г. Саратов |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А12-30013/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Руднянский детский сад N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области (403601, Волгоградская Область, р.п. Рудня, ул. Толстого, 72, ОГРН 1023404963779, ИНН 3425002948)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2014 года по делу N А12-30013/2013 (судья И.В. Кулик)
по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Руднянский детский сад N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области (403601, Волгоградская Область, р.п. Рудня, ул.Толстого, 72, ОГРН 1023404963779, ИНН 3425002948)
к министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области (400078, г.Волгоград, пр-кт В.И.Ленина, 102, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
заинтересованное лицо: государственный инспектор комитета охраны окружающей среды и природопользованию Волгоградской области Дроботов Николай Николаевич (г. Волгоград)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Руднянский детский сад N 1 "Огонек" Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее - МБДОУ Руднянский детский сад N1 "Огонек", заявитель, учреждение) с заявлением к комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области о признании недействительным предписания от 26.08.2013 N30/40П-08-13Р об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Определением суда от 17.12.2013 произведена процессуальная замена ответчика с комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области на министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - министерство).
Решением суда от 21.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 70 95345 6, N 410031 70 95347 0, N 410031 70 95346 3, N 410031 70 95348 7. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 24 апреля 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки от 05.08.2013 N 2059 (т.1 л.д.102-103) министерством в период с 09 августа 2013 года по 05 сентября 2013 года проведена проверка выполнения МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" предписания от 10.09.2012 N 30/46П-09-12Р.
В ходе внеплановой проверки установлено, что ранее выданное учреждению предписание от 10.09.2012 N 30/46П-09-12Р со сроком исполнения до 14.01.2013 (с учётом продления срока исполнения) не исполнено, в связи с отсутствием бюджетных средств.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.08.2013 N 30/40А-08-13Р (т.1 л.д.105-106).
26 августа 2013 года МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" выдано новое предписание N 30/40П-08-13Р со сроком исполнения до 31 декабря 2013 года, в соответствии с которым заявителю предписано:
1. разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить в уполномоченный орган исполнительной власти в области обращения с отходами для установления нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;
2. составить и согласовать в уполномоченном органе исполнительной власти паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате деятельности, получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды;
3. организовать профессиональную подготовку лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности;
4. организовать учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов (т.1 л.д.16).
Заявитель не согласился с выданным предписанием от 26.08.2013 N 30/40П-08-13Р и обжаловал его в судебном порядке в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание законно, принято в пределах полномочий органа и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
В рассматриваемом случае не установлена совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного предписания.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Под обращением с отходами согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Из материалов дела следует, что МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" в процессе осуществления хозяйственной деятельности (эксплуатации здания детского сада общей площадью 846, 1 кв.м), а также земельного участка, общей площадью 5325, 4 кв. м, по адресу: Волгоградская область, р.п. Рудня, ул. Толстого, д.72) при штатной численности 33 человека образуются отходы производства и потребления IV и V класса опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 9120040001004), отходы кухонь и предприятий общественного питания (код по ФККО 9120100000000), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код по ФККО 9120000000000), отходы (осадки) из выгребных ям и хоз-бытовые стоки (код по ФККО 9510000000000); отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 9120130001005), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005), размещение которых производится в отсутствии разработанного и утверждённого уполномоченным органом исполнительной власти проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также при отсутствии установленных уполномоченными органами исполнительной власти лимитов на размещение отходов производства и потребления, кроме того, не подтверждено отнесение образующихся отходов IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, не составлены и не согласованы паспорта на образующиеся отходы IV класса опасности, вследствие чего отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды, отсутствуют лица, допущенные к обращению с отходами IV класса опасности, имеющие профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности, не ведётся в установленном порядке учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещённых отходов, чем допущены нарушения требований статьи 24, части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11, частей 2, 3 статьи 14, части 1 статьи 15, частей 1, 2, 3 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ, требований приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721.
Статьёй 11 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Обязанность субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке, установлена частью 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 Федерального Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I- IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждённую свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несёт соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, установлена обязанность вести учёт образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами" утверждён Порядок учёта в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что учёту подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период.
В соответствии с пунктом 6 Порядка данные учёта в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу.
Как установлено пунктом 7 Порядка данные учёта обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учётным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
В апелляционной жалобе МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" ссылается на то, что учреждение самостоятельно не накапливает образующиеся отходы, поскольку заявителем заключены договоры с муниципальным унитарным предприятием "Воджилсервис" на оказание услуг по сбору и вывозу твёрдых отходов от 11.01.2011, от 10.01.2012 N 12, с муниципальным унитарным предприятием "Комхоз" от 14.01.2011 N 486/11 и с обществом с ограниченной ответственностью "Транзит" от 10.01.2012 N 07 на оказание услуг по вывозу образующихся в результате деятельности учреждения жидких отходов.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой интенции о том, что обязанность по вывозу твёрдых бытовых отходов, а также хоз-бытовых стоков, возложенная на исполнителей по заключенным договорам, вовсе не перекладывает на них обязанность МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" по учёту отходов, образующихся в учреждении, а также обязанности по утверждению за учреждение нормативов образования и паспортов опасных отходов, представлению в уполномоченный орган отчётности.
Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для признания оспоренного предписания недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, не установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда, юридические лица оплачивают государственную пошлину в размере 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы оплачена МБДОУ Руднянский детский сад N 1 "Огонек" в размере 2 000 руб. платёжным поручением от 11.03.2014 N 138084 (т.2 л.д.36). Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. и выдана справка на возврат госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.01.2014 по делу N А12-30013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30013/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2254/14
21.01.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30013/13