г. Самара |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А55-22265/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Найдовский П.Е., доверенность N 12-8866 от 30 декабря 2013 г.,
от ОАО "РусГидро" в лице филиала - "Жигулевская ГЭС" - Баутдинов Р.М., доверенность N 5926 от 28 февраля 2014 г.,
от Администрации городского округа Жигулевск Самарской области - Сугак Т.В., доверенность N 13-д от 11 февраля 2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 мая 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2014 года по делу N А55-22265/2013, судья Бойко С.А.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц:
ОАО "РусГидро" в лице филиала - "Жигулевская ГЭС",
Администрации городского округа Жигулевск Самарской области,
о признании незаконным отказа N 02/001/2013-380 от 07.06.2013 г. в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0301001:510, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 12, содержащийся в Сообщении N 02/001/2013-380 от 07.06.2013 г. и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением суда первой инстанции от 07 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 152-153).
Принимая судебный акт, суд пришел к выводу, что материалами дела не подтверждается факт принадлежности расположенных на спорном земельном участке спецскладов и теплично-парникового хозяйства к объектам электроэнергетики.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ является не противоречащим закону и иным правовым актам, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности доводов заявителя о необходимости отнесения земельного участка с кадастровым номером 63:02:0301001:510 к землям промышленности, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие расположение на нем объектов Единой энергетической системы России.
Специальная техника и инвентарь хоть напрямую не участвуют в передаче электрической энергии, обеспечивают сам процесс обслуживания объектов электроэнергетики, линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов.
Податель жалобы указал, что суд не принял во внимание сложившуюся судебную практику, которая свидетельствует о том, что земельные участки, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, признаются находящимися в федеральной собственности.
Судом первой инстанции не был учтен тот факт, что постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1950 г. для сооружения Куйбышевской ГЭС (Жигулевской ГЭС) была создана строительная организация "Куйбышевгидрострой".
Управление строительством Куйбышевской ГЭС "Куйбышевгидрострой" входило на правах Главного управления в состав Министерства внутренних дел, в дальнейшем также на правах Главного управления Куйбышевгидрострой был передан в ведение Министерства электростанций, т.е. предприятие, созданное федеральным органом государственной власти.
Представитель ОАО "РусГидро" в лице филиала - "Жигулевская ГЭС" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 03.04.2014 г. N 123/14 и письменным пояснениям от 15.04.2014 г.
Ссылается на то, что энергетический производственно-технологический комплекс Жигулевской ГЭС расположен в том числе и на спорном земельном участке (вид разрешенного использования "для размещения производственных объектов").
Судом установлено, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, используемые для хранения техники и инвентаря, необходимого для эксплуатации объектов электроэнергетики, но непосредственно в производстве и передаче электрической энергии не участвующие.
Специальная техника и инвентарь хоть напрямую не участвуют в передаче электрической энергии, обеспечивают сам процесс обслуживания объектов электроэнергетики.
Из материалов дела следует, что изначально земельный участок сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации - Жигулевская ГЭС.
При таких обстоятельствах можно сделать вывод, что к земельному участку применим правовой режим земель специального назначения, которые в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ является федеральной собственностью.
Представитель Администрации городского округа Жигулевск Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 28.03.2014 г. N 358.
Спорный земельный участок, занимаемый ОАО "РусГидро" - "Жигулевская-ГЭС", не относится к земельным участкам, предоставленным органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на статью 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об Электроэнергетике", указывает на то, что хотя специальная техника и инвентарь, хранящиеся в спецскладах, расположенных на спорном земельном участке, напрямую не участвуют в передаче электрической энергии, однако обеспечивают сам процесс обслуживания объектов электроэнергетики, следовательно, относятся к объектам электроэнергетики.
В силу статьи 87 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.
Земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 12, относятся к категории земель населенных пунктов, сформирован в соответствии с требованиями действующего законодательства, его площадь соответствует материалам межевания. Разрешенное использование земельного участка - для размещения складских строений.
Спорный земельный участок предоставлялся для размещения складских строений, принадлежащих на праве собственности ОАО "РусГидро".
На спорном земельном участке расположены объекты, которые непосредственно в производстве и передаче электрической энергии не участвуют, в частности: нежилые здания спецскладов, нежилое здание теплично-парникового хозяйства.
