г. Пермь |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А60-48570/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В. И.,
судей Казаковцевой Т.В., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевым Е.О.
при участии:
от лиц, участвующих в деле: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в заседании апелляционную жалобу Истца ООО "СМАК 2"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2014 года
по делу N А60-48570/2013,
принятое судьей Деминой Т.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" (ИНН 6659109071, ОГРН 1046603154993)
к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016 ОГРН 1116659010291)
о признании решения налогового органа недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМАК 2" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" в связи с его ликвидацией от 08.11.2013 незаконным, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2014 года в иске отказано.
Заявитель, ООО "СМАК 2" подал апелляционную жалобу, в которой с решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2014 года не согласен, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норма материального права. Указывает, что обществом соблюден порядок ликвидации, предусмотренный ст. 61,62,32,64 ГК РФ и ст. 20,21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Отступление от некоторых требований к заполнению заявления, предусмотренных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ не является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации общества. Возможность электронного считывания вводится прежде всего для удобства регистрирующих органов. Заинтересованное лицо не лишалось возможности обработки представленных документов. Сведения могли быть внесены в электронную базу данных. Указанные налоговым органом отступления от правил заполнения заявления не повлияли на достоверность содержащихся в нем данных, носят технический характер.
Налоговый орган, согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу против ее доводов возражает, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 31.10.2013 заявитель обратился в Межрайонную Инспекцию федеральной налоговой службы России N 24 по Свердловской области с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" в связи с его ликвидацией и приложенными к нему документами, предусмотренными ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данные документы получены регистрирующим органом 31.10.2013 вх. N 5560.
По результатам рассмотрения представленных для регистрации материалов, регистрирующим органом - Межрайонной Инспекцией федеральной налоговой службы России N 24 по Свердловской области принято решение от 08.11.2013 об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с непредставлением документов, предусмотренных ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, необходимых для государственной регистрации. Отказ в регистрации регистрирующий орган обосновал тем, что среди представленных документов отсутствует достоверно заполненное заявление по форме N Р16001 согласно требованиям Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, общество с ограниченной ответственностью "СМАК 2" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленное заявление формы N Р16001 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" в связи с его ликвидацией, заполнено с нарушением установленных Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, суд апелляционной инстанции установил, что имеются основания для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2011 г. N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.
Налоговый орган указывает, что налогоплательщик не выполнил требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в частности на то, что в заявлении формы N Р16001 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" в связи с его ликвидацией в пункте 1.3 п. 1 стр. 1 неверно заполнено полное наименование юридического лица - каждому показателю в форме заявления должно соответствовать одно поле, состоящее из определенного количества знакомест (пробелы между символами и буквами). В нарушение п. 1.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, на листе А заявления страницы 1, страницы 2, страницы 3 отсутствует сквозная нумерация страниц в поле "Стр.", расположенном в верхней части листа формы заявления. Подпункт 2.6.1(Телефон) листа А заявления страницы 2 заполнен в нарушение п. 1.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. В пункте 3 (Фамилия, имя, отчество заявителя на русском языке) листа А страницы 3 отсутствуют данные о заявителе, заполненные собственноручно (текст напечатан).
Иных замечаний к представленному обществом пакету документов налоговым органом не обнаружено.
Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождает заявителя в соответствии с нормами Закона N 129-ФЗ от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации. Однако такие нарушения, выявленные регистрирующим органом, должны свидетельствовать о невозможности регистрации поданных заявителем сведений.
Как следует из материалов дела, заявление формы N Р16001 было подано обществом в регистрирующий орган. Допущенные обществом отступления от установленных требований в части заполнения данной формы заявления, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления.
Названные нарушения порядка заполнения заявления формы N Р16001 даже при их наличии являются формальными и не препятствовали регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения в ЕГРЮЛ и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Закона о государственной регистрации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что несоблюдение указанных в решении налогового органа от 08.11.2013 г. требовании при заполнении обществом заявления не свидетельствует о недостоверности предоставленных им сведений.
Сам по себе факт наличия недочетов в оформлении заявления при наличии иных сведений, необходимых для осуществления регистрации, не может рассматриваться как непредставление соответствующего заявления по форме, утвержденной регистрирующим органом.
На основании изложенного, поскольку поступившее в регистрирующий орган заявление по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства и содержит достаточные сведения, необходимые для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, о внесении которых просило общество, то у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Данный вывод не противоречит правовым позициям, сформулированным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях N 12101/10 от 08.02.2011, 7075/11 от 13.10.2011, N 14449/12 от 05.03.2013, так как они касаются случаев, когда в документах представленных на регистрацию содержатся недостоверные сведения, чего в данном случае не установлено.
При этом доказательства невозможности обработки налоговым органом информации при наличии в заявлении указанных выше формальных отступлений от правил его заполнения не представлены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что нарушения заявителем порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговым органом не выявлено.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2" в связи с его ликвидацией следует признать ошибочными, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с налогового органа в пользу ООО "СМАК 2" подлежат взысканию расходы по госпошлине, понесенные при подаче заявления в сумме 2000 руб. и апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2014 года по делу N А60-48570/2013 отменить.
Признать решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 08.11.2013, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "СМАК 2", незаконным.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 24 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМАК 2" путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью "СМАК 1" в связи ликвидацией по представленным документам от 31.10.2013 года за вх. N 5560.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 24 по Свердловской области в пользу ООО "СМАК 2" государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48570/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5246/14
13.03.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-48570/13