г. Пермь |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А50-23390/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Березин Н.Г. (удостоверение, доверенность от 04.02.2014),
от ответчика - Лавыгина Р.Ш. (удостоверение, доверенность от 10.01.2014),
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Администрации Бардымского муниципального района Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 февраля 2014 года
по делу N А50-23390/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В..
по заявлению Азмагуловой Физалии Нургаяновны главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП 306594413000039, ИНН 593000327637)
к Администрации Бардымского муниципального района (ОГРН 1025902116877, ИНН 5930002575)
заинтересованное лицо: ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593)
о признании незаконным отказа,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Азмагулова Физалия Нургаяновна (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Бардымского муниципального района (ответчик) о признании незаконным отказа в продаже земельного участка с кадастровым номером 59:13:2310101:162 площадью 550 000 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Бардымский район, Бичуринское поселение, урочище "Иманка тау".
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Газпром трансгаз Чайковский".
Решением суда от 25.02.2014 (резолютивная часть от 24.05.2014) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 25.02.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на отсутствие надлежащих доказательств факта использования земельного участка по целевому назначению. Ответчик считает, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, просит решение суда от 25.02.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельного участка N 03 от 17.08.2006 с учетом дополнительного соглашения от 06.12.2007 Администрация Бардымского муниципального района (арендодатель) передала в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Азмагуловой Ф.Н. (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 59:13:2310101:0162 площадью 550 000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения, расположенный по адресу: Пермский край, Бардымский район, Бичуринское поселение, урочище "Иманка тау", для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на срок с 18.08.2006 по 18.08.2055.
18.07.2013 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выкупе арендованного земельного участка с кадастровым номером 59:13:2310101:162.
Письмом от 10.09.2013 ответчик отказал в выкупе земельного участка, как ограниченного в обороте, в связи с нахождением на нем шести нитей газопровода.
Полагая, что отказ в выкупе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно кадастровому паспорту от 13.09.2013 N 5900/201/13-426474 земельный участок с кадастровым номером 59:13:2310101:162 относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для ведения КФХ.
В силу п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ от 31.03.1999 "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона N 69-ФЗ границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1 "Правил охраны магистральных трубопроводов" (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны в т.ч. вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Согласно п. 4.2 указанных Правил, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, судом первой инстанции правильно указал на отсутствие доказательств ограничения этого земельного участка в обороте. Доводы апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности использования земельного участка по целевому назначению также подлежат отклонению.
Фактическое использование испрашиваемого земельного участка, соответствующе его разрешенному использованию, подтверждено актом проверки соблюдения земельного законодательства от 13.05.2013 N 7, составленным Администрацией Бичуринского сельского поселения. Доказательств иного суду не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 25.02.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2014 года по делу N А50-23390/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23390/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4896/14
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-23390/13