город Ростов-на-Дону |
дело N А53-1575/2014 |
22 мая 2014 года |
15АП-5870/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента: Мендель Антон Яковлевич, удостоверение, по доверенности от 19.03.2014 N21/Д,
от ООО "Ника": Кузнецов Дмитрий Константинович, паспорт, по доверенности от
01.10.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с
ограниченной ответственностью "НИКА"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2014 по делу N А53-1575/2014,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению Департамента потребительского рынка Ростовской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "НИКА" к
административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Департамент потребительского рынка Ростовской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - ООО "Ника") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 19.03.2014 суд привлек ООО "Ника" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ника" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что объект общественного питания соответствует заявленному типу.
Представитель ООО "Ника" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований департамента.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам устного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 10.01.2014 на основании распоряжения директора Департамента потребительского рынка Ростовской области N3-к от 13.12.2013 сотрудниками Департамента проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом "Ника" лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 47 "Б".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.01.2014 N3.
В акте указано, что обособленное подразделение общества - закусочная не соответствует заявленному типу: отсутствует меню, посуда, посадочные места, закуски, раковины для мытья рук и инвентаря, туалеты. Алкогольная продукция, продовольственные товары, соки, прохладительные напитки реализуются в фасованной таре, что не предусмотрено в предприятиях общественного питания. Таким образом, обществом нарушены ст. 16, п.п. 12, 13 ст. 19 Федерального закона от 25.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
По результатам проверки заместителем директора Департамента потребительского рынка Ростовской области в отношении ООО "Ника" составлен протокол об административном правонарушении от 20.01.2014 N6 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В протоколе указано, что обществом "Ника", осуществляющим деятельность на основании лицензии N6152-4305780 от 04.10.2011 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (сроком действия по 03.10.2016), допущены нарушения лицензионных требований и условий, поскольку обществом не подано заявление на переоформление лицензии в связи с изменением назначения объекта заявленному типу. В приложении к лицензии N 6152-4305780-01 от 04.10.2011 указан обособленный объект закусочная по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 47 "Б", фактически объект используется в качестве магазина и не отвечает требованиям к закусочной, что является нарушением п.12, п.13 ст.19 Федерального закона от 25.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Протокол составлен с участием законного представителя общества.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ Департамент потребительского рынка обратился в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО "Ника" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N171-ФЗ предусмотрено, что к видам деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, относится осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В силу п. 6 ст. 16 Закона N171-ФЗ не розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Закона N171-ФЗ в лицензии указываются полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности. Пунктом 12 статьи 19 Закона N171-ФЗ установлено, что в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии.
Согласно пункту 13 статьи 19 Закона N171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении
подтверждается, что в нарушение приведенных лицензионных требований и условий ООО "Ника" не переоформило в установленный срок лицензию в связи с изменением типа обособленного объекта, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 47 "Б": объект, заявленный в лицензии как закусочная, фактически используется как магазин, поскольку не отвечает обязательным требованиям, установленным к типу предприятия общественного питания - закусочная.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Ника" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Ника", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, ООО "Ника" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что объект общественного питания соответствует заявленному типу.
В подтверждение указанного довода общество представило в материалы дела протоколы лабораторных испытаний от 2011 года относительно требований к микроклимату производственных помещений и водоснабжению (л.д. 83-85), акт санитарно-эпидемиологического обследования от 22.09.2011 (л.д. 86).
В акте санитарно-эпидемиологического обследования от 22.09.2011, в частности указано, что помещение закусочной имеет 3 посадочных места, отпуск напитков и блюд осуществляется в одноразовую посуду, для обработки кухонного инвентаря в производственном помещении имеется двухсекционная моечная ванна, посетители пользуются санузлом для посетителей торгового комплекса ИП Седовой Р.Н. (л.д. 86-87).
Указанные документы не принимаются судом в качестве подтверждающих соответствие используемого обществом объекта типу предприятия общественного питания - закусочная, поскольку документы составлены в сентябре 2011 году, а проверка проведена в январе 2014 года, то есть более, чем через 2 года.
С учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом в материалы дела не представлено доказательств соответствия используемого помещения закусочной, в том числе доказательств приготовления и реализации в закусочной блюд, наличия мебели для посетителей, посуды и столовых приборов, оформленного надлежащим образом меню, туалета для посетителей.
Требования к предприятиям общественного питания утверждены Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N457-ст, которым утвержден Национальный стандарт России "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. ГОСТ Р 50762-2007".
Согласно пункту 4.9 ГОСТ Р 50762-2007 закусочная - это предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции.
Закусочные различают:
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные;
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные. Разделом 6 ГОСТ Р 50762-2007 установлены требования к предприятиям
общественного питания различных типов и классов.
Согласно Таблице N2 к разделу 6 ГОСТ Р 50762-2007 закусочная должна отвечать следующим требованиям:
- наличие зала;
- наличие туалета с раковиной для мытья рук;
- наличие столов;
- наличие столовой посуды и приборов (приборы из нержавеющей стали и одноразовые, посуда из полимерных материалов, прессованного стека, полуфарфоровая);
- наличие в реализации продукции общественного питания: ограниченный (узкий) ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления из полуфабрикатов высокой степени готовности и (или) из определенного вида сырья.
Из акта проверки, подписанного директором общества без замечаний, фотоматериала следует, что в используемом обществом "Ника" объекте отсутствуют столы для посетителей, туалет для посетителей, отсутствуют в реализации блюда общественного питания, посуда.
Из пункта 4.9 ГОСТ Р 50762-2007 следует, что закусочная в обязательном порядке предполагает реализацию готовых блюд общественного питания (узкого ассортимента). Реализация алкогольной продукции является дополнительной (не обязательной) услугой, реализуемой в закусочной.
Также является обязательным наличие в закусочной столов для посетителей.
В силу п. 4.12 ГОСТ Р 50762-2007 потребление продукции общественного питания стоя может осуществляться только в кафетериях (либо в предприятиях быстрого обслуживания, как правило не являющихся стационарными объектами).
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 19.03.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату ООО "Ника" из федерального бюджета на основании ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 марта 2014 года по делу А53-1575/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ника" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1575/2014
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5870/14
19.03.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-1575/14