с кадастрового учета.
В силу того, что правообладателем спорных земельных участков на настоящий момент истец не является, у данного юридического лица отсутствуют правомочия по определению дальнейшей юридической судьбы спорных объектов недвижимого имущества, в том числе в части оспаривания размера их кадастровой стоимости и установлению их в размере рыночной.
Установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время. Сведения о размере такой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости не ранее вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
То обстоятельство, что размер рыночной стоимости определяется по состоянию на дату определения кадастровой стоимости - в настоящем случае по состоянию на 13.03.2012, не является основанием для установления нового размера кадастровой стоимости с даты, ранее даты вступления в законную силу судебного акта об установлении нового размера кадастровой стоимости.
Правоотношения, касающиеся вопросов налогообложения, уменьшения (увеличения) налоговой базы, влияния размера кадастровой стоимости участка на размер налоговых обязательств истца в тот или иной период, предметом настоящего спора не являются, в силу чего доводы истца о наличии заинтересованности в определении размера кадастровой стоимости не принадлежащих ему земельных участков со ссылкой на указанные правоотношения не могут быть приняты во внимание как не имеющие юридического значения для существа рассматриваемого спора.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (часть 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
На основании указанных выше норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в силу обязательности постановки вновь сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет (статьи 11.1 - 11.9 ЗК РФ), а также деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), значимости кадастровой стоимости для целей реализации принципа платности использования земель в Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, статья 65 ЗК РФ), содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения определяют объем правомочий и обязательств собственника такого объекта недвижимого имущества.
Описание, индивидуальные характеристики земельного участка позволяют отграничить данное имущество от иных объектов права, непосредственно влияют на возможность использования участка, экономический эффект от такого использования, тем самым определяя юридическую судьбу объекта недвижимости.
Вопрос об изменении описания и/или характеристик земельного участка, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости, может быть разрешен только по иску правообладателя данного участка, прежде всего - собственника, то есть лица, непосредственно заинтересованного в дальнейшей юридической судьбе объекта, правом на который оно обладает.
При указанных обстоятельствах, установив факт перехода прав собственности от истца к третьему лицу, апелляционный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом суд отмечает, что апелляционный суд, рассматривая дело по правилам, установленным для суда первой инстанции, неоднократно откладывал судебное заседание и предлагал истцу и третьему лицу Костенчуку С.Н. рассмотреть вопрос о процессуальном положении лиц, участвующих в деле, однако соответствующих ходатайств, в том числе в порядке ст.48 АПК РФ данными лицами не заявлено.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по делу подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.10.2013 г. по делу N А41-56113/12 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Среднерусская деревня" требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56113/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8652/19
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9285/14
19.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11967/13
21.10.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-56113/12
21.12.2012 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-56113/12