г. Москва |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А41-6012/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Данила Мастер" - извещено, представитель не явился;
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 28 по г. Москве и Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 28 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-6012/14, принятое судьей Валюшкиной В.В. в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 28 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Данила Мастер" (далее - общество) финансовой санкции за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 990 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная жалоба пенсионного фонда на решение суда первой инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, рассматривается судьей апелляционного суда единолично.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба пенсионного фонда не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Общество представило в пенсионный фонд отчетность индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года - 25.05.2012, за полугодие 2012 года - 27.08.2012, за девять месяцев 2012 года - 28.11.2012.
Пенсионный фонд 03.07.2013 направил в адрес общества письмо N 328-1995 о выявленных нарушениях в отчетности индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года, устранении выявленных ошибок и представлении исправлений в двухнедельный срок.
Пенсионный фонд 10.12.2012 направил обществу письмо N 328-3911 о выявленных нарушениях в отчетности индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, девять месяцев 2012 года, устранении выявленных ошибок и представлении исправлений в двухнедельный срок.
Корректирующие сведения представлены обществом 08.08.2013 и приняты органом пенсионного фонда.
Пенсионный фонд составил акт от 22.08.2013 N 96 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.08.2013 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об учете), за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, пенсионный фонд вынес решение от 26.09.2013 N 75 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона об учете, в виде 990 рублей штрафа.
Поскольку направленное обществу требование от 23.10.2013 N 59 об уплате данного штрафа исполнено не было, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества этого штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 04.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу пункта 2 статьи 11 Закона об учете страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе с этими сведениями страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Закона об учете указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Согласно статье 17 Закона об учете (в редакции, действовавшей на момент представления обществом сведений) представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 34 Закона о страховых взносах, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 4 Приложения N 25 "Требования к акту камеральной проверки" к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н акт камеральной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки (пункт 6 Приказа).
Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона о страховых взносах в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Закона о страховых взносах, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, Законом о страховых взносах предусмотрен порядок привлечения плательщиков страховых взносов к ответственности, требования к оформлению решений о привлечении к ответственности, их содержанию, которые должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
Ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона об учете, является публично-правовой ответственностью, влечет применение санкции административного (финансового) характера, в связи с чем решение о привлечении к такой ответственности должно быть с необходимой степенью мотивированным и обоснованным.
Вместе с тем в данном случае пенсионным фондом названные требования законодательства не выполнены.
В решении от 26.09.2013 N 75 о привлечении общества к ответственности, равно как и в акте проверки, отсутствует указание на то, в чем заключается недостоверность представленных сведений.
Решение пенсионного фонда от 26.09.2013 N 75 не содержит указаний на то, в чем заключается недостоверность представленных сведений в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, это решение фонда не позволяет установить выявленные пенсионным фондом ошибки при оформлении страхователем сведений.
В данное решении пенсионного фонда указано лишь на выявление недостоверных сведений, представленных обществом фонду по форме РСВ-1 ПФР, в отношении одного застрахованного лица - Натарова А.В., указания о том, в чем заключается недостоверность этих сведений не указано. Нарушения, описанные в письмах от 03.07.2012 N 328-1995, от 10.12.2012 N 328-3911, адресованных обществу в решении, акте не описывались. Ссылка фонда на эти письма отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к ответственности должны указываться в решении о привлечении к ответственности, а не в письмах.
Тем самым, решение пенсионного фонда от 26.09.2013 N 75 нельзя признать с необходимой степенью мотивированным и обоснованным.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа в размере 990 рублей является правильным.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2014 по делу N А41-6012/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Е.Е. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6012/2014
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5052/14
07.04.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-6012/14