г. Москва |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А41-3901/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2014 года по делу N А41-3901/14, принятое судьей Козловой М.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302 (ИНН 5044072280, ОГРН 1095044004296) о взыскании 74 584 рублей 06 копеек,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с ФБУ - войсковая часть 26302 (далее - ответчик) финансовой санкции за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 74 584 рублей 06 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 25 марта 2014 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования Пенсионного фонда в части взыскания с ФБУ - войсковая часть 26302 в пользу бюджета Пенсионного фонда РФ финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы истец ссылается на нарушение страхователем установленных законом сроков представления индивидуальных сведений за отчетный период - полугодие 2012 года. Суд необоснованно снизил наказание, предусмотренное статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, до 1000 рублей. Просит решение суда отменить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Пенсионного фонда, ФБУ - войсковая часть 26302, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, ФБУ - войсковая часть 26302 зарегистрировано в ГУ - Главное управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области в качестве страхователя.
В связи с выявлением факта несвоевременного представления ответчиком сведений за полугодие 2012 года заявителем составлен акт N 81 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.07.2013 (л.д. 10-11), вынесено решение N 80 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.08.2013 (л.д. 13-14), в соответствии с которым на ответчика наложена финансовая санкция в размере 74 584 рублей 06 копеек.
ГУ - Главное управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области направило ответчику требование от 10.09.2013 N 50 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, содержащее предложение добровольно в срок до 28.09.2013 уплатить указанную финансовую санкцию (л.д. 17).
Указанные акты направлены в адрес организации заказной корреспонденцией, однако требование от 10.09.2013 N 50 ответчиком оставлено без исполнения, в связи с чем ГУ - Главное управление ПФР N 1 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с ФБУ - войсковая часть 26302 финансовой санкции в размере 74 584 рублей 06 копеек.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о снижении страхователю назначенного наказания до 1000 рублей в связи со следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон) целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу статьи 5 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ юридические лица и их обособленные подразделения сами представляют о себе сведения в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Согласно статье 16 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ органы ПФР имеют право требовать от юридического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Одновременно в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Таким образом, страхователи обязаны представить в территориальный орган ПФР сведения о каждом работающем у них застрахованном лице в сроки:
- за период 2002 - 2009 годы - один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным;
- за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010 года;
- за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15 февраля 2011 года;
- с 2011 года - ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 192п от 31.07.2006 "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 48 от 27.11.2006, N 49 от 04.12.2006).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из диспозиции вышеуказанной нормы, она устанавливает ответственность за два отдельных состава правонарушений:
- непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно материалам дела ФБУ - войсковая часть 26302 за отчетный период - полугодие 2012 года сведения необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета представлены 10.07.2013, то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, ответчиком не исполнена в установленные сроки возложенная на него законом обязанность по представлению полных и достоверных сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета за полугодие 2012 года, в связи с чем пенсионный фонд правомерно привлек войсковую часть к ответственности.
Вместе с тем, частью 4 пункта 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.
Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из совокупного толкования названных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность плательщика страховых взносов обстоятельства в силу прямого указания закона.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно расценил в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность ответчика, то обстоятельство, что учреждение является некоммерческой военной организацией, финансирование расходов учреждения осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, в связи с чем правомерно снизил размер назначенного штрафа до 1000 рублей.
С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.03.2014 по делу N А41-3901/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3901/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4654/14
25.03.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-3901/14