Таким образом, отсутствует подтверждение принадлежности расположенных на спорном земельном участке вышеперечисленных объектов недвижимости к объектам электроэнергетики.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 16 апреля 2014 года до 14 час 40 мин 23 апреля 2014 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва судебное заседание было продолжено 23 апреля 2014 года в 14 час. 40 мин., и было отложено на 21 мая 2014 года.
Согласно распоряжению председателя третьего судебного состава коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 20 мая 2014 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда в судебном заседании под председательством судьи Холодной С.Т., назначенном на 21 мая 2014 года по делу N А55-22265/2013 произведена замена судьи Рогалевой Е.М. на судью Бажана П.В.
После замены судьи дело рассматривалось сначала.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика и третьих лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:02:0301001:510, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 12.
Сообщением N 02/001/2013-380 от 07.06.2013 г. в совершении вышеназванных регистрационных действий было отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (том 1 л.д. 7-9).
Заявитель, посчитав отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с соответствующим заявлением.
07 февраля 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о том, что материалами дела не подтвержден факт принадлежности расположенных на спорном земельном участке спецскладов и теплично-парникового хозяйства к объектам электроэнергетики.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности. объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Согласно статье 3 ФЗ "Об электроэнергетике" Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Согласно понятия "объекты электроэнергетики" - это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (абз. 34 ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике").
На заявленном земельном участке расположены следующие объекты: спецсклад корпус 3 (Литера A31), спецсклад пускового комплекса (Литера А29), спецсклад коpпуc 2 (литера A30), третья очередь спецсклада (литера А), теплично-парниковое хозяйство (литера А17).
Специальные склады предназначены для хранения аварийного запаса, ремонтно-эксплуатационных ресурсов, необходимых для надежного функционирования гидроэлектростанции и ее распределительных устройств (запасные части к гидроагрегатам, распределительным устройствам, устройствам противоаварийной автоматики и релейной защиты, линиям электропередачи, трансформаторное масло и т.п.).
Обязательность содержания аварийного запаса предусмотрена абзацем 8 статьи 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" согласно которой собственник гидротехнического сооружения обязан создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 г. N 1340 (далее - Порядок).
Указанный Порядок определяет основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 5 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, исходя из пункта 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229 в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.
В соответствии со статьей 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Жигулевская гидроэлектростанция была создана государством в 1955 году и при разграничении государственной собственности отнесена к федеральной собственности Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации" N 3020-1 от 27.12.1991 года.
Как следует из материалов дела имущественный комплекс Жигулевской гидроэлектростанции принадлежит государственной компании открытому акционерному обществу "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро", которая учреждена на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", распоряжений Правительства Российской Федерации от 01.09.2003 г. N 1254-р, от 25.10.2004 г. N 1367-р единственным учредителем - Российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "ЕЭС России", которое, учреждено Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом на основании Указа Президента РФ от 15.08.1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации".
Объекты, расположенные на заявленном земельном участке представляют собой специальные склады предназначены для хранения аварийного запаса, ремонтно-эксплуатационных ресурсов, необходимых для надежного функционирования гидроэлектростанции и ее распределительных устройств (запасные части к гидроагрегатам, распределительным устройствам, устройствам противоаварийной автоматики и релейной защиты, линиям электропередачи, трансформаторное масло и т.п.).
Специальные склады для хранения аварийного запаса и ремонтно-эксплуатационных ресурсов являются объектами, без которых невозможна эксплуатация гидроэлектростанции.
Функционирование гидроэлектростанции без указанных объектов невозможно в силу требований статьи 9 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и является нарушением норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (cт. 9.2 КоАП РФ).
Таким образом, специальные склады для хранения аварийного запаса и ремонтно-эксплуатационных ресурсов являются объектами, без которых невозможно производство и передача электрической энергии, следовательно, указанные объекты относятся к объектам электроэнергетики и входят в состав Единой энергетической системы России.
В связи с чем, несостоятелен довод ответчика о том, что функциональное назначение обозначенных объектов, а также отсутствие документов, подтверждающих, что данные объекты недвижимости составляют единую федеральную энергетическую систему и не позволяют сделать однозначный вывод о разграничении земельных участков под ними в пользу Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда следует отменить, заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 февраля 2014 года по делу N А55-22265/2013 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным Сообщение об отказе в государственной регистрации от 07.06.2013 г. N 02/001/2013-380.
Обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, ул. Гидростроителей, 12, с кадастровым номером 63:02:0301001:510.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22265/2013