г. Москва |
|
21 мая 2014 г. |
Дело N А40-76145/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
Судей: Седова С.П., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.03.2014 г. по делу
N А40-76145/13, принятое судьей Анциферовой О.В. (шифр судьи 61-84)
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" (ОГРН 1027739686150, ИНН 7736111591)
к ответчикам: 1. Государственному унитарному предприятию "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" (ОГРН 1027700008599, ИНН 7710027112), 2. Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о взыскании стоимость коммунальных услуг и услуг по содержанию и обслуживанию, охране помещения
при участии в судебном заседании:
от истца: Лисин М.В. по доверенности N 10132-1612/32 от 06.05.14;
от ответчика - Государственного унитарного предприятия "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения": не явился, извещен;
от ответчика - Департамента городского имущества города Москвы: Кастальская Г.С. по доверенности N 33-Д-971/13 от 27.12.13,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" (далее - ответчик 1) о взыскании стоимость коммунальных услуг и услуг по содержанию и обслуживанию, охране помещения за период с 17.12.2011 по 24.05.2013 года в размере 1 568 131 руб. 88 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 89 916 руб. 92 коп. за период с 10.01.2012 по 24.05.2013 года, с Департамент городского имущества города Москвы (далее - ответчик 2) стоимость коммунальных услуг и услуг по содержанию и обслуживанию, охране помещения за период с 26.10.2011 по 16.12.2011 года в размере 153 724 руб. 55 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.11.2011 по 24.05.2013 года. в размере 11 279 руб. 91 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2014, Департамент имущества г. Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку считает то, что он ненадлежащий ответчик.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" является управляющей кампанией дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, корп. 1 с 01.01.2008 года, что подтверждено протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Москва ул. Новочеремушинская, д.34 корп. 1 от 17.11.2007 г.
Согласно Акту о результатах инвестиционного проекта в части строительства встроенных нежилых помещений, спортивного зала и подземной автостоянки от 30.09.2009 г., застройщик, в лице ООО "Цаскапстрой", передал Департаменту имущества г. Москвы 20% машино-мест и площади общего пользования автостоянки, а именно - 32 машино-места.
Согласно актам приема-передачи объекта нежилого фонда представленным в материалы дела, в период 25-26 октября 2011 г. Департамент имущества г. Москвы передал вышеуказанные машино-места в собственность Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", стороны подписали акты приема-передачи. Указанные нежилые помещения закреплены за ГУП "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" на праве хозяйственного ведения согласно свидетельствам о государственной регистрации права, представленные в материалы дела.
За период с 26.10.2011 г. по 24.05.2012 г. истец как управляющая компания дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 34, корп. 1, заключил договор с МГУП "Мосводоканал" на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию с Мосводоканалом N 19033 от 30.09.2005 г., договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде с ОАО "Мосэнерго" N 0810069 от 01.12.2005 г., договор энергоснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт" N 47001470 от 01.12.2008 г., договор N 2-2/917-6-03/01-273 от 31.08.2007 года на выполнение охранных услуг с ООО ЧОП "Омега Групп". Указанные договоры представлены в материалы дела.
Также, истцом понесены расходы по содержанию и обслуживанию помещений по тарифам, утвержденным Постановлениями Правительства г. Москвы от 30.11.2010 г. N 1038-ПП, от 29.11.2009 г. N 571-ПЛ.
За период с 26.10.2011 по 16.12.2011 года истец понес расходы на коммунальные услуг и услуг по содержанию и обслуживанию помещения за период в размере 153.724 руб. 55 коп. За указанный период собственником нежилого помещения является Департамент городского имущества города Москвы.
За период с 17.12.2011 по 24.05.2013 года истец понес расходы на коммунальные услуг и услуг по содержанию и обслуживанию, охране помещений за период с 17.12.2011 по 24.05.2013 года в размере 1.568.131 руб. 88 коп. За указанный период указанные нежилые помещения закреплены за Государственным унитарным предприятием "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" на праве хозяйственного ведения.
Расходы, понесенные истцом, подтверждаются расчетами тепловой нагрузки, счетами, расчетными ведомостями, актами сверки взаимных расчетов.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности. Расчет истца основан на применении доли в праве общей собственности.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с подпунктом 1 п.1.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В связи с чем, истом заключен Договор N 2-2/917-6-03/01-273 от 31.08.2007 года на выполнение охранных услуг с ООО ЧОП "Омега Групп". Право на заключение управляющими компаниями договоров на охрану прямо предусмотрено действующим законодательством.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы (за исключением жилых помещений), земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы. В соответствии с п.6.9 осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
Аналогичные положения были установлены Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2011 N 49-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы".
Таким образом, согласно разъяснениям ВАС РФ, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.02.2009 N 17) должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы.
В период с 26.10.2011 г. по 17.12.2011 г. собственником помещений являлось г.Москва, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами.
В материалах дела имеются акты приема-передачи спорных помещений на праве хозяйственного ведения ГУП города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", о чем 17.12.2011 г. внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним есть юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с чем, доводы Департамента городского имущества г.Москвы о том, что при подписании акта приема-передачи спорных жилых помещений бремя содержания спорных нежилых помещений несет ГУП города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", судом отклоняется, как необоснованный, поскольку согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
С учетом указанных выше норм права установлено что, право хозяйственного ведения возникает у предприятия на недвижимое имущество с момента государственной регистрации этого права.
На основании изложенного, за период с 26.10.2011 по 17.12.2011 бремя содержания спорных нежилых помещений лежит на г.Москве, как собственнике имущества.
В силу Постановления Правительства Москвы от 25.02.2011 г. N 49-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте имущества города Москвы" Департамент имущества города Москвы является органом, осуществляющим правомочия собственника по распоряжению спорным помещением за указанный период.
В связи с чем, требования истца о взыскании с г. Москвы в лице Департамента городского имущества г.Москвы суммы долга за коммунальные услуги и услуги по содержанию, обслуживанию и охране помещения за период с 26.10.2011 по 16.12.2011 года в размере 153.724 руб. 55 коп. судом первой инстанции правомерно удовлетворены.
Требования к ГУП "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" о взыскании стоимость коммунальных услуг и услуг по содержанию и обслуживанию, охране помещения за период с 17.12.2011 по 24.05.2013 года в размере 1.568.131 руб. 88 коп. также обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Вместе с тем, согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Представленный расчет судом первой инстанции правильно признан обоснованным поскольку, понесенные расходы подтверждены материалами дела (платежные поручения, акты сверки, договоры).
Более того, согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
То обстоятельство, что истец не направлял в адрес ответчиков платежные документы, само по себе не освобождает ответчиков от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества и несения иных общих расходов путем внесения платы в установленный законом срок.
Таким образом судом первой инстанции правомерно взыскано с Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция гаражного строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения" мера ответственности за период с 10.01.2012 по 24.05.2013 года в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 89.916 руб. 92 коп.; с Департамента городского имущества города Москвы ответственности за период с 10.11.2011 по 24.05.2013 года в виде уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11.279 руб. 91 коп.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что является ненадлежащей стороной по делу, данный довод подлежит отклонению, поскольку в соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 17.03.2014 г.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.03.2014 по делу N А40-76145/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76145/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15271/14
05.03.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-76145/13