г. Тула |
|
2 июня 2014 г. |
Дело N А09-9693/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.06.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей заявителя - закрытого акционерного общества "Международные перевозки "Совтрансавто-Триак" (Брянская область, Брянский район, п. Свень, ОГРН 1023202141302, ИНН 3235007465) - Морозовой Л.А. (доверенность от 21.10.2013), заинтересованного лица - управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области (г. Брянск) - Яковлевой Е.В. (доверенность от 01.04.2014), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" (г. Брянск, ОГРН 1073254008300, ИНН 3250502961), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2014 по делу N А09-9693/2013, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Международные перевозки "Совтрансавто-Триак" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - управление) в лице МРЭО Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Брянской области с заявлением о признании незаконным решения от 23.10.2013, выразившегося в отказе в регистрации транспортных средств, выдачи новых паспортов транспортных средств, а также понуждении устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём восстановления регистрационного учёта с выдачей новых регистрационных документов, регистрационных знаков, а также паспортов транспортных средств (далее - ПТС) на седельные тягачи: Mersedes - Benz Actros 1841 LS и Mersedes - Benz Actros 2540/LNR, WIN: WDB9340321К907214, WDB9502141К804511.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не принято во внимание, что первоначально ПТС, впоследствии признанные недействительными, были выданы органами таможни при завершении процедуры таможенного оформления вышеуказанных транспортных средств, в связи с чем у управления отсутствовали полномочия для выдачи ПТС. Ссылается на то, что в отсутствие ПТС у заинтересованного лица без ПТС отсутствовали основания для восстановления регистрации транспортных средств. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не удовлетворил ходатайство управления о приобщении к делу копии указания о прекращении регистрации транспортных средств и не истребовал у ООО "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" решения о прекращении действия сертификатов соответствия транспортных средств техническому регламенту. Указывает на отсутствие в резолютивной части решения ссылки на нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемый обществом отказ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
ООО "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" поддержало позицию заявителя.
В судебное заседание третье лицо, надлежащим образом уведомленное о месте и времени его проведения, не явилось, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 2003 по 2004 год на таможенную территорию Российской Федерации по договорам международного лизинга обществом ввезены и помещены под таможенный режим временного ввоза транспортные средства: тягачи седельные марки Mersedes-Benz Actros 1841 LS и Mersedes-Benz Actros 2540/LNR, WIN: WDB9340321К907214, WDB9502141К804511
Брянским акцизным таможенным постом 31.08.2012 по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10009160/290812/0005012 и N 10009160/310812/0005079 после завершения таможенной процедуры временного ввоза, осуществлён выпуск указанных транспортных средств для внутреннего потребления товаров.
При помещении вышеуказанных транспортных средств под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в подтверждение их соответствия требованиям к экологическому классу общество представило сертификаты соответствия от 15.08.2012 N C-DE.AB32.A.03149, N C-DE АВ32.А.03155, выданные ООО "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества", что подтверждается информацией, указанной в графе 44 ДТ N 10009160/290812/0005012 и N 10009160/310812/0005079.
31.08.2012 и 31.10.2012 соответственно, Брянским акцизным таможенным постом в отношении указанных транспортных средств оформлены и выданы ПТС N 77УА818662 и N 77УА818650.
25.10.2012 и 20.11.2012 управлением произведена регистрация этих транспортных средств за обществом с выдачей регистрационных знаков М 756 КК 32 и Н 689 КК 32.
18.09.2013 в управление поступило письмо ГУОБДД Министерства внутренних дел России от 13.09.2013 13/5-5549 "О признании недействительной регистрации автомобилей" (вх. N 11496), согласно которому из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии поступила информация о том, что органом по сертификации - ООО "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" принято решение о прекращении действия сертификатов соответствия транспортных средств Техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 609 (далее - Технический регламент), в отношении 9 автомобилей, изготовленных за пределами Российской Федерации, в том числе относительно спорных.
21.09.2013 управлением регистрация спорных транспортных средств была признана недействительной и аннулирована в установленном порядке. Сведения о регистрационных знаках, свидетельствах о регистрации транспортных средств и ПТС внесены в базу утраченной (похищенной) специальной продукции.
Уведомления об аннулировании регистрации и необходимости сдачи ПТС, свидетельств о регистрации, регистрационных знаков направлены в адрес общества.
01.10.2013 на Брянский акцизный таможенный пост поступило письмо общества от 01.10.2013 N 2-т (вх. от 01.10.2013 N 02455), содержащее просьбу о замене ПТС, выданных таможенным постом на спорные грузовые автомобили, или о внесении в них соответствующих изменений.
