г. Москва |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А40-164267/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.Б. Расторгуева, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем А.Н. Кузнецовым,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 февраля 2014 года,
по делу N А40-164267/2013, принятое судьёй Лаптевым В. А.
по иску ООО "Газпромнефть-Логистика"
(ОГРН 1068905016124 ИНН 890503953)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 342 206 руб. 19 коп
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Каменев И.А. (по доверенности от 26.12.2013)
в судебное заседание не явились:
от истца: извещен.
УСТАНОВИЛ
ООО "Газпромнефть-Логистика" (ОГРН 1068905016124 ИНН 8905039538; Дата гос.рег. 14.11.2006 г.; 109429, г.Москва, 2-й квартал Капотни, д. 10) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата гос. рег.23.09.2003 г., 107174, г.Москва, Нов.Басманная, д.2) о взыскании 342 206 руб. 19 коп. - пени за просрочку доставки груза на основании ст.97 УЖТ РФ.
Решением суда от 12 февраля 2014 года иск удовлетворен в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу, что ответчиком допущены нарушения сроков доставки грузов в отсутствии оснований, увеличивающих время перевозки. Оснований для применения ст.333 ГК РФ суд не усмотрел.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что по железнодорожной накладной N ЭХ 314044 вагоны следовали через Санкт- Петербургский/Московский транспортный узел, о чем свидетельствует справка маршрут следования вагонов. В связи с этим срок доставки груза был увеличен на одни сутки, что не было учтено судом первой инстанции.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы представителя истца, исследовав и оценив все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 12 февраля 2014 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, 14 февраля 2013 года, согласно дате в железнодорожной накладной, по московскому времени ООО "ГПН- Логистика" был предъявлен к перевозке со станции Комбинатская Западно-Сибирской ЖД пунктом назначения на станцию Антропшино Окт. жд груз в вагонах-цистернах не принадлежащих перевозчику, по транспортной железнодорожной накладной ЭХ314044 с расчетной датой истечения срока доставки 23.02.2013, указанными в железнодорожной накладной.
При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта РФ.
В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Заключение договоров перевозки подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.
В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 400 ГК РФ, ст. 133 Устава железнодорожного транспорта РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных - соглашением сторон.
Доставка вагонов на станцию назначения была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных в накладных, представленном расчете, и также не отрицается ответчиком в отзыве.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
Исходя из указанной нормы, перевозчик был обязан доставить вагоны в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Согласно абз. 6 ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.
В соответствии со ст.ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9 % за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании ст.ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта РФ истцом начислены пени в размере 342 206 руб. 19 коп. за просрочку доставки груза, правомерно удовлетворенные судом первой инстанции.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о не учете дополнительных суток в связи со следованием вагонов транзитом через Санкт-Петербургский/Московский транспортный узел, в подтверждение чего представлен маршрутный лист следования вагонов, так как сам по себе факт прохождения вагонов через определенные станции еще не свидетельствует о том, что вагоны не отклонялись от кратчайшего маршрута, за который и подлежит начислению провозная плата (ст.15 УЖТ РФ).
Более того, расчет нормативного срока доставки - 23 февраля 2013 года, произведенный на станции отправления и указанный в железнодорожной накладной, полностью совпадает с расчетом, выполненным истцом при помощи автоматизированной системы ЭТРАН, датой истечения срока доставки в которой также указано 23 февраля 2013 года, тогда как вагоны прибыли на станцию назначения только 24 февраля 2013 года.
В этой связи требование о взыскании 342 206,19 руб. -пени за допущенную ответчиком просрочку в доставке в 1 сутки удовлетворено судом правомерно.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 февраля 2014 года по делу N А40-164267/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164267/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12063/14
12.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-164267/13