г. Москва |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А41-52811/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Домодедово Московской области - не явился, извещено надлежащим образом,
от ООО "Евразия недвижимость" - Княжина О.В., представитель по доверенности от 16.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу на Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.02.2014 по делу N А41-52811/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евразия недвижимость" к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евразия недвижимость" (далее - общество "Евразия недвижимость") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыдаче обществу "Евразия недвижимость" градостроительных планов земельного участка с КН 50:28:0050104:0058, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, по заявлению заявителя исх. N 32 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровод Ду 160/2" и заявлению заявителя исх. N 33 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровода Ду 160/1"; обязании администрацию выдать обществу "Евразия недвижимость" градостроительные планы земельного участка с КН 50:28:0050104:0058, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, по заявлению заявителя исх. от 05.09.2013 N 32 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровод Ду 160/2" и заявлению заявителя исх. N 33 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровода Ду 160/1".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.02.2014 по делу N А41-52811/13 требование удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыдаче общесьву "Евразия недвижимость" градостроительных планов земельного участка с КН 50:28:0050104:0058, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, по заявлению заявителя исх. N 32 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровод Ду 160/2" и заявлению заявителя исх. N 33 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровода Ду 160/1". Обязать администрацию выдать обществу "Евразия недвижимость" градостроительные планы земельного участка с КН 50:28:0050104:0058, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, по заявлению заявителя исх. N 32 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровод Ду 160/2" и заявлению заявителя исх. N 33 от 05.09.2013 о выдаче градостроительного плана для целей строительства объекта недвижимого имущества: "Газопровода Ду 160/1" (л.д. 135-137).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила судебный акт отменить.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей администрации надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества "Евразия недвижимость" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, заслушав представителя общества "Евразия недвижимость", апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу "Евразия недвижимость" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 50:28:0050104:58 площадью 1484797 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, г. Домодедово, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 7, 88).
05.09.2013 общество "Евразия недвижимость" обратилось в администрацию с заявлениями N N 32, 33 о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58 для строительства объектов недвижимого имущества - "Газопровод Ду160/1", "Газопровод Ду160/2".
Указанные заявления зарегистрированы в администрации городского округа Домодедово 06.09.2013, N N 3-17/3675, 3-17/3676 (л.д. 8 - 9).
В установленный законом срок заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка рассмотрены не были, решения о выдаче либо об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка приняты не были, в связи с чем общество "Евразия недвижимость" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления общества "Евразия недвижимость" в установленный срок и неисполнении обязанностей, установленных частью 17 статьи 46 градостроительного кодекса Российской Федерации, чем нарушены права и законные интересы общества "Евразия недвижимость".
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Согласно части 2 приведенной нормы подготовка градостроительного плана земельного участка может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Приведенное законоположение обязывает орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего обращения осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка, утвердить его и предоставить заявителю без взимания платы.
При таком положении суд первой инстанции правильно констатировал, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
Кроме того, возможность приостановления или продления такого срока ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом не предусмотрена, высказав правильное суждение об императивном характере положений части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На территории Московской области порядок и условия выдачи градостроительных планов земельных участков регламентирован распоряжением Главархитектуры МО от 03.12.2009 N 68 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области" (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 3.9.1. Методических рекомендаций градостроительные планы земельных участков в виде отдельного документа подготавливаются, в том числе, применительно к ранее сформированным земельным участкам, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет и зарегистрированы права и расположенным на уже застроенной территории, на которой посредством правил землепользования и застройки установлены градостроительные регламенты, при намерении осуществить реконструкцию существующих объектов или строительство новых объектов на таких участках;
Согласно пункту 3.9.2 Методических рекомендаций при подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа не требуется подготовка документации по планировке территории и проведение процедур, определенных частью 1-16 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ. В этом случае градостроительный план земельного участка должен состоять из двух частей: основной (утверждаемой) части и материалов по обоснованию. Материалы по обоснованию градостроительных планов земельных участков носят информационный характер и используются для обоснования установления границ, параметров и характеристик земельных участков.
Согласно разделу 5 Методических рекомендаций подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований на основании обращений заявителей о подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков.
К заявлению на имя главы администрации о выдаче градостроительного плана земельного участка прилагаются копии следующих документов правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на земельный участок; документы, удостоверяющие личность заявителя (паспорт - для физического лица, свидетельство о регистрации - для юридического лица); документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (при необходимости); кадастровый (межевой) план земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
Разработку, оформление градостроительных планов земельных участков и подготовку материалов по обоснованию обеспечивают органы местного самоуправления.
Срок подготовки и выдачи градостроительных планов земельных участков составляет 30 дней со дня регистрации заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, не включая проведение процедур подготовки, согласования и утверждения проектов планировки, межевания территории и материалов по обоснованию.
Согласно пункту 5.4.1. Методических рекомендаций основанием для отказа в подготовке градостроительного плана является нарушение требований федерального законодательства, нормативно-правовых актов Московской области и органов местного самоуправления, нормативных требований, представление поддельных документов, документов, утративших силу, недействительных документов, отказ заявителя представить подлинные документы при отсутствии заверенных надлежащим образом копий.
Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка оформляется мотивированным письмом, направляемым в адрес заявителя (пункт 5.4.2 Методических указаний).
