г. Томск |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А27-17113/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2014 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Вяткина А.Г. по доверенности от 26.05.2014 (до 31.12.2014),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 05.03.2014 по делу N А27-17113/2013 (судья Власов В.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РН-Кемеровонефтепродукт" (ОГРН 1084205009767, ИНН 4205156849, 650070, г. Кемерово, ул. Островского, 12)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650066, г. Кемерово, пр-кт. Ленина, 80 - А)
о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Кемеровонефтепродукт" (далее - ООО "РН-Кемеровонефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 14.08.2013 N 18000159 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 80 170 рублей 01 копейка (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 05.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение арбитражного суда отменить по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на наличие недостатков в оформлении листков нетрудоспособности, которые выразились в следующем: при заполнении раздела "заполняется врачом медицинской организации" листков нетрудоспособности медицинской организацией в продолжении листков нетрудоспособности стоит отметка (V) первичный и N продолжение листка нетрудоспособности.
Кроме того, ссылается на нарушение обществом пункта 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н, не представившего при назначении и выплате пособия при рождении ребенка оригиналы справок о рождении ребенка, выданных органами записи актов гражданского состояния.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Фонд социального страхования, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Фонда социального страхования.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования (филиал N 18) в отношении общества проведена выездная документальная проверка по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт от 12.07.2013 N 18000159, на основании которого вынесено решение от 14.08.2013 N18000159 о непринятии к зачету расходов на сумму 80 358 рублей 78 копеек.
Полагая, что решение Фонда социального страхования является незаконным в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 80 170 рублей 01 копейка, общество оспорило его в судебном порядке.
Основанием непринятия Фондом социального страхования к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужило то обстоятельство, что данные расходы произведены по листкам временной нетрудоспособности, заполненных с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, а также в отсутствие оригиналов справок о рождении ребенка (детей), выданной органом записи актов гражданского состояния (форма-24) (февраль 2011 по Витруку Р.Г., март 2011 по Шарифулину Ю.Р.).
Удовлетворяя требования общества в указанной части, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 6 - 12 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статьями 1.2, 3, 4.6, 5, 13 Федерального закона от 29.12.2006 N255 - ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N255-ФЗ), Приказом от 23.12.2009 N 1012н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для непринятия Фондом социального страхования к зачету расходов в сумме 80 170 рублей 01 копейка.
Данный вывод судов является правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является ООО "РН-Кемеровонефтепродукт".
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ.
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 514).
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Факт наступления утраты трудоспособности работниками общества Прокиным П.П., Кренц С.Р., Денисенко С.Р., Данильченко Т.В., Медведевым А.С. Фондом социального страхования не оспаривается. Также Фондом не оспаривается факт оплаты листков нетрудоспособности указанным работникам в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право:
1) проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
2) запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
3) получать от органов Федерального казначейства сведения о поступивших в Фонд социального страхования Российской Федерации суммах страховых взносов, пеней, штрафов;
4) не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н).
Материалами дела установлено наличие недостатков в оформлении листков нетрудоспособности, при заполнении медицинской организацией раздела "заполняется врачом медицинской организации" листков нетрудоспособности в продолжении листков нетрудоспособности стоит отметка (V) первичный и N продолжение листка нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 57 Порядка N 624н при заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности:
в строке "первичный" делается соответствующая отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности является первичным;
в строке "дубликат" проставляется отметка "V" в случае, когда в связи с порчей или утерей листка нетрудоспособности, застрахованному лицу лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности;
в строке "продолжение листка N " указывается номер предыдущего листка нетрудоспособности в случае, если оформляемый листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка.
В соответствии с пунктом 56 Порядка N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Между тем, суд первой инстанции установил и пришел к обоснованному выводу о том, что нарушения, допущенные медицинским учреждением, являются незначительными.
Кроме того, общество, не оспаривая наличие допущенных недостатков в оформлении листков нетрудоспособности, предпринял меры по получению исправленных листков нетрудоспособности, в результате чего ряд медицинских учреждений предоставил (три случая) дубликаты листков нетрудоспособности с исправлениями (Прокин П.В., Денисенко С.М., Медведев А.С.). Остальные медицинские учреждения отказали по разным основаниям в исправлении листков нетрудоспособности и выдаче дубликатов, при этом все медицинские учреждения подтвердили факты наступления страховых случаев, выдачи листков нетрудоспособности.
Фонд социального страхования не принял к зачету расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности по листкам нетрудоспособности, в которых имеется ошибка, а именно поставлен знак "V" в строке "первичный", однако, данный листок является продолжением предыдущего листка нетрудоспособности
Между тем, указывая на данную ошибку, заинтересованное лицо не обосновало, на что повлияла данная ошибка, доказательств того, что листок нетрудоспособности выдан необоснованно, что первичный листок нетрудоспособности отсутствовал, не представлено, равно как не представлено доказательств, что вышеперечисленные недостатки в оформлении больничного листка повлияли на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Кроме того Фонд социального страхования со ссылкой на пункта 28 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" отказал в зачете суммы страховых взносов, полагая, что обществом не представлены документы, подтверждающие обоснованность назначения и выплату этих пособий, в связи с непредставлением оригиналов справок из органов ЗАГС в отношении Витрука Р.Г. - 14 285 рублей 50 копеек и Шарифулина Ю.Р. - 15 214 рублей 07 копеек.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, единовременное пособие при рождении ребенка.
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ единовременное пособие при рождении ребенка является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 11 Закона N 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
В соответствии с пунктом 28 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются: а) заявление о назначении пособия; б) справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; в) справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о том, что пособие не назначалось, - в случае, если оба родителя работают (служат), а также, если один из родителей ребенка не работает (не служит) или обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, а другой родитель ребенка работает (служит).
Для назначения и выплаты пособия необходимо представить документы, согласно перечню пункта 28 Приказа N 1012н, в том числе, справку о рождении ребенка, выданную органом записи актов гражданского состояния по форме 24, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, пункт 28 Порядка не устанавливает наличие именно оригиналов соответствующих справок.
Следовательно, предоставление копий справок из органов ЗАГС не является основанием для непринятия к зачету расходов, произведенных заявителем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обществом документально подтверждено право своих работников на получение единовременного пособия при рождении ребенка (по Витруку Р.Г. в размере 14 285 рублей 50 копеек, Шарифулину Ю.Р. в размере 15 214 рублей 07 копеек), правомерность выплаты этого пособия.
Факт рождения детей и неполучения другим родителем пособия, подтвержден совокупностью документов (свидетельством о рождении, справками с места работы второго родителя о неполучении пособия, заявлением о назначении пособия, копиями справок).
Таким образом, у Фонда социального страхования отсутствуют основания не принимать к зачету расходы, произведенные обществом по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2014 года по делу N А27-17113/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17113/2013