г. Владивосток |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А51-27686/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Васильева Александра Борисовича
апелляционное производство N 05АП-5522/2014
на решение от 03.02.2014
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-27686/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Васильева Александра Борисовича (ИНН 253809815031, ОГРНИП 307253820800030, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 27.07.2007)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, открытое акционерное общество "ДРСК", муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Приморские электрические сети" об оспаривании решения;
при участии:
от ИП Васильева А.Б.: представитель Неделько О.М. по доверенности от 13.09.2013, сроком на один год, паспорт;
от администрации г. Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
от муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Приморские электрические сети": представитель Маркова М.А. по доверенности от 08.04.2014 N 5/36-юр, сроком на три года, удостоверение N 363;
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, открытое акционерное общество "ДРСК", не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Васильев Александр Борисович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее - ответчик, Администрация), изложенного в письме от 18.07.2013 г. N 18781/20у, об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий общей площадью 6 612 кв.м, в районе ул. Амурская, 5 в г. Владивостоке, а также о возложении на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обязанности утвердить и выдать предпринимателю схему расположения земельного участка площадью 6 612 кв.м в районе ул. Амурская, 5 в г. Владивостоке.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что наличие на испрашиваемом земельном участке охранных зон объектов электросетевого хозяйства не является основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
Полагает, что наличие таких объектов, является основанием для нанесения их на схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с Распоряжением главы г. Владивостока от24.09.2009 N 633-р "Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории".
Обращает внимание, что только Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края вправе делать выводы о возможности предоставления земельного участка в аренду на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка и принимать окончательные решение, касающееся предоставления земельного участка.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, открытое акционерное общество "ДРСК" не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Представитель предпринимателя Васильева А.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы, решение суда просила отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда считает законным и обоснованным.
Представитель ОАО ДРСК "Приморские электрические сети" поддержала возражения представителя администрации города Владивостока и Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Из материалов дела судом установлено, что 19.07.2012 предприниматель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на пять лет земельного участка примерной площадью 10 000 кв.м в району ул. Амурская, 5 г. в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством - стоянки автомобильного транспорта.
06.02.2013 предприниматель уточнил ранее поданное обращение, указав площадь испрашиваемого земельного участка - 7 151 кв.м и приложив дополнительные документы.
20.02.2013 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился к Главе города Владивостока за утверждением и выдачей предпринимателю схемы расположения испрашиваемого им земельного участка.
21.03.2013 письмом N 5804/20у Администрация сообщила предпринимателю и директору Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края о том, что ею ведётся работа по рассмотрению представленных документов, о результатах рассмотрения будет сообщено дополнительно.
Письмом от 29.04.2013 N 5804/20у Администрация отказала в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка, мотивируя свой отказ расположением земельного участка в границах красных линий перспективного строительства автодороги, несоблюдением требования санитарных правил и норм о размере разрыва между автостоянкой и близлежащими жилыми домами, а также наличием на испрашиваемом земельном участке объектов "МН" и "М", наличием прав третьих лиц в отношении испрашиваемого участка.
Предприниматель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемого им земельного участка после корректировки схемы его расположения и площади до 6 612 кв.м, после чего Департамент земельных ресурсов и землеустройства 21.06.2013 повторно направил пакет документов главе города Владивостока для рассмотрения вопроса о возможности утверждения и выдачи предпринимателю схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Письмом N 18781/20у от 18.07.2013 администрация города Владивостока сообщила предпринимателю об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого им земельного участка, сославшись на его расположение в красных линиях автодороги; наличие в границах участка большого количества индивидуальных гаражей (литер "МН"), принадлежность которых не определена; расположение участка в границах охранной зоны инженерных коммуникаций кабельной линии 110 кВ.
Не согласившись с вышеуказанным решением администрации г. Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, полагая нарушенными свои права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение администрации г. Владивостока вынесено в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка примерной площадью 10 000 кв.м. в районе ул. Амурская, 5 в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством - стоянки автомобильного транспорта.
Указанное заявление с приложенным пакетом документов были направлены Департаментом в Администрацию г. Владивостока для решения вопроса о подготовке и утверждения схемы расположения земельного участка, которая, рассмотрев указанное заявление, не нашла оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
В обоснование оспариваемого отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, администрация г. Владивостока указала, что весь испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях автодороги, утвержденных в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, т.е. на территории общего пользования. В границах испрашиваемого земельного участка расположено большое количество индивидуальных гаражей (литер "мн"), принадлежность которых не определена. Также большая часть испрашиваемого земельного участка расположена в границах охранной зоны инженерных коммуникация (кабельная линия 110 кВ.)
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Соглашаясь с позицией заявителя и признавая необоснованным утверждение Администрации г. Владивостока о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, в связи с нахождением в границах земельного участка индивидуальных гаражей (литер "мн"), суд принимает во внимание Условные знаки, утвержденные ГУГК при Совете Министров СССР 25 ноября 1986 года для топографических планов, которые используются геодезистами, при нанесении топографических объектов на топографическую съёмку.
В соответствии с данным справочником под условным знаком, буквой "Н" на топографической съёмке обозначается строения нежилые, неогнестойкие (деревянные, саманные, глинобитные).