Как следует из данного письма, основанием обращения общества на таможенный пост послужило поступившее в адрес ОАО "Совтрансавто-Брянск-Холдинг" уведомление управления о признании регистрации транспортных средств, в том числе транспортных средств, владельцем которых является общество, недействительной и ее аннулировании.
В качестве причины аннулирования регистрации указано решение ООО "Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" о прекращении действия сертификатов соответствия транспортных средств Техническому регламенту.
Письмом от 10.10.2013 N 3-т (вх. от 10.10.2013 б/н) обществом в адрес таможенного органа дополнительно представлено одобрение типа транспортного средства N РОСС DE.MT02.E03565 и письма ООО "МБ Траке Восток" от 02.10.2013.
Рассмотрев данные обращения, Брянский акцизный таможенный пост направил в адрес общества письмо от 11.10.2013 N 41-11/00763, в соответствии с которым во внесении изменений в ПТС либо их замене обществу отказано с нормативным обоснованием принятого решения.
23.10.2013 общество выполнило требование управления о сдаче регистрационных и идентифицирующих документов. Письмом от 23.10.2013 N 6-Т общество обратилось в управление о восстановлении регистрационного учёта и выдаче новых регистрационных документов, регистрационных знаков, а также паспортов вышеуказанных транспортных средств. Вместе с этим письмом общество представило управлению копии одобрений на спорные транспортные средства, грузовые таможенные декларации (ГТД) N 10009160/290812/0005012 и N 10009160/310812/0005079, POCC.DE.MT.02.E03635, копии сертификатов производителя транспортных средств, письма производителя, квитанции об оплате госпошлины и заявления по установленной форме.
Решением управления от 23.10.2013 обществу отказано в приёме заявления и документов по каждому транспортному средству.
Не согласившись с данным решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, проводится обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технического регламента. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании (статья 29 Закона N 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, касающейся безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовал на момент ввоза обществом транспортных средств), пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При таможенном оформлении транспортных средств в режиме временного ввоза в 2003 и 2004 году обществом предоставлялось: одобрение типа транспортного средства, выданного органом по сертификации автомототехники - механических транспортных средств, запасных частей с указанием экологического класса 3, а также сертификат А по экологии "Евро 3 безопасный" - грузовик за соответствующим номером производителя транспортных средств. В пункте 3 грузовых таможенных деклараций указаны подробные сведения о содержании вредных веществ и выхлопных газах.
Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".
Порядок выдачи ПТС определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 (в ред. 12.04.2011, действовавшей на момент ввоза вышеуказанных транспортных средств) (далее - Положение).
Согласно пункту 6 Положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 01.07.1997. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства одобрения типа транспортного средства (далее - Одобрение) или заключения на шасси (далее - Заключение).
Пунктом 57 Положения предусмотрено, что ПТС выдаются таможенными органами, в том числе после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии Одобрений и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Согласно пункту 60.9 Положения строка N 17 "Одобрение типа ТС" заполняется в соответствии с подпунктом 41 Положения в случае, если представление Одобрения при таможенном оформлении транспортного средства является обязательным. В случае, если представление Одобрения не является обязательным, в данной строке производится запись "отсутствует".
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим Кодексом, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является ПТС, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него ПТС (паспорта шасси транспортного средства).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" определено, что паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Паспорта выдаются таможенными органами: после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
Согласно пункту 2 статьи 3 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, заключенного в городе Санкт-Петербурге 18.11.2010 (далее - Соглашение) для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования.
Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" (далее - Единый перечень).
Колесные транспортные средства, в том числе и грузовые тягачи седельные включены в Единый перечень.
Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза, действующее на момент ввоза вышеуказанных транспортных средств, утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе" (далее - Положение о порядке ввоза продукции (товаров)).
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ввоза продукции (товаров) представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится, в том числе в отношении товаров бывших в употреблении (эксплуатации), независимо от таможенных процедур.
Таким образом, при таможенном декларировании бывших в употреблении (эксплуатации) транспортных средств представление таможенным органам Российской Федерации документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) не требуется и соответственно в ПТС в графе N 17 "Одобрение типа ТС" производится запись "отсутствует".
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что у таможенного органа на момент подачи ДТ N 10009160/290812/0005012 и N 10009160/310812/0005079 отсутствовали основания для истребования у заявителя при декларировании спорных транспортных средств Одобрений, равно как отсутствовали основания для внесения указанных сведений в ПТС.
Пунктом 70 Положения установлено, что заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".
