г. Челябинск |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А47-6989/2013 |
Резолютивная часть постановления принята 27 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-6989/2013 (судья Третьяков Н.А.)
Крестьянское хозяйство Пахомова Сергея Васильевича (далее - КХ Пахомова С.В., заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области (далее - администрация, заинтересованное лицо, податель жалобы) о признании недействительным постановления от 28.06.2013 N 859-п об отмене постановления N 494-п от 23.05.2012; о признании недействительным постановления от 01.07.2013 N 861-п о прекращении действия постановления от 01.02.2013 N 121-п, которым земельный участок был предоставлен в аренду; о признании незаконными действий ответчика по снятию с кадастрового учета земельного участка площадью 904427,0 кв.м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4 в границах, указанных в кадастровом паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район,с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; об обязании ответчика восстановить положение, существовавшее до нарушения права заявителя на получение в аренду земельного участка, а именно: обязать ответчика представить в орган Росреестра заявление о постановке на кадастровый учет в пределах границ, определенных в межевом плане, следующего земельного участка с присвоением ему нового кадастрового номера без изменения характеристик участка в части площади, местоположения и границ: земельный участок площадью 904427,0 кв.м. в границах, указанных в кадастровом паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район,с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (т. 1, л.д. 16-18).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая палата, третье лицо) (т. 1, л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 требования крестьянского хозяйства Пахомова С.В. удовлетворены в полном объеме (т. 2, л.д. 48-56).
Администрация не согласилась с вынесенным судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылалась на то, что решение о подготовке и публикации информации о спорном земельном участке заинтересованным лицом не принималось, соответствующая информация не подготавливалась и не опубликовывалась, полномочия на осуществление данных действий заявителю не передавались.
Податель жалобы отмечает, что предоставить спорный земельный участок на любом праве по основаниям защиты прав и законных интересов жителей с. Лабазы в целях осуществления ими выпаса личного скота невозможно.
Администрация считает, что снятие с кадастрового учета спорных земельных участков проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заявления заинтересованного лица.
Кроме того, податель апелляционной жалобы ссылался на то, что существенные условия договора аренды сторонами не согласованы, спорный земельный участок заявителю в пользование не передавался, поскольку протокол разногласий заинтересованным лицом не подписывался. Отмечает, что суд не запросил дополнительно документов, подтверждающих исполнение либо неисполнение сторонами обязательств договора аренды.
К дате судебного заседания КХ Пахомова С.В. представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на не согласие с приведенными в ней доводами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.05.2012 администрацией вынесено постановление N 494-п "Об образовании земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003", согласно которому администрация в соответствии со ст. ст. 11.3, 29-33 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.01.2001 "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" в результате проведенных кадастровых работ, постановила, в числе прочего:
- образовать земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
- утвердить местоположение границ земельного участка площадью 904427,0 кв. м., расположенного по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Постановлением от 01.02.2013 N 121-п "О предоставлении земельного участка в аренду КХ Пахомова Сергея Васильевича" на основании поступившего заявления от главы КХ Пахомова С.В. за N 685-м от 04.07.2012 и в соответствии со ст. ст. 22, 26, 28, 29, 34, 38 Земельного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. ст. 7, 10 Закона от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области", администрацией предоставлен КХ Пахомова С.В. с 01.02.2013 в аренду сроком на 20 лет из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельный участок площадью 904427,0 кв. м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4 в границах, указанных в кадастровом паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
отделу землеустройства и земельных отношений поручено в недельный срок подготовить договор аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении; главе КХ Пахомову С.В. рекомендовано обеспечить государственную регистрацию договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и использовать земельный участок по назначению и соблюдать требования земельного и природоохранного законодательств.
Во исполнение названного постановления 04.02.2013 между администрацией (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 7, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельный участок площадью 904427,0 кв. м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4 в границах, указанных в кадастровом паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (п. 1.1 договора).
Согласно п. 4.1 договора срок аренды - 20 лет с 01.02.2013 по 31.01.2033.
Названный договор подписан сторонами с протоколом разногласий от 08.02.2013, а именно с разногласиями относительно п. 3.1 договора, в соответствии с которым участок обременен публичным сервитутом для выпаса сельскохозяйственных животных с 01.02.2013 на 20 лет ежегодно в период с 01 апреля по 01 декабря.
Однако, впоследствии, вышеназванные постановления N 494-п от 23.05.2012 "Об образовании земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003" и N 121-п от 01.02.2013 "О предоставлении земельного участка в аренду КХ Пахомова Сергея Васильевича" отменены администрацией, в связи с чем, вынесены постановление N 859-п от 28.06.2013 "Об отмене постановления N 494-п от 23.05.2012" и постановление N 861-п от 01.07.2013 "О прекращении действия договора аренды на земельный участок у КХ Пахомова С.В.".
