г. Самара |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А49-7767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Деминой Е.Г., Карпова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области - Улиткина Т.С., доверенность от 07.04.2014 N 09/6671,
от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида N 106 г. Пензы - Зименкова И.А., доверенность от 09.01.2014, руководитель Туктарова Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Пензенской области 14 мая 2014 года в зале N 4 апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2014 года по делу N А49-7767/2013 (судья Петрова Н.Н.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690), г.Пенза,
к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида N 106 г. Пензы (ОГРН 1025801361101, ИНН 5836100423), г.Пенза,
о взыскании штрафных санкций в размере 11 948 руб. 70 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида N 106 г. Пензы о взыскании 11 948 руб. 70 коп., в том числе страховые взносы в сумме 8554,86 руб., пени в сумме 1682,87 руб., штраф в сумме 1710,97 руб.
Решением суда 1 инстанции от 24 февраля 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом ссылается на то, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых по уходу за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, данные выплаты носят гарантированный характер, так как производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом или коллективном договоре, соглашении, их размер зависит от размера заработной платы. Следовательно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в установленном порядке.
МБДОУ детский сад компенсирующего вида N 106 в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, соответственно.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Управлением ПФР в г. Пензе Пензенской области с 05.12.2012 по 10.12.2011 была проведена плановая выездная проверка МБДОУ детского сада компенсирующего вида N 106 г. Пензы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой был составлен акт проверки от 21.01.2013 N 068/035/9-2012 (л.д.43-60).
20.02.2013 на основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области было принято решение о привлечении МБДОУ детского сада компенсирующего вида N 106 г. Пензы к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 2 410,76 руб. (л.д. 27-42).
Данным решением детскому саду было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 12 053,83 руб., а также пени в сумме 1763,11 руб.
Из содержания данного решения следует, что детский сад занизил в 2011 году базу для начисления страховых взносов на 38 758,27 руб., в том числе на суммы не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 11 250,75 руб., на суммы среднего заработка, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, в размере 27 507,52 руб.
По мнению органа Пенсионного фонда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, получены работниками в рамках трудовых отношений с организацией и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствие с п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования". Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, прямо установлены в ст.9 Закона N 212-ФЗ. Приведенный в указанной статье перечень является исчерпывающим. Спорные выплаты не могут рассматриваться в качестве компенсационных, освобождаемых от обложения страховыми взносами в соответствии с п.2 ч.1 ст.9 Закона N 212-ФЗ и подлежат обложению страховыми взносами.
11.03.2013 на основании данного решения Управлением в адрес образовательного учреждения было выставлено требование N 13 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 16 291,05 руб. в срок до 29.03.2013 (л.д.13-14).
24.07.2013 Управление в адрес учреждения направило уточненное требование N 39 об уплате в срок до 12.08.2013 недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей в сумме 11 948,70 руб., начисленных на суммы среднего заработка, выплаченные работникам детского сада за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в том числе: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонда Российской Федерации в сумме 7 151,95 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 1 402,91 руб., пени в Пенсионный фонд РФ в сумме 1 406,90 руб., пени в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 167,75 руб., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 108,22 руб., штраф в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 430,39 руб., штраф в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 170,55 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 110,03 руб. (л.д.19-25).
Поскольку образовательное учреждение указанные в требовании суммы недоимки, пеней и штрафа в добровольном порядке не уплатило, Управление в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
При этом Управлением не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу п.1-2 части 2 статьи 28 Закона плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашении между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата за дополнительные выходные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Кроме того, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 13.09.2012 N 4922/11, подобного рода выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, трудовые отношения являются отношениями по выполнению работником трудовой функции.
Выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, находятся вне собственно трудовых отношений, в силу чего предусмотренное законом право работника на получение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с собственно заработной платой работника.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2013 по делу N А65-21043/2012, от 19.03.2014 по делу N А57-10971/2013.
В связи с этим у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для начисления образовательному учреждению страховых взносов в сумме 8 554,86 руб. на выплаты, произведенные работникам детского сада за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, пеней в сумме 1 682,87 руб. и наложения на учреждение штрафа в размере 1 710,97 руб. по п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования".
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 февраля 2014 года по делу N А49-7767/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7767/2013
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5670/14
14.05.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7767/13
24.03.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4859/14
24.02.2014 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-7767/13