Сведения (приложение N 4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Согласно пунктам 3, 10 названного Технического регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Технического регламента.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2012 N 609, ПТС не выдаются.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 N 956 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609" установлено, что в отношении автомобильной техники, относящейся к субпозициям ТН ВЭД ТС 8701 20, 8704 22, 8704 23 и помещенной под таможенный режим временного ввоза до вступления настоящего постановления в силу, после завершения ее таможенного оформления в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, оформление паспортов транспортных средств следует производить при документальном подтверждении соответствия такой автомобильной техники требованиям к экологическому классу, действующим на момент подачи таможенной декларации при помещении под таможенный режим временного ввоза, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Согласно представленным при декларировании сертификатам соответствия экологический класс рассматриваемых транспортных средств - 3.
В соответствии с пунктом 14 Технического регламента технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, соответствующий экологическому классу 3, вступил в действие с 01.01.2008.
Таким образом, принимая во внимание, что спорные транспортные средства были помещены под таможенный режим временного ввоза в октябре 2003 года и в мае 2004 года, то есть до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 N 956 и Технического регламента, таможенным органом на основании представленных заявителем документов правомерно указаны сведения об экологическом классе 3 указанных транспортных средств.
Согласно пункту 1 части 1 письма Росстандарта от 30.03.2011 N A3 101-32/2492 заполнение графы "экологический класс" паспорта транспортного средства таможенными органами на основании ОТТС может производиться исключительно для транспортных средств, не допущенных ранее для участия в дорожном движении и импортируемых юридическими лицами, указанными в ОТТС или имеющими доверенность от них на использование ОТТС, при полном совпадении идентификационных параметров транспортного средства с параметрами, указанными в ОТТС.
Как установлено арбитражным судом, общество обратилось на таможенный пост с просьбой о замене выданных ПТС, при этом основанием для этого обращения послужило уведомление управления о признании регистрации спорных транспортных средств недействительной и ее аннулировании.
Причиной аннулирования регистрации указано решение органа сертификации ООО ""Брянский центр стандартизации и менеджмента качества" о прекращении действия сертификатов соответствия транспортных средств Техническому регламенту.
Поскольку на момент обращения общества на Брянский акцизный таможенный пост с заявлением о внесении изменений или замене ПТС эти паспорта внесены в Федеральную информационную базу "Утраченная (похищенная) спецпродукция ГИБДД", то таможенным постом в адрес общества направлено письмо от 11.10.2013 N 41-11/00763 об отказе в удовлетворении указанного заявления.
Вместе с тем согласно пункту 10 Положения дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются таможенными органами собственникам и владельцам транспортных средств на ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после 01.07.1997, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008.
Из материалов дела усматривается, что оформление и выдача ПТС на спорные грузовые автомобили осуществлены Брянским акцизным таможенным постом 31.08.2012 после завершения их таможенного оформления в соответствии с Положением.
В соответствии с пунктом 16 Положения действие ПТС не ограничивается сроком.
Пунктом 72 Положения установлено, что выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
На основании изложенного, суд первой инстанции, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для аннулирования регистрации вышеуказанных транспортных средств.
При таких обстоятельствах сам по себе факт аннулирования регистрации транспортных средств по указанным причинам не может выступать препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, при условии его соответствия требованиям безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно учел, что орган сертификации - ООО "Брянский центр стандартизации и качества менеджмента" также подтвердил, что на момент подачи заявителем таможенной декларации Технический регламент ещё не действовал, в связи чем получение сертификата на соответствие требованиям данного регламента не требовалось. Документальным подтверждением соответствия автомобильной техники, требованиям, действующим в Российской Федерации на момент подачи таможенной декларации является одобрение типа транспортного средства.
Подпунктом 3 пункта 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 предусмотрено восстановление регистрации транспортных средств, в отношении которых регистрация была прекращена (аннулирована) в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулировании) регистрации уполномоченным органом по регистрации, по решению судов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая, что в рассматриваемом случае у уполномоченного органа не имелось оснований для аннулирования регистрации спорных транспортных средств, ссылка управления на факт выдачи ПТС органами таможни судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся отклонения ходатайства о приобщении к делу копии указания о прекращении регистрации транспортных средств и истребования у органа сертификации решения о прекращении действия сертификатов соответствия транспортных средств техническому регламенту, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, не влекут отмены решения суда первой инстанции.
Не влечет отмены судебного акта и то обстоятельство, что в резолютивной части решения судом не указано название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый отказ, поскольку такие законы и нормативные акты перечислены в мотивировочной части обжалуемого решения.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.03.2014 по делу N А09-9693/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9693/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2501/14
20.03.2014 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-9693/13