Помимо отмены вышеназванных постановлений, администрация постановила прекратить 01.02.2013 действие договора аренды земельного участка N 7 от 04.02.2013, заключенного с крестьянским хозяйством Пахомова С.В. на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:16:1215003:4, площадью 904427,0 кв. м., предоставленный ему для сельскохозяйственного производства по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. (п. 1 постановления N 861-п от 01.07.2013 "О прекращении действия договора аренды на земельный участком у КХ Пахомова С.В.").
Кроме этого, 01.07.2013 администрация обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета - земельного участка с кадастровым номером 56:16:1215003:4 (сведения государственного кадастра недвижимости о которых носят временный характер), в связи с чем, согласно кадастровой выписке о земельном участке от 04.06.2013 N 56/13-227490, данный земельный участок снят с кадастрового учета - 04.07.2013.
Заявитель, не согласившись с постановлениями от 28.06.2013 N 859-п об отмене постановления N 494-п от 23.05.2012 и от 01.07.2013 N 861-п о прекращении действия постановления от 01.02.2013 N 121-п, которым земельный участок был предоставлен в аренду, а также с действиями администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка площадью 904427,0 кв.м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок предоставлен в аренду заявителю с соблюдением процедур, установленных ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), в связи с чем оспариваемые постановления администрации противоречат вышеназванным нормам и нарушают права и законные интересы крестьянского хозяйства Пахомова С.В.
Признавая обращение администрации с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета незаконным и необоснованным, суд исходил из признания незаконными постановлений от 28.06.2013 N 859-п "Об отмене постановления N 494-п от 23.05.2012" и от 01.07.2013 N 861-п "О прекращении действия договора аренды на земельный участок у КХ Пахомова С.В." и наличия правовых последствий, выразившихся в предоставлении спорного земельного участка Пахомову С.В. и подписании с ним договора аренды на основании принятых администрацией постановлений.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ).
Таким образом, законодатель предоставил лицам, осуществляющим деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в пункте 1 статьи 81 ЗК РФ не упомянут и не подлежит применению в настоящем деле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрена возможность предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
На основании приведенных норм апелляционный суд исходит из того, что ведение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется, в том числе, на землях сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским фермерским хозяйствам без изменения вида разрешенного использования - для сельскохозяйственных целей. Указанное обусловлено тем, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства" и вид разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" имеют аналогичный правовой режим, в связи с чем, земельные участки могут использоваться для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без изменения вида разрешенного использования этих земельных участков - для сельскохозяйственных целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7865/13 от 19.11.2013.
Объектом формирования и предоставления заявителю постановлением N 494-п от 23.05.2012 являлся земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждено местоположение границ земельного участка площадью 904427,0 кв. м., расположенного по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Материалами дела подтвержден тот факт, что 13.06.2012 в газете "Знамя труда" N 45 и 15.06.2013 в газете "Оренбуржье" N 95 опубликовано извещение о предоставлении в аренду на срок от 5 до 49 лет указанного выше земельного участка.
04.07.2012 заявителем представлено в администрацию заявление от 02.07.2012 (вход N 685-м) о предоставлении в аренду сроком на 20 лет из земель, государственная собственность на которые не разграничена, вышеназванного земельного участка.
Согласно справке N 82 от 25.09.2012 Отдела землеустройства и земельных отношений Администрации Курманаевского района Оренбургской области, администрация сообщила, что в связи с предоставлением в аренду земельного участка площадью 904427,0 кв. м., с кадастровым номером 56:16:1215003:4, в период с 13.06.2012 по 15.07.2012 в отдел поступило одно заявление от главы крестьянского хозяйства Пахомова С.В.
01.02.2013 администрацией вынесено постановление N 121-п "О предоставлении земельного участка в аренду КХ Пахомова Сергея Васильевича". В соответствии с которым принято решение о предоставлении крестьянскому хозяйству Пахомова С.В. с 01.02.2013 в аренду сроком на 20 лет из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка площадью 904427,0 кв. м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4.