Из представленных в материалы дела заявлений от 05.09.2013 N N 32, 33 следует, что общество "Евразия недвижимость", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58, обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58 для строительства объектов недвижимого имущества - "Газопровод Ду160/1", "Газопровод Ду160/2". К указанным заявлениям приложены все необходимые документы, предусмотренные действующим на тот момент законодательством.
Поскольку указанные заявления были зарегистрированы в администрации 06.09.2013, решение о выдаче либо отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка должно было быть принято в пределах месячного срока - не позднее 07.10.2013.
В материалах дела имеется ответ администрации от 02.10.2013 N 3-17/3675, 3-17/3676 на заявления общества "Евразия недвижимость" от 05.09.2013 NN 32, 33, в котором указано, что в связи с отсутствием утвержденных правил землепользования и застройки, а также материалов для подготовки обосновывающей части градостроительного плана в части фрагментов карт (схем) - выкопировки из утвержденной документации по планировке и межеванию территории, сводных планов инженерных сетей, ограничений, обременений, проектов красных линий, сведений и извлечения из карт (схем) с отображением планируемого (проектируемого) размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия в границах данного земельного участка, разработка градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58 возможно только на основании утвержденного в установленном порядке проекта планировки и межевания территории. Также в данном ответе указано, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58 не соответствует заявленным целям (л.д. 21-22).
Между тем, письмо администрации от 02.10.2013 N 3-17/3675, 3-17/3676 не содержит сведений о принятом решении о выдаче градостроительного плана земельного участка либо об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления общества в установленный срок и неисполнении обязанностей, установленных частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, чем нарушены права и законные интересы общества "Евразия недвижимость".
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Факт бездействия со стороны администрации подтвержден доказательствами, представленными в материалы дела.
Также судебная коллегия учитывает, что градостроительные планы земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58 испрашиваются обществом "Евразия недвижимость" для строительства объектов недвижимого имущества - "Газопровод Ду160/1", "Газопровод Ду160/2" в целях обслуживания промышленного логистического центра, на строительство объектов которого администрацией выданы градостроительные документы, в
том числе, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:28:0050104:58, утвержденный постановлением от 12.04.2013 N 1409.
Градостроительным кодексом Российской Федерации и Распоряжением Главархитектуры МО от 03.12.2009 N 68 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке, оформлению, утверждению и регистрации градостроительных планов земельных участков на территории Московской области" не предусмотрен отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка на основании отсутствия утвержденной документации по планировке и зонированию территории, а также в силу несоответствия вида разрешенного использования земельного участки целям строительства.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований общества "Евразия недвижимость".
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения положений постановления Правительства Московской области от 18.03.2013 N 180/9 "О Градостроительном совете Московской области" и постановления Правительства МО от 08.08.2013 N 599/33 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" (далее - постановление Правительства МО от 18.03.2013 N 180/9), отклоняется судебной коллегией.
Администрация не указывает, какие нормы, установленные постановлением Правительства МО от 18.03.2013 N 180/9, были нарушены заявителем при обращении в администрацию с заявлениями о выдаче градостроительных планов.
Согласно пункту 6.10 постановления Правительства МО от 18.03.2013 N 180/9 "О Градостроительном совете Московской области" Градостроительный совет Московской области в соответствии с возложенными на него основными задачами, в том числе осуществляет функции по рассмотрению обращений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, правообладателей земельных участков по вопросам выдачи градостроительных планов земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения площадью более 1500 кв. м, а также многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципальных образований Московской области, за исключением градостроительных планов земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов и объектов капитального строительства, финансируемых из средств бюджета Московской области и муниципальных образований Московской области.
Принимая во внимание, что согласно заявлениям о выдаче градостроительных планов, градостроительные планы запрашиваются заявителем для целей строительства объектов недвижимого имущества, а именно: "Газопровода Ду 160/1" и "Газопровода Ду 160/2", представляющих собой линейные объекты строительства, указанные нормы постановления о Градостроительном совете на заявителя не распространяются.
Более того, положения постановления о Градостроительном совете не содержат каких-либо указаний о необходимости обращения заявителем в Градостроительный совет Московской области для выдачи ему градостроительных планов по заявлениям о выдаче градостроительных планов, в том числе о необходимости предварительного обращения с инициативой разработки правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории и материалов, необходимых для подготовки обосновывающей части градостроительных планов земельного участка Заявителя с кадастровым номером 50:28:0050104:58 (далее - земельный участок) и/или иных требований, препятствующих выдаче заявителю градостроительных планов земельного участка в целях строительства объектов недвижимого имущества заявителя.
Пункт 17 статьи 46 ГрК предусматривает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 указанной статьи (в том числе утверждение документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории), не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Постановление Правительства МО от 08.08.2013 N 599/33 "О заключении соглашений об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений" устанавливает порядок взаимодействия Правительства и органа местного самоуправления по вопросам информационного взаимодействия сторон при подготовке решений органов местного самоуправления об утверждении, выдаче и подготовке документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и не распространяет свое действие на заявителя и не устанавливает порядок обращения заявителя в администрацию.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2014 года по делу N А41-52811/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52811/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4617/14
26.02.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-52811/13