г. Хабаровск |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А73-14485/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания": Колтунова А.С., представитель по доверенности от 03.08.2012 N 13-д;
от Дальневосточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту: Мишталь С.М., представитель по доверенности от 09.07.2013 N 61;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение от 31.03.2014
по делу N А73-14485/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к Дальневосточному территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту
об оспаривании постановления от 28.11.2013 г. N 123 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и от мене постановления Дальневосточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 28.11.2013 N 123, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Общество считает, что проверка проведена с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и оно не было надлежащим органом извещено административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в период с 23.05.2013 по 20.06.2013 в соответствии с распоряжением от 13.05.2013 N 59 Управлением Роспотребнадзора проведена плановая выездная проверка в Дальневосточным филиале ОАО "Федеральная пассажирская компания" на предмет соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, в ходе которой обследованы пассажирские составы.
По результатам проверки 24.06.2013 составлен акт N 38, в котором зафиксированы следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований:
- 24.05.2013 в 16 ч. 35 мин. в пассажирском поезде N 114 "Хабаровск - Ти-хоокеанская", ЛНП Горелик А.М, в служебном купе проводника вагона N 23693 микроволновая печь в неисправном состоянии (отсутствовал поддон, внутреннее покрытие печи коррозировано), что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников, и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 28.05.2013 в 11 ч. 30 мин. в пассажирском поезде N 43 "Хабаровск - Москва", ЛНП Лесогорова Е.В. на кухне вагона ресторана N 63998 не работала конвекционная печь, что является нарушением пункта 5.2.2; 5.2.72. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 28.05.2013 в 16 ч. 30 мин. в пассажирском поезде N 667 "Хабаровск - Комсомольск", ЛНП Ершов А.В., не проведена наружная экипировка вагонов (окна снаружи грязные), что является нарушением пункта 5.1.55. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". В вагоне N 28727 в служебном купе проводника микроволновая печь с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны, что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 03.06.2013 в 17 ч. 56 мин. в пассажирском поезде N 325 "Хабаровск - Нерюнгри", ЛНП Порошков П.П. в вагоне N 17259 в служебном купе проводника не работает холодильник, чем нарушено требование пункта 5.1.13. СП 2.5.1198- 03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". В вагоне N 21218 по коридору и в купе NN 1, 2, 3, 4 нарушено гигиеническое покрытие пола (рваный линолеум), в туалете с рабочей стороны течь унитаза, на полу вода, в журнале ВУ - 8 сделана заявка, ремонт не проведен (17 ч. 30 мин.), что является нарушением пункта 5.1.4. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". В вагоне N 12258 в служебном купе проводника микроволновая печь с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны (эмаль отбита, ржавая), тарелка для разогрева пищи большая по размеру, в печь не входит, что является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". В схему пассажирского поезда включен вагон-ресторан N 63253 с не работающим потолочным вентилятором, и кондиционером в обеденном зале, что является нарушением пункта 5.2.19. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". Холодильное оборудование, предназначенное для хранения напитков и соковой продукции, в нерабочем состоянии, чем нарушено требование пункта 5.2.72. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 04.06.2013 в 13 ч. 48 мин. в схему пассажирского поезда N 43 "Хабаровск-Москва". ЛНП Белоусов Г.А. включен вагон - ресторан N 63279 с неисправным холодильным оборудованием, предназначенным для хранения напитков и соковой продукции. В журнале ВУ - 8 запись на ремонт холодильников от 14.04.2013, на момент проверки ремонт не выполнен, чем нарушено требование пункта 5.2.72. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 04.06.2013. в 17 ч. 45 мин. в пассажирском поезде N 325 "Хабаровск - Нерюнгри", ЛНП Зацепилина Н.Л. в служебном купе проводника вагона N 20202 не работает холодильник, что является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". Наружная экипировка вагонов не проводилась (окна грязные), что является нарушением пункта 5.1.55. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". В схему поезда включен вагон - ресторан N 63691 с неисправной воздушной завесой у плиты, что является нарушением пункта 5.2.72. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 05.06.2013. в 17 ч. 45 мин. в схему пассажирского поезда N 325 "Хабаровск-Нерюнгри" ЛНП Подкорытов А.В. включен вагон-ресторан N 63196 с неисправной вытяжной вентиляцией над плитой и неисправным холодильным оборудованием, предназначенным для хранения напитков и соковой продукции, что является нарушением пункта 5.2.72. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 06.06.2013. в 13 ч. 47 мин. в пассажирском поезде N 43 "Хабаровск - Москва" ЛНП Мельник B.C., в служебном купе проводника вагона N 23578 микроволновая печь с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны, что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 10.06.2013 в 14 ч.10 мин. в пассажирском поезде N 43 "Хабаровск - Москва" формирования пассажирского вагонного депо Хабаровск. ЛНП Машкин Д.Е, в служебном купе проводника вагона N 23370 микроволновая печь с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны, что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 13.06.2013. в 14 ч. 38 мин. в пассажирском поезде N 663 "Хабаровск-Чегдомын", ЛНП Мадетханов А.Т., в служебных купе проводников вагонов N 11995; N 23370 микроволновые печи с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны, что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте";
- 14.06.2013. 13 ч. 50 мин в пассажирском поезде N 43 "Хабаровск - Москва" ЛНП Труфанов А.Е. в служебных купе проводников вагонов NN 23289; 23404; 23529 микроволновые печи с нарушенной герметичностью обшивки с внутренней стороны, что может оказывать негативное воздействие на здоровье проводников и является нарушением пункта 5.1.13. СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом, в присутствии представителя общества, 01.10.2013 протокола N 51 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
28.11.2013 Управлением Роспотребнадзора по результатам рассмотрения материалов проверки, в присутствии представителя общества, вынесено постановление N 123, которым ООО "ФПК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ООО "ФПК", не согласившись с указанными постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении лицами, эксплуатирующими жилые и общественные помещения, здания, сооружения, либо транспорт, санитарно-эпидемиологических требований.