Учитывая, что спорный земельный участок образован в результате проведенных кадастровых работ, по результатам опубликования информации о предоставлении данного земельного участка в отдел землеустройства и земельных отношений администрации поступило только одно заявление Пахомова С.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок предоставлен в аренду заявителю с соблюдением процедур, установленных ст. 34 Земельного кодекса РФ и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Апелляционный суд, проверив совершенные в отношении спорного земельного участка действия сторон на предмет их соответствия приведенным выше положениям Федерального закона N 74-ФЗ, не усматривает оснований для признания их незаконными.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что решение о подготовке и публикации информации о спорном земельном участке заинтересованным лицом не принималось, соответствующая информация не подготавливалась и не опубликовывалась, полномочия на осуществление данных действий заявителю не передавались, не принимается судом апелляционной инстанции в силу того, что положения ст.12 Федерального закона N 74-ФЗ вообще не предусматривают необходимости в такой публикации.
Тем не менее, в рассматриваемом случае извещение о предоставлении в аренду на срок от 5 до 49 лет спорного земельного участка, а также все необходимые сведения, касаемые земельного участка, условий его предоставления, а также срок и порядок приема заявок были опубликованы 13.06.2012 в газете "Знамя труда" N 45 и 15.06.2013 в газете "Оренбуржье" N 95, что позволило суду прийти к обоснованному выводу о том, что в отношении спорного земельного участка, образованного в соответствии с постановлением N 494-п от 23.05.2012 "Об образовании земельного участка, расположенного по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003", сведения в целях оповещения потенциальных арендаторов опубликованы в установленном порядке, гарантии прав неограниченного круга лиц соблюдены.
Самостоятельное проведение заявителем межевых работ и постановка спорного участка на кадастровый учет не только не является нарушением приведенных выше положений земельного законодательства, а напротив, предусмотрена ст.34 ЗК РФ и ст. 12 Федерального закона N 74-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
По смыслу статей 1, 7, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок как объект права возникает при постановке его на кадастровый учет и прекращает свое существование при снятии с кадастрового учета.
Согласно 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 04.06.2013 N 56/13-227490 номер в государственный кадастр недвижимости внесен - 30.05.2012, данный земельный участок снят с кадастрового учета - 04.07.2013.
Учитывая приведенные выше нормы права и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт снятия с кадастрового учета влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.
Учитывая отсутствие правовых оснований для отмены ранее принятых в отношении заявителя постановлений о предоставлении ему спорного участка, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности постановлений от 28.06.2013 N 859-п "Об отмене постановления N 494-п от 23.05.2012" и от 01.07.2013 N 861-п "О прекращении действия договора аренды на земельный участок у КХ Пахомова С.В.".
Указанное свидетельствует о незаконности обращения администрации с заявлением о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, поскольку во исполнение своих же решений, заинтересованное лицо уже совершило действия по предоставлению спорного земельного участка Пахомову С.В. и подписало с ним договор аренды этого земельного участка, в котором были согласованы все существенные условия этого договора. Поскольку юридические факты повлекли за собой правовые последствия для сторон, отмена органом местного самоуправления своих же решений в рассматриваемом случае обоснованно признана судом первой инстанции как нарушение прав заявителя.
Также апелляционный суд считает необоснованным довод заинтересованного лица о том, что существенные условия договора аренды сторонами не согласованы ввиду неподписания сторонами протокола разногласий.
Согласно ч. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, сторонами в договоре аренды земельного участка от 04.02.2013 N 7 согласованы все существенные условия договора аренды.
В п. 1.1. договора указан предмет договора аренды - предоставление арендодателем и прием арендатором в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельного участка площадью 904427,0 кв. м. с кадастровым номером 56:16:1215003:4 в границах, указанных в кадастровом паспорте, с местоположением: Оренбургская область, Курманаевский район, с/с Лабазинский, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:16:1215003; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, группа функционального назначения - N 1, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Размер арендной платы согласован сторонами в п. 5.1 договора, порядок ее начисления внесения установлен п. 5 договора.
Настоящий договор со стороны арендодателя подписан Коляда Ю.Р., со стороны арендатора - Пахомовым С.В., содержит печати сторон.
Протоколом разногласий к настоящему договору от 08.02.2013, подписанным только со стороны арендатора, исключен п. 3.1 договора аренды, согласно которому участок обременен публичным сервитутом для выпаса сельскохозяйственных животных с 01.02.2013 на 20 лет ежегодно в период с 01 апреля по 01 декабря.
Не подписание протокола разногласий заинтересованным лицом, не влияет на вывод суда о заключенности договора в целом, так как стороны не урегулировали отдельный пункт договора, который не относится к существенным условиям договора аренды земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что при наличии заключенного договора аренды фактическое исполнение либо неисполнение сторонами обязательств данного договора не имеет правового значения, в связи с чем, соответствующий довод подателя жалобы также отклоняется судом апелляционной инстанции.
Иные доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ. Ее взыскание с администрации в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.04.2014 по делу N А47-6989/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрации муниципального образования Курманаевский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6989/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5126/14
01.04.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6989/13