г. Москва |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А41-39241/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Присакарь А.А. по доверенности N 30-290/Дов от 26.12.13;
от Правительства Московской области: Забазнова О.В. по доверенности N Исх-9114/34.5 от 19.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 года по делу N А41-39241/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, администрации Луховицкого муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
о признании незаконными постановлений, действий,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- признании недействительным постановления руководителя администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 "Об утверждении Государственному казенному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., расположенного: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино";
- признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561, площадью 34 520 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино;
- обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:17561, площадью 34 520 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино (т. 1, л.д. 4-9).
Заявление подано на основании статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено государственное казенное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области (ГКУ) "Мосавтодор" (т. 1, л.д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено министерство имущественных отношений Московской области (Миноблимущество) (т. 1, л.д. 65).
Определением Арбитражного суда Московской области от 05 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (т. 1, л.д. 78).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 года постановление руководителя администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 "Об утверждении Государственному казенному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., расположенного: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино" было признано недействительным; действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561, площадью 34 520 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино, признаны незаконными; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:17561, площадью 34 520 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино (т. 1, л.д. 161-166).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на законность оспариваемых действий (т. 2, л.д. 3-6).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Правительства Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, администрации Луховицкого муниципального района Московской области, ГКУ "Мосавтодор", Миноблимущества, ТУ Росимущества в Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.06.12 администрацией Луховицкого муниципального района Московской области издано постановление N 1565 "Об утверждении Государственному казенному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" схемы расположения многоконтурного земельною участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., расположенного: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы-Городна- Берхино", которым ГКУ "Мосавтодор" была утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы-Городна- Берхино, указанный участок был отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: "земельные участки автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений" (т. 1, л.д. 41).
На основании указанного постановления 21.08.12 земельный участок площадью 34 520 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы-Городна-Берхино, был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:35:0000000:17561 (т. 1, л.д. 48-49).
24.05.13 в Комитет лесного хозяйства Московской области поступило письмо ГКУ "Мосавтодор" о согласовании материалов выбора земельного участка, необходимого для реконструкции мостового перехода, а также о выдаче заключения (справки) об отсутствии наложений (пересечений) земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 с земельными участками лесного фонда (т. 1, л.д. 45-46).
На основании указанного письма ГКУ "Мособллес" было проведено натурное обследование участка лесного фонда, расположенного в Луховицком участковом лесничестве кВ. 19 выд. 7, 8, 11, в результате которого было установлено, что на нем расположена лесная дорога, имеющая асфальтовое покрытие, участок с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 полностью накладывается на земли лесного фонда (т. 1, л.д. 42).
Полагая постановление руководителя администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 и действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по постановке земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 на государственный кадастровый учет, незаконными, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок накладывается на земли лесного фонда, при этом согласование его границ с заявителем проведено не было.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Комитет лесного хозяйства указал, что без согласования с ним ГКУ "Мосавтодор" был выделен земельный участок в границах земель лесного фонда.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из материалов дела следует, что ГКУ "Мосавтодор" на основании постановления администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 была утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы-Городна- Берхино, указанный участок был отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования: "земельные участки автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений" (т. 1, л.д. 41).
21.08.12 земельный участок площадью 34 520 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы-Городна-Берхино, был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:35:0000000:17561 (т. 1, л.д. 48-49).
Согласно данным с публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru) земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 накладывается на земли лесного фонда (т. 1, л.д. 51-53).
Выпиской из государственного лесного реестра N 2296-08-2013 подтверждается, что лесной участок, имеющий местоположение: Московская область, Луховицкий муниципальный район, Луховицкое лесничество, Луховицкое участковое лесничество, квартал 19, выделы 7, 8, 11 относится к категории земель - земли лесного фонда, категория защитности - лесопарковые зоны (т. 1, л.д. 50).
Согласно таксационному описанию лесоустройства 1999 года весь квартал 19 Луховицкого участкового лесничества в выделах N 7, 8 в представленных границах относится к землям лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства 1999 г. (планшет N7). Границы лесного участка не изменялись согласно выписке из лесного реестра N 2296-08-2013 с картой-схемой расположения и границ лесного участка.
Из письма ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" N 08/1594 от 18.11.13 следует, что часть земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 площадью 1,7484 га расположена на землях лесного фонда Луховицкого участкового лесничества, что подтверждается чертежом лесного участка с нанесенными границами земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 по представленным координатам поворотных точек межевых знаков (т. 1, л.д. 79-81).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сформированный на основании постановления администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 "Об утверждении Государственному казенному учреждению Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" схемы расположения многоконтурного земельною участка на кадастровом плане территории площадью 34 520 кв.м., расположенного: Московская область, Луховицкий район, вблизи д. Берхино, для реконструкции мостового перехода через р. Осетр у д. Берхино на автомобильной дороге Луховицы - Городна - Берхино" земельный участок, накладывается на земли лесного фонда.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 указанного Закона установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
Поскольку, как указывалось выше, земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 накладывается на земли лесного фонда, согласование его границ с Комитетом лесного хозяйства Московской области не проводилось, суд первой инстанции правомерно признал действия заинтересованных лиц по формированию и постановке на кадастровый учет спорного земельного участка незаконными.
При этом апелляционный суд учитывает, что постановлением администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 36 от 21.01.14 постановление N 1565 от 06.06.12 было признано утратившим силу.
Таким образом, правовых оснований для оставления земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 на кадастровом учете не имеется.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии необходимости согласования границ земельного участка при отнесении смежных земельных участков к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и не закреплении их за конкретными лицами подлежит отклонению.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Из анализа указанных норм права следует, что полномочия по согласованию местоположения границ лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляющим полномочия по предоставлению лесных участков, которым в Московской области является Комитет лесного хозяйства Московской области.
При таких обстоятельствах границы земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561 подлежали обязательному согласованию с Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Указанный довод соответствует позиции Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 апреля 2014 года по делу N А24-2217/2013.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на необоснованность восстановления Комитету лесного хозяйства Московской области пропущенного процессуального срока на подачу рассматриваемого заявления подлежит отклонению.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом заявлении Комитет лесного хозяйства Московской области просит признать недействительным постановление администрации Луховицкого муниципального района Московской области N 1565 от 06.06.12 и совершенные на его основания действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по осуществлению постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:17561.
Из материалов дела следует, что о вынесении указанного постановления и постановке спорного земельного участка на кадастровый учет Комитету лесного хозяйства Московской области стало известно 24.05.13 из письма ГКУ "Мосавтодор" о согласовании материалов выбора земельного участка (т. 1, л.д. 45-46).
Настоящее заявление было подано в арбитражный суд 13.08.13, то есть с соблюдением установленного законом срока на обжалование.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 года по делу N А41-39241/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-39241/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4258/14
01.03.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-39241/13