г. Санкт-Петербург |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А26-117/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Богданова Е.В. по доверенности от 13.05.2014 N 12.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7558/2014) ЗАО "Онежский судостроительный завод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2014 по делу N А26-117/2014 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ЗАО "Онежский судостроительный завод"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Онежский судостроительный завод" (185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ригачина, д. 25, ОГРН 1091001014587, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (185035, Республика Карелия, Петрозаводск, ул. Андропова, 6, далее - Управление) от 10.12.2013 N 86-13/214П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.02.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 10.02.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, вина общества в совершении вменяемого ему правонарушения, не доказана. Кроме того, заявитель считает, что назначенное Обществу наказание не соответствует конституционным принципам справедливости и соразмерности административного наказания, в связи с чем на основании постановлений Конституционного Суда от 17.01.2013 N 1-П и от 25.02.2014 N 4-П суду первой инстанции следовало снизить назначенный Обществу размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке в отсутствие административного органа, извещенного надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, 13.04.2012 между Обществом (покупатель) и фирмой "DATA HIDROLIK МАKINA SANAYI A.S." (Турция) заключен контракт N DH 04/12 на поставку двух комплектов рулевой машины с электрогидравлическим приводом DDS 2Х460-ECS общей стоимостью 38 270 Евро.
Пунктом 3.1 контракта определено, что оплату 50 % стоимости контракта или 19 135 Евро покупатель должен произвести в течение 5 банковских дней с момента получения инвойса, который выставляется продавцом не позднее 10 банковских дней после подписания контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта оборудование должно быть готово к поставке на фабрике продавца не позднее чем через 6 недель от даты оплаты первого платежа.
30.05.2012 Общество в Московском филиале ООО "Коммерческий банк "Мегаполис" открыло паспорт сделки N 12050003/3265/0001/2/0.
Согласно ведомости банковского контроля по указанному паспорту сделки 31.05.2012 Общество перечислило авансовый платеж в адрес нерезидента в размере 19 135 Евро.
Вместе с тем, при осуществлении валютного контроля после истечения срока действия контракта Карельская таможня установила, что товар по контракту в адрес Общества не поставлен, перечисленные нерезиденту денежные средства в Российскую Федерацию не возвращены, о чем составлен акт от 20.11.2013 N 10227000/201113/0000107.
20.11.2013 по данному факту Карельская таможня составила в отношении Общества протокол N 10227000-1441/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, и направила материалы проверки в Управление для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Постановлением Управления Росфиннадзора от 10.12.2013 N 86-13/214 ЗАО "Онежский судостроительный завод" признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере _ от суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию (19 135 Евро), что на дату совершения правонарушения (01.06.2013) по курсу Центрального Банка России (41,4486 рублей) составило 594 839 руб. 22 коп.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило названное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, равно как и для снижения назначенного заявителю размера штрафа, не установил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Факт неисполнения Обществом обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств в сумме 19 135 Евро, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары в рамках контракта от 13.04.2012 N DН 04/12 установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в том числе, ведомостью банковского контроля по паспорту сделки N 12050003/3265/0001/2/0, справкой о валютных операциях от 31.05.2012, заявлением на перевод от 31.05.2012 N 4, актом проверки от 20.11.2013 N 10227000/201113/0000107, а также протоколом об административном правонарушении от 20.11.2013 N10227000-1441/2013, и не оспаривается заявителем.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, вопреки позиции подателя жалобы, заявляя об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно Общество должно было доказать обстоятельства, на которые оно ссылалось как на основание своих требований.
Суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Как верно отмечено судом, претензионные письма Общества к нерезиденту от 15.02.2013 и от 04.12.2013, на которые заявитель ссылался в обоснование своих доводов об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, не могли быть приняты в качестве таковых, поскольку доказательств направления нерезиденту претензии от 15.02.2013 в материалах дела не представлено, а направление претензии от 04.12.2013 имело место уже после совершения правонарушения.
Таким образом, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем суду также не представлено, что в свою очередь с учетом вышеизложенного применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины последнего в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, выводы Росфиннадзора и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, следует признать правомерными.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом, судом первой инстанции справедливо указано на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, поскольку право арбитражного суда снижать размер санкции за совершение правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, указанный акт не содержит.
Ссылка подателя жалобы на возможность снижения административного штрафа на основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также подлежит отклонению, поскольку в силу абзаца последнего данного постановления, не вступившие к моменту его провозглашения в законную силу или вступившие в законную силу, но не исполненные, или исполненные частично судебные акты, вынесенные на основании положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, части 2 и 5 статьи 19.7.3 КоАП РФ, равно как и на основании иных статей данного Кодекса, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием постановления от 25.02.2014 N 4-П не подлежат.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10 февраля 2014 года по делу N А26-117/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Онежский судостроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-117/2014
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7558/14
10.02.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-117/14