г. Самара |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А55-23344/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола до перерыва Баклановой Е.О., после перерыва секретарем Скрипник И.Р.,
от истца - Евстегнеева Е.Ю., доверенность от 10.02.2014,
от ответчика Администрации муниципального района Волжский Самарской области - Девятайкина И.В., Калгатина Т.Н., представители по доверенностям от 10.01.2014,
от Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области Дементьева Е.Д., доверенность N 27 от 09.12.2013 г., Золин Б.А., доверенность N 27 от 09.12.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 - 29 мая 2014 года в зале N 2 апелляционную жалобу Администрации муниципального района Волжский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года по делу N А55-23344/2013 (судья Лихоманенко О.А.),
по иску товарищества собственников жилья "Стройкерамика" (ОГРН 1116330003350, ИНН 6330049171), п. Смышляевка
к Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1056367044403, ИНН 6367049354), Самарская область, Волжский район, пгт Смышляевка
Администрации муниципального района Волжский Самарской области (ОГРН 1036302396492, ИНН 6367100226), г. Самара,
о взыскании солидарно убытков в размере 462818 руб. 96 коп.,
УСТАНОВИЛ:
C учетом уточнения, принятого арбитражный судом в порядке ст.49 АПК РФ, Товарищество собственников жилья "Стройкерамика", обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, о взыскании с ответчиков солидарно убытков в размере 462 818 руб. 96 коп. составляющих сумму недополученных доходов, возникших в связи с оказанием услуг водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объёме за счет Администрации муниципального района Волжский Самарской области. С Администрации муниципального района Волжский Самарской области в пользу Товарищества собственников жилья "Стройкерамика" убытки в размере 462818 руб. 96 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 12256 руб. 38 коп. В удовлетворении иска к Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального района Волжский Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное толкование норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что надлежащим ответчиком является Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального района Волжский Самарской доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года по делу N А55-23344/2013 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ТСЖ "Стройкерамика" создано в сентябре 2011 года для управления многоквартирными домами по адресам: Волжский район, п.Стройкерамика, ул. Дружбы, дом N 9, 11, 17, 19; ул. Народная, дом N 11; ул. Солнечная, дом N 5 "а", 6 "а". Непосредственно к управлению домами ТСЖ "Стройкерамика" приступило с 1 января 2012 года, что сторонами не отрицается.
Для осуществления водоснабжения населения управляемых домов, между ТСЖ "Стройкерамика" и МУП "Смышляевское" 01.01.2012 заключен договор N 1 на отпуск воды.
Согласно приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2011 N 187, установлен тариф для населения, применяемый к объемам исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК и др.), поставляющих холодную воду населению для коммунальных нужд с 01.01.2012 до 30.06.2012 в размере 33,37 руб. по холодному водоснабжению и 14,02 руб. по водоотведению. С 01.07.2012 тариф составляет 34,19 руб. и 14,79 руб. соответственно.
Согласно постановлению Администрации муниципального района Волжский N 3212 от 23.12.2011 "Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на 2012 год", тарифы на холодное водоснабжение для расчета с населением, проживающего в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности по муниципальным образованиям муниципального района Волжский Самарской области в городском поселении Смышляевка (к которому также относится п.Стройкерамика) составили 01.01.2012 до 30.06.2012 - 27,30 руб., а с 01.07.2012 - 29,64 руб.
В соответствии с названным постановлением Администрации муниципального района Волжский ТСЖ "Стройкерамика" в расчетах с населением применяет этот тариф.
В результате разницы в тарифах по холодному водоснабжению, установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2011 N 187 и постановлением Администрации муниципального района Волжский N 3212 от 23.12.2011 у ТСЖ "Стройкерамика" образовалась сумма недополученных доходов за 2012 год в размере 462818 руб. 96 коп., согласно представленному расчету.
ТСЖ "Стройкерамика" обратилось в Администрацию муниципального района Волжский с заявлением 14.01.2013 на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (Т.1, л.д.53, 54).
