город Ростов-на-Дону |
|
06 июня 2014 г. |
дело N А53-2009/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Центральный рынок": Мальцев Андрей Анатольевич, паспорт, по доверенности от 03.02.2014, Мазурова Елена Александровна, паспорт, по доверенности от 04.03.2014,
от Управления Россельхознадзора: Чибинева Ольга Анатольевна, удостоверение, по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральный рынок"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2014 по делу N А53-2009/2014, принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Центральный рынок"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Центральный рынок" (далее - ОАО "Центральный рынок") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление Россельхознадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2014 N 02/1-13-20/2014 о привлечении ОАО "Центральный рынок" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением суда от 08.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Центральный рынок" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что проверка проведена неуполномоченными лицами; нарушены положения Закона N 294-ФЗ в части проверки холодильной камеры; документы, подтверждающие микробиологический контроль, контроль качества дезинфекции были представлены административному органу при рассмотрении дела; нарушены соки проведения проверки; в помещении лаборатории деятельность осуществляет ГБУ РО "Таганрогская СББЖ" на основании договора.
Представитель ОАО "Центральный рынок" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в период с 14.01.2014 по 15.01.2014 сотрудниками Управления Россельхознадзора на основании распоряжения от 04.12.2013 N 000126 была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "Центральный рынок", расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Гоголевский, 29-а.
В ходе проведения проверки выявлено нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации, а именно:
- поступление мяса в лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы для исследования, осуществляется через вход с территории рынка, через этот же вход после проведения экспертизы, мясо попадает в мясной павильон для его дальнейшей реализации. Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы оборудована душевой кабиной, расположенной в комнате для проведения лабораторных исследований;
-журнал контроля температурно-влажностного режима не подписан, не прошит, страницы не пронумерованы, форма не содержит всех необходимых сведений;
-документы, подтверждающие проведение микробиологического контроля в период с 01.10.2013 по 14.01.2014, а также документы, подтверждающие проведение контроля качества дезинфекции за период с 01.10.2013 г. по 12.01.2014 отсутствуют.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.01.2014 N 000126.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора в отношении ОАО "Центральный рынок" составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2014 N 02/01-13-20/2013 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия вынесено постановление от 27.01.2014 N 02/1-13-20/2014 о привлечении ОАО "Центральный рынок" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя общества.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно части 1 статьи 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон РФ N 4979-1) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 13 данного Федерального закона N 271 -ФЗ от 30.12.2006 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией.
Рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии.
На рынке также должны обеспечиваться:
1) своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству;
2) проведение санитарно-гигиенических, дезинфекционных мероприятий по предупреждению возникновения очагов инфекционных и паразитарных заболеваний или распространения этих заболеваний, а также локализации и ликвидации таких очагов в случае их возникновения;
3) выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
4) выполнение иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о розничных рынках в случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, требования к организации которой установлены "Типовым положением о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на колхозных рынках" от 13.06.1985.
В соответствии с пунктом 4.2 Типового положения о лаборатории на колхозных рынках производственными помещениями с соответствующими приспособлениями и коммунальным обслуживанием лаборатории обеспечивается администрацией рынка.
Согласно пункту 8 "Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии", утвержденных приказом Минсельхоза России от 05.11.2008 N 490, при проведении лабораторных исследований в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках должна быть обеспечена поточность технологического процесса и исключено пересечение потоков поступления продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации.
Лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынке должны быть оборудованы душевыми кабинами для работников.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения лабораторных исследований, лабораторные исследования в области ветеринарии должны осуществляться в ветеринарной лаборатории, размещенной в отдельном помещении.
Согласно пункту 16.2 "Санитарных правил для холодильников", утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 29.09.1988 N 4695-88, соблюдение указанных Санитарных правил контролируется ведомственной ветеринарной и санитарной службами холодильника, а также территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб в порядке государственного санитарного и ветеринарного надзора.
В силу пункта 6.7 Санитарных правил для холодильников микробиологический контроль следует проводить в камерах с температурой воздуха минус 12 градусов C и ниже не менее одного раза в квартал и в камерах с температурой воздуха минус 11,9 градусов C и выше не менее двух раз в квартал с обязательной фиксацией результатов микробиологических анализов в журнале.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки, протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных ветеринарно-санитарных правил ОАО "Центральный рынок" допущено нарушение правил ведения журнала контроля температурно-влажностного режима (журнал не подписан, не прошит, страницы не пронумерованы, форма не содержит всех необходимых сведений), не проведен в установленные сроки микробиологический контроль, контроль дезинфекции; также допущены нарушения в части организации помещения лаборатории (лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы оборудована душевой кабиной, расположенной в комнате для проведения лабораторных исследований).
