г. Хабаровск |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А80-16/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Гетмановой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
на решение от 19.03.2014
по делу N А80-16/2014
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Шепуленко М.Ю.
по заявлению Государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
о признании незаконным отказа в государственной регистрации
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, осуществлённого государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - УФРС, учреждение) и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением суда первой инстанции от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (место нахождения: 685000, Магаданская область, г. Магадан, ул. Горького, 15/7, ОГРН 1044900038391, ИНН 4909007240) в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества на объект "Котельная в с. Уэлен - 1 очередь", выраженный в сообщении от 12.01.2014 N 02/009/2013-906 признан незаконным.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу возложена обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды недвижимого имущества от 07.11.2013 N 238/13 на объект "Котельная в с. Уэлен - 1 очередь", расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с.Уэлен, ул. Ленина, д.1, заключенного между государственным предприятием Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "Тепло Уэлен".
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, незаконностью и необоснованностью решения суда, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу и Государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Государственным предприятием Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" представлен отзыв на жалобу, в котором предприятие просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" 28.11.2013 обратилось сзаявлением в УФРС для регистрации договора аренды недвижимого имущества от 07.11.2013 N 238/13 - "Котельная в с.Уэлен - 1 очередь", с приложением документов, предусмотренных ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сообщением от 12.01.2014 N 02/009/2013-906 УФРС отказало предприятию в государственной регистрации сделки, указав на то, что в договоре аренды недвижимого имущества от 07.11.2013 N 238/13 не отражена информация в отношении сторон договора, а именно: не указана дата государственной регистрации юридического лица и наименование органа, осуществившего такую регистрацию, основной государственный регистрационный номер, в отношении предприятия не указан код причины постановки на учёт.
Предприятие, полагая, что названный отказ не соответствует закону в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и нарушает права ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов и органов местного самоуправления входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, для осуществления государственной регистрации договора аренды от 07.11.2013 N 238/13 объекта недвижимого имущества - "Котельная в с. Уэлен - 1 очередь", находящегося в хозяйственном ведении государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" и расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Уэлен, ул. Ленина, д. 1, кадастровый номер 87:08:050001:498 заключенного между предприятием (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Тепло Уэлен" (Арендатор) (далее - договор аренды) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу заявителем было подано заявление от 28.11.2013 N 02/009/2013-906 на государственную регистрацию договора аренды, и приложены документы, необходимые для государственной регистрации договора аренды:
- договор аренды от 07.11.2013 N 238/13 в количестве 3 экз., оригинал;
- платежное поручение от 28.11.2013 N 938 об оплате государственной пошлины, 1 экз. оригинал и 1 экз. копия;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2013 N 954, выданная Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Чукотскому автономному округу, 1 экз. копия;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 17.09.2012 серия: 27 N 002095084, выданное Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Чукотскому автономному округу, 1 экз. копия;
- свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 17.09.2012 серия: 27 N 002095096, выданное Межрайонной инспекцией ФНС N 1 по Чукотскому автономному округу, 1 экз. копия;
- устав общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Уэлен", 1 экз. копия;
- акт приема-передачи объекта недвижимого имущества - "Котельная в с. Уэлен - 1 очередь", находящегося в хозяйственном ведении государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" от 07.11.2013, 3 экз. оригинал;
- приказ от 06.09.2012 N 1 общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Уэлен", 1 экз. копия;
- договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью "Тепло-Уэлен", 1 экз. копия, что подтверждается распиской Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в получении документов на государственную регистрацию вх. N 02/009/2013-906 от 28.11.2013.