Рассмотрев данное обращение, Администрация муниципального района Волжский в письме от 11.07.2013 указала, что с заявлением по возмещению выпадающих доходов по водоснабжению следует обратиться в Администрацию городского поселения Смышляевка (Т.1, л.д.56).
17.07.2013 ТСЖ "Стройкерамика" обратилось в Администрацию городского поселения Смышляевка с требованием заключить договор на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуги водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплатить убытки в размере 462818 руб. 96 коп. (Т.1, л.д.57).
Рассмотрев данное обращение, Администрация городского поселения Смышляевка в письме от 19.07.2013 сообщила, что за представлением субсидии на возмещение недополученных доходов ТСЖ "Стройкерамика" следует обратиться в Администрацию муниципального района Волжский (Т.1, л.д.58).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Стройкерамика" в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании недополученных доходов с ответчиков в солидарном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по предоставлению субсидий ТСЖ "Стройкерамика" возлагается на Администрацию муниципального района Волжский.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Пунктами 4.1., 4.2. постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 установлено, что формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Как следует из материалов дела, Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области не принимала нормативных актов об установлении размера (ставок) платы для населения по оплате услуг холодного водоснабжения.
Ставки платы (тариф на холодное водоснабжение) для населения на 2012 установлены Администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановлением от 23.12.2011 N 3212.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 26.01.2012 N 147 (далее - постановление N 147) утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Пунктом 2 постановления N 147 установлено, что расходное обязательство муниципального района Волжский Самарской области, возникающее на основании настоящего постановления, исполняется муниципальным районом Волжский Самарской области за счет средств бюджета муниципального района Волжский Самарской области в пределах бюджетных ассигнований.
Доводы Администрации муниципального района Волжский о том, что субсидии предоставляются только юридическим лицам, оказывающим соответствующие услуги в сельских поселениях, передавших полномочия по организации водоснабжения Администрации муниципального района Волжский, являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку противоречат буквальному толкованию Порядка предоставления субсидий.
В соответствии с Приложением N 3 к Решению Собрания Представителей Волжского района Самарской области от 28.12.2011 N 107/3 утверждены расходные бюджетные обязательства муниципального района Волжский, в т.ч. по предоставлению субсидий юридическим лицам, а также компенсации выпадающих доходов организаций, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. (Т.2, л.д.4-5).
Установив, что именно Администрацией муниципального района Волжский установлены пониженные тарифы для населения на территории городского поселения Смышляеввка, обязательные для применения ТСЖ "Стройкерамика", Администрацией муниципального района Волжский принято постановление, утвердившее Порядок предоставления субсидий юридическим лицам по возмещению недополученных доходов, и именно в муниципальном районе Волжский предусмотрены бюджетные ассигнования для целей компенсации недополученных доходов, а также принимая во внимание, что в в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в бюджете городского поселения Смышляевка утверждены какие-либо бюджетные ассигнования для предоставления субсидий в целях компенсации недополученных доходов, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование о взыскании убытков, понесенных ТСЖ "Стройкерамика" подлежит удовлетворению за счет Администрации муниципального района Волжский и руководствуясь ст. ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, взыскал с Администрации муниципального района Волжский в пользу истца убытки в размере 462818 руб. 96 коп.
Заключение между Администрацией городского поселения Смышляевка и Администрацией муниципального района Волжский Самарской области Соглашения от 28.12.2011 на передачу Администрации поселения полномочий по регулированию тарифов в сфере жилищных услуг, приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, в данном случае, правового значения не имеет, поскольку, как указано выше, Администрация поселения Смышляевка не принимала нормативных актов об установлении размера (ставок) платы для населения по оплате услуг холодного водоснабжения в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года принятое по делу N А55-23344/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23344/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15055/13
07.10.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5589/14
29.08.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5589/14
05.06.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5589/14
25.02.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23344/13