г. Чита |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А19-1869/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2014 года по делу N А19-1869/2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (ОГРН 1043801026500, ИНН 3808108956; адрес: 664011, Иркутская область, Иркутск город, Халтурина улица, 7) к обществу с ограниченной ответственностью "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" (ОГРН 1033801028315, ИНН 3808090353; адрес: Иркутск город, Дзержинского улица, 29) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Колосов В.И.)
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области - Дроздова В.В. - представителя по доверенности от 30.08.2013,
от общества с ограниченной ответственностью "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" - не явился, извещен,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - заявитель, Управление Роскомнадзора или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью телекомпании "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" (далее - общество, ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ") с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2014 года ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей. Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом факта совершения обществом административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное.
Из текста апелляционной жалобы следует, что при производстве по делу об административном нарушении в отношении общества был установлен факт не осуществления выгрузки информации из реестра, факт несоблюдения обществом обязанности по осуществлению ограничения и возобновления доступа к сайтам, распространение которых в Российской Федерации запрещено, установлен не был.
12.12.2008 Общество и ОАО "Делова сеть - Иркутск" (далее - Оператор) заключили договор о присоединении сетей электросвязи N 18П/2008 (далее - Договор), согласно которому Оператор оказывает обществу услуги по пропуску трафика, т.е. Оператор обеспечивает поступление всего объема трафика, используемого обществом, в его сеть, а общество перепродает поступивший трафик своим абонентам.
По мнению общества, Оператор взял на себя обязательства предоставлять трафик с соблюдением требований пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи). Такая возможность также подтверждается официальной позицией Управления Роскомнадзора, изложенной в письме от 19.08.2013 N 4333-03/38.
Общество настаивает, что не нарушало условия лицензии N 105749, в связи с чем событие административного правонарушения, отсутствует.
Управление Роскомнадзора в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении соответствующими обстоятельствам дела. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество своего представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1033801028315, обществу выдана лицензия на оказание телематических услуг связи N 105749 от 06.05.2010.
25.12.2013 Управлением Роскомнадзора в ходе мониторинга информации Единой информационной системы Роскомнадзора по авторизации ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" установлено, что общество не осуществляет выгрузку информации из единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - ЕАИС) в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанный факт зафиксирован в протоколе N 38 мониторинга информации от 25.12.2013.
По данному факту Управлением 16.01.2014 в отношении ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" составлен протокол N 006-пр об административном правонарушении в области связи по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в арбитражный суд, уполномоченный назначать наказания по данной категории дел.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции о доказанности административным органом факта совершения обществом инкриминируемого административного правонарушения являются верными, исходя из следующего.
Лицензируемый вид деятельности в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о лицензировании соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи в силу части 1 статьи 29 Закона о связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно части 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
На основании пункта 4 главы XVI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставлению абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией.
Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" согласно части 5 статьи 46 Закона о связи обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
На основании части 12 статьи 15.1 Закона об информации Роскомнадзором установлен и утвержден приказом от 21.02.2013 N 169 Порядок получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Порядок).
Из пунктов 3 - 5 Порядка следует, что получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru. Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Перечень запрещенных сайтов оператором связи обновляется ежедневно, не менее 2 раз в сутки, что обеспечивает исполнение требований части 10 статьи 15.1 Закона об информации.
Частью 10 статьи 15.1 Закона об информации на оператора связи возлагается обязанность в течение суток ограничить доступ к сайту в сети "Интернет".
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а не за какое-либо отдельное нарушение, предусмотренное положениями и нормами, регулирующими вид деятельности, который осуществляется привлекаемым лицом. В рассматриваемом случае правонарушение является оконченным в случае выявления факта нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности (осуществлении телематических услуг связи) с нарушением лицензионных условий, обязательное соблюдение которых установлено Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как установлено материалами дела, в период с 16 по 25.12.2013 ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" не осуществлялась выгрузка информации из ЕАИС, тем самым обществом не было обеспечено исполнение обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанным бездействием общества нарушены требования, предусмотренные частью 5 статьи 46 Закона о связи", пункта 5 лицензионных требований (приложение к лицензии), подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575.
ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" являющееся субъектом правонарушения, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность соблюдения лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" образуют состав одного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и признан представителем общества в объяснительной от 09.01.2014. В данном объяснении представитель общества пояснил, что нарушение произошло по причине отсутствия сотрудника (временного).
Судом первой инстанции верно установлено, что имелось событие административного правонарушения и факт его совершения ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ", выразившееся в осуществлении телематических услуг связи с нарушением лицензионных условий, обязательное соблюдение которых установлено Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Судом первой инстанции также верно установлено наличие основания для составления протокола об административном правонарушении, для привлечения ООО "ИРКНЭТ ТЕЛЕКОМ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции при установленных фактических обстоятельствах и правовом регулировании не находит предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание общества на следующее.
На основании части 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
В пункте 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что рассматривая вопрос о возможности обжалования в суд кассационной инстанции судебных актов по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, судам следует исходить из размера фактически назначенного наказания по конкретному делу, а не из размера санкции, установленной в КоАП РФ.
При этом по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности надлежит учитывать сумму административного штрафа, назначенную в качестве административного наказания административным органом.
Учитывая, что размер назначенного обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2014 года по делу N А19-1869/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1869/2014
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1803/14
24.03.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1869/14