Основанием для отказа в государственной регистрации спорного договора аренды, как следует из материалов дела, послужили причины, препятствующие регистрации:
- отсутствие в представленном на государственную регистрацию договоре аренды полной информации, необходимой для внесения в Единый государственный реестр прав, а именно в отношении сторон договора не указана дата государственной регистрации юридического лица и наименование органа, осуществившего такую регистрацию,
- отсутствие основного государственного регистрационного номера, в отношении ГП ЧАО "Чукотскоммунхоз" - не указан код причины постановки на учет.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация ограничений (обременении) прав и основания отказа устанавливаются Законом о регистрации.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о регистрации, Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Книга учета документов содержит данные, в том числе о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
При государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (статья 13 и пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Таким образом, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Государственный регистратор должен установить, что содержание и правовой результат сделки являются законными. При проверке законности сделки определяется ее соответствие действующему законодательству.
В силу пунктов 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с абзацами 10, 11 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; а также если имеются противоречия между заявленными права и уже зарегистрированными правами.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для отказа в регистрации договора аренды от 07.11.2013 N 238/13 в названном случае, послужил вывод УФРС о неполном отражении требуемой информации в поданном на государственную регистрацию договоре аренды в части, необходимой для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно - в отношении сторон договора не указана дата государственной регистрации юридического лица и наименование органа, осуществившего такую регистрацию, отсутствие основного государственного регистрационного номера, в отношении ГП ЧАО "Чукотскоммунхоз" - не указан код причины постановки на учет.
В пункте 1 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждённые постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила) установлена форма Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и единый для Российской Федерации порядок их заполнения. Данные Правила, как правильно определил суд, не устанавливают требования к содержанию договора аренды, которые установлены главой 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не указывают, что информация о правообладателе вносится в Единый государственный реестр прав исключительно из документа - основания.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона о регистрации, Единый государственный реестр прав состоит из разделов, которые, в свою очередь, состоят из подразделов.
Так, в подраздел II вносятся записи, в том числе, об имени (наименовании) правообладателя, в отношении российского юридического лица - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).
Как установлено судом первой инстанции, вся информация о правообладателе - ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", уже содержится в Едином государственном реестре прав - это подтверждает запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство о государственной регистрации права серии 87 АА N 028790 от 31.01.2013).
Судом также установлено, что представленное ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз", свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации отражает необходимую органу государственной регистрации информацию о названном юридическом лице.
В отношении арендатора - ООО "Тепло Уэлен", судом установлено, что необходимая регистрирующему органу информация содержалась в представленных документах: выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствах о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Следовательно, как правильно определил суд первой инстанции, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Закон о регистрации не устанавливают обязательности указания в договоре запрашиваемых регистратором сведений, которые послужили одним из оснований отказа в государственной регистрации.
Судом обоснованно отклонена ссылка регистрирующего органа на пункт 18 Правил, поскольку целью правового регулирования данного подзаконного нормативного правового акта является установления формы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и единый для Российской Федерации порядок его заполнения.
Вместе с тем, указанные Правила должны соответствовать Закону о регистрации, во исполнение которого они изданы, и не должны создавать дополнительных препятствий для осуществления законных прав правообладателей, и, тем более, Правила не могут быть использованы для установления дополнительных требований к форме и содержанию заключаемых сделок.
Поскольку судом установлено, что предприятием регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Законом о регистрации, и представленные документы соответствуют требованиям законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд правомерно признал, что отказ УФРС в государственной регистрации договора аренды от 07.11.2013 N 238/13, оформленный сообщением об отказе в государственной регистрации от 12.01.2014 N 02/009/2013-906, не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусматривают необходимость арбитражного суда указать на обязанность соответствующего государственного органа устранить нарушения допущенных прав и законных интересов.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно удовлетворил требования, заявленные государственным предприятием Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз", и на основании положений подпункта 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на регистрирующий орган обязанность устранить нарушения прав и законных интересов, обязав УФРС произвести государственную регистрацию договора аренды недвижимого имущества от 07.11.2013 N 238/13 на объект "Котельная в с.Уэлен - 1 очередь", расположенный по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Уэлен, ул. Ленина, д.1, заключенный между государственным предприятием Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "Тепло Уэлен".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 19.03.2014 по делу N А80-16/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-16/2014
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2436/14
19.03.2014 Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа N А80-16/14