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Центральный рынок" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, является доказанным.
Суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии надлежащих доказательств отсутствия в лаборатории отдельных выходов для продукции, поступающей на исследование и продукции, поступающий из лаборатории с целью дальнейшей реализации.
Однако указанные обстоятельства не исключает ответственности общества в связи с доказанностью события правонарушения в части других нарушений.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о том, что документы, подтверждающие микробиологический контроль, контроль качества дезинфекции были представлены административному органу при рассмотрении дела.
Указанные документы не были представлены в ходе проверки, в связи с чем их представление в дальнейшем не опровергает выводов административного органа о том, что соответствующие действия (микробиологический контроль, контроль дезинфекции) были проведены в установленные сроки.
То обстоятельство, что деятельность в лаборатории осуществляет на основании договора ГБУ РО "Таганрогская СББЖ", не исключает обязанности ОАО "Центральный рынок" по надлежащей организации деятельности лаборатории в части предоставления помещения, соответствующего установленным требованиям (оборудованного душевой кабиной, расположенной в помещении отдельном от помещения, в котором проводятся исследования).
ОАО "Центральный рынок", являющееся организацией, управляющей рынком, и обязанностей соблюдать санитарно-ветеринарные правила, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных ветеринарно-санитарных правил, ОАО "Центральный рынок" не обеспечило выполнение установленных требований при организации деятельности рынка.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено. Таким образом, Управлением Россельхознадзора вынесено законное и обоснованное постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что проверка проведена неуполномоченными лицами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы; в субъектах Российской Федерации -уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Из статьи 8 Закона о ветеринарии следует, что государственный ветеринарный надзор, помимо прочего направлен на надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил.
Согласно "Положению о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе станции по борьбе с болезнями животных, ветеринарные лаборатории субъектов Российской Федерации, районов и городов (пункт 2). Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Государственный ветеринарный надзор осуществляется, в том числе за практической деятельностью специалистов в области ветеринарии (пункт 5).
В силу "Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных (пункт 1).
Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4). Россельхознадзор осуществляет надзор в установленных законодательством случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности (пункт 5.1.1); осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (пункт 5.13).
Подпунктом "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" предусмотрено, что Россельхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
В соответствии с пунктом 2 "Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.06.2006 N 171, территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора, которое создается, в том числе для осуществления функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, а также функций по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Таким образом, Россельхознадзор и его территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, защиты животных от болезней, а также выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц, в том числе государственных учреждений субъектов Российской Федерации, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Наличие у Управления ветеринарии Ростовской области полномочий по контролю за ветеринарно-санитарным состоянием рынков не исключает полномочий Управления Россельхознадзора по осуществлению надзора в сфере обращения продуктов животноводства, в том числе на рынках.
С учетом изложенного, доводы общества о проведении проверки неуполномоченными лицами, являются необоснованными и не соответствуют законодательства, регулирующего деятельность Россельхознадзора.
Судом апелляционной инстанции также не принимаются ссылки общества на нарушения Закона N 294-ФЗ.
Как указано ранее, в отношении ОАО "Центральный рынок" была проведена плановая проверка на основании распоряжения от 04.12.2013 N 000126. Проверка включена в сводный план проверок на 2014 год, сформированный Генеральной прокуратурой РФ (информация является общедоступной и размещена на сайте Генеральной прокуратуры России - http://plan.genproc.gov.ru).
Судом также не принимаются доводы о нарушении срока проверки и срока составления протокола. Протокол не был составлен немедленно после проведения проверки с целью обеспечения процессуальных гарантий привлекаемого к ответственности лица. Протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Допущенные в постановлении и протоколе об административном правонарушении неточности и ошибки, на которые ссылается ОАО "Центральный рынок", являются опечатками, не меняющими содержание соответствующих процессуальных документов, не свидетельствующими о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности и подлежащими исправлению в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Судом также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых правоотношений - жизни и здоровья людей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ОАО "Центральный рынок".
Таким образом, решение суда от 08.04.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 апреля 2014 года по делу А53-2009/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Центральный рынок" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2009/2014
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6856/14
08.04.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-2009/14