В соответствии с пунктом 52 Условных знаков на планах масштабов 1: 2000 - 1:5000 разделение строений по характеру их использования графически осуществляется следующим образом: у изображения жилых строений помещают заглавную букву "Ж", нежилых "Н". Каждое из этих обозначений при характеристике строений должно сочетаться с показателем их огнестойкости.
Согласно пункту 54 Условных знаков для указания того, что объект является огнестойким, то есть кирпичным, каменным, бетонным и легкобетонным (арболитовым, шлакобетонным) указывают букву "К".
В соответствии с пунктом 57 Условных знаков, при показе нежилых и не огнестойких мелких пристроек к домам и отдельно стоящих мелких построек, применяется индекс "Н".
Поскольку в границы формируемого земельного участка включены сооружения, обозначенные на топографической съемке как "МН", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии на спорном земельном участке капитальных строений.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что администрация, с учетом положений статей 25, 36 ЗК РФ, не доказала наличие исключительных зарегистрированных прав на приобретение земельного участка, равно как не представила сведения о правоустанавливающих документах третьих лиц на земельный участок, занятый объектами временного назначения, в связи с чем вывод администрации о том, что участок не свободен от прав третьих лиц, документально не подтвержден, и судом в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, не принимается.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае у администрации г. Владивостока имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Исходя из системного толкования указанных выше правовых норм утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, однако данная обязанность не является безусловной.
Функции органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков не сводятся только к технической работе, так как при утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления должен обеспечить соблюдение норм действующего законодательства РФ, в том числе градостроительных норм и правил, условий зонирования территории, а также обеспечить отсутствие наложения границ земельных участков на участки смежных землепользователей, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА администрации г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока испрашиваемый предпринимателем земельный участок расположен в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
В соответствии со статьей 42 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462) основным видов разрешенного использования в территориальной зоне Т-3 является размещение стоянок автомобильного транспорта.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 39 Правил N 462 ограничения использования земельных и объектов капитального строительства, расположенных на территории зон транспортной инфраструктуры, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий: охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов, иных зон, устанавливаемых в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Использование земель в охранных зонах инженерных коммуникаций регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее по тексту - Правила N 160), являющимися обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.
В пределах охранных зон линий электропередачи и связи запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы (пункт 8 Правил N 160).
Помимо указанных ограничений, подпунктом "б" пункта 9 этих же Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт прямо запрещено, в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Таким образом, при фактическом наличии объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт установление охранной зоны и соблюдение особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, обязательно.
Материалами дела установлено, что через спорный земельный участок проходит объект электросетевого хозяйства - ВЛ 110 кВ "1Р Тягловая - Амурская". Охранная зона данного объекта электростетевого хозяйства установлена в соответствии со схемой, содержащейся в приложении N 6.3 к техническому отчёту ООО "Факто-гео" о выполненных землеустроительных работах по объекту "Комплекс землеустроительных работ по определению охранных зон ВЛ 110 кВ в г. Владивостоке Приморского края".
Сведения о границах охранной зоны данного объекта электросетевого хозяйства внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается письмом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю" от 20.08.2012 N 01-05-07/4126/01-1-29.
Учитывая изложенное, использование обществом спорного земельного участка под размещение автостоянки в охранной зоне линии электропередач 110 кВ недопустимо, поскольку это противоречит запрету, установленному нормами действующего законодательства. Существующее законодательное ограничение влечет невозможность предоставления заявителю спорного участка для указанных им целей.
В обоснование оспариваемого отказа администрацией г. Владивостока указано на расположение испрашиваемого земельного участка в красных линиях автодороги.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В рассматриваемом случае, материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок расположен в красных линиях автодороги, утвержденных в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа.
Поскольку в силу прямого указания закона (статья 36 ГрК РФ) требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан формировать земельные участки с учетом зонирования территории, то в рассматриваемом случае у УГА г. Владивостока отсутствовали основания для утверждения схемы расположения спорного земельного участка и по рассмотренному основанию.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о неверном толковании администрацией г. Владивостока норм права, касающихся возможности формирования земельного участка в границах красных линий перспективного строительства автодороги признаются судом апелляционной инстанции ошибочными.
Однако, указанные выше выводы суда не привели к вынесению неправильного по существу судебного акта в связи с доказанностью ограничений в предоставлении земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что наличие установленных ограничений не может служить препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка, коллегией отклоняется, поскольку наличие законного запрета (препятствий) по использованию спорного земельного участка в испрашиваемых целях, выявленное судом на стадии разрешения спора по вопросу утверждения схемы его расположения, исключает необходимость проведения последующих процедур по оформлению земельного участка, поскольку выявленное ограничение не только объективно не приведет к достижению цели, для которой испрашивается земельный участок, но и повлечет необоснованные затраты как заявителя, так и уполномоченных органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения не установлено оснований для признания оспариваемого решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 18.07.2013 г. N 18781/20у, незаконным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату предпринимателю Васильеву А.Б. из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2014 по делу N А51-27686/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Васильеву Александру Борисовичу из федерального бюджета 1900 (одна тысяча девятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы чек-ордером Приморского отделения N 8635 филиала N 250 ОАО "СберБанк России" от 26.02.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-27686/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5522/14
03.02.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-27686/13