г. Москва |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А40-6582/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
|
Бекетовой И.В. |
|
Каменецкого Д.В. |
при ведении протокола секретарём судебного заседания Артюковой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГПБУ "Московское городское управление природными территориями" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2014 по делу N А40-6582/2014 судьи Кастальской М.Н. (153-69)
по заявлению ОАО "Газпром газораспределение" (ОГРН 1047855099170; 190000, г. Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, д.17, лит.А)
к ГПБУ "Московское городское управление природными территориями"
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Никулина В.В. по дов. от 06.02.2014 N 77АБ1956186;
от ответчика: Ильин Ю.В. по дов. от 11.02.2014,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2014 удовлетворено заявление ОАО "Газпром газораспределение" (далее - Общество) о признании незаконным и отмене постановления ГПБУ "Московское городское управление природными территориями" (далее - МГУПТ) от 14.01.2014 N 112-14-107-146/2013-14.
МГУПТ не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель МГУПТ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что санкция ст.8.39 КоАП РФ больше не противоречит санкции ст.4.2 КоАП Москвы, не происходит ухудшение положения заявителя при его привлечении к административной ответственности.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что применение нормы закона, вступившего в силу после совершения вмененного правонарушения, противоречит действию законодательства РФ об административных правонарушениях во времени.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 23.04.2013 и 24.10.2013 были проведены обследования ООПТ "Природно-исторический парк "Царицыно" (ГБУК "ГМЗ "Царицыно"), расположенной по адресу: г. Москва, ул. Липецкая, вл.3, корп.2.
В ходе обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0010006:61, 4,5 км газопровода Западное полукольцо Саратов - Москва ОАО "Газпром газораспределение" установлен контрольно-измерительный пункт 112, принадлежащий заявителю. При этом, охранные обязательства на земельный участок предоставлены не были.
16.12.2013 должностным лицом ГПБУ города Москвы "Управление ООПТ по ЮАО города Москвы" с участием представителя Общества по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении, которым ОАО "Газпром газораспределение" вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.2 КоАП Москвы, выразившегося в нарушении установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве.
Постановлением ГПБУ города Москвы "Управление ООПТ по ЮАО города Москвы" от 14.01.2014 N 112-14-107-146/2013-14, вынесенным в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества, ОАО "Газпром газораспределение" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.4.2 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административная ответственность за нарушение установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон, предусмотрена ст.8.39 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии с пунктом "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом согласно части 5 той же статьи Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Следовательно, административная ответственность может быть установлена законом субъекта Российской Федерации только в случае, если она не предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно ст. 4.2 КоАП Москвы нарушение установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона города Москвы от 26.08.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях" в случае нарушения установленного режима использования земельного участка, а равно создания препятствий для посещения занимаемых участков лицами, осуществляющими охрану особо охраняемых природных территорий и контроль за соблюдением установленного режима их особой охраны и использования, граждане, должностные лица, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с указанным Законом, федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В силу с ч.1 ст.1.1 КоАП Российской Федерации законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), установлена статьей 8.39 КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена данной нормой, является нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, на территориях, на которых находятся памятники природы, а также иных особо охраняемых природных территориях) либо в их охранных зонах.
Диспозиция указанной нормы распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от категории субъектов, в ведении которых они находятся.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.4.2 КоАП Москвы, соответствует объективной стороне состава правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
Доводы заинтересованного лица о том, что 01.11.2013 вступил в законную силу Федеральный Закон N 273-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым изменена санкция ст.8.39 КоАП РФ, не могут быть признаны обоснованными, поскольку основанием для признания незаконным оспариваемого постановления является не размер санкции, а неправильная квалификация правонарушения.
Как правильно отметил суд первой инстанции, согласно п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2014 по делу N А40-6582/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6582/2014
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12444/14