Субъектами правонарушения признаются граждане и юридические лица (владельцы или пользователи), эксплуатирующие указанные объекты.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами исходя, из положений статьи 1 Закона N 52-ФЗ, понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Частью 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Судом по материалам дела установлено, что административным органом в ходе проверки в обследованных пассажирских составах со стороны ОАО "ФПК" выявлены нарушения пунктов 5.1.4, 5.1.13, 5.2.2 и 5.2.72 "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 N 12 (далее - СП 2.5.1198-03).
Данные Санитарные правила разработаны во исполнение Закона N 52-ФЗ и распространяются на комплекс стационарных объектов и подвижной состав железнодорожного транспорта, составляющих систему обеспечения пассажирских перевозок.
Санитарно-гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации вагонов локомотивной тяги и вагонов-ресторанов включены в Раздел V СП 2.5.1198-03.
Пунктом 5.1.4 СП 2.5.1198-03 предусмотрено, что конструкционные и отделочные материалы для пассажирских вагонов не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека, должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнения, а также разрешенными к применению органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Пунктом 5.1.13 СП 2.5.1198-03 установлены санитарно-гигиенические требования к служебному помещению проводника, в том числе об оборудовании такого помещения холодильниками, охладителями питьевой воды или аппаратами для приготовления и раздачи горячей кипяченой питьевой воды, СВЧ-печью.
Согласно пункту 5.2.2 СП 2.5.1198-03 кухня вагона-ресторана или купе-буфета, работающего на сырой продукции и/или полуфабрикатах, рекомендуется оснащать плитой с духовым шкафом, тепловым шкафом для подогрева готовых блюд, печью СВЧ или конвекционной печью (укомплектованной термопарами), холодильными шкафами и другим оборудованием.
В силу пункта 5.2.72 СП 2.5.1198-03 ответственность за техническое состояние и исправность систем водоснабжения, канализации, отопления, освещения, холодильного и другого технологического оборудования возлагается на администрацию организации, эксплуатирующую вагон-ресторан.
Судом по материалам дела установлено, что нарушения ОАО "ФПК" санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации пассажирских составов, обследованных административным органом в ходе проведенной плановой проверки, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении и постановлением по делу об административном правонарушении.
Таким образом, факты нарушения обществом санитарных требований, документально подтверждены и обществом по существу не отрицаются.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ФПК" ни в заявлении в арбитражный суд, ни в апелляционной жалобе не приведены обстоятельства невозможности соблюдения требований Закона N 52-ФЗ и Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте при эксплуатации пассажирских составов, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях общества вменяемого административного правонарушения и доказанности его вины.
Нарушения процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности Управлением Роспортребнадзора не допущено. При составлении протокола об административном правонарушении, равно как и при рассмотрении дела об административном правонарушении, присутствовал представитель ООО "ФПК" Колтунова А.С. по доверенности 27 АА 0341880, в связи с чем ОАО "ФПК", как верно отмечено судом первой инстанции, не было лишено гарантированных ему прав участвовать при производстве по делу об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Доводы общества о нарушении административным органом Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности о нарушении срока проведения плановой проверки, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены судом.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Поскольку в рамках плановой проверки в период с 24.05.2013 по 18.06.2013 проводились исследования, о результатах которых экспертные заключения в административный орган поступили только 24.06.2013, что следует из акта проверки от 24.06.2013, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о превышении сроков проверки как не являющийся основанием для отмены оспариваемого постановления.
Таким образом, обществом в апелляционной жалобе приведены доводы, изложенные в заявлении в суд, которым судом первой инстанции дана полная оценка с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление от 28.11.2013 N 123 Управления Роспотребнадзора судом первой инстанции обоснованно признано законным.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для отмены которого и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.03.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14485/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14485/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2405/14
31.03.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-14485/13