г. Тула |
|
6 июня 2014 г. |
Дело N А68-11252/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития (Тульская область, г. Венев, ОГРН 1027101588381, ИНН 7123010428) - Бунегина Д.Н. (доверенность от 09.04.2014), от ответчика - Министерства транспорта и дорожного хозяйства по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1077107000596, ИНН 7107099179) - Брусенцовой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014 N 2), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2014 по делу N А68-11252/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития (далее по тексту - заявитель, фонд) о признании незаконным отказа министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (далее по тексту - ответчик, министерство), изложенного в письме от 06.11.2013 N 22-01-15/3340, в допуске Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития к участию во втором этапе конкурса на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе явилась организационно-правовая форма заявителя, а именно: некоммерческий характер его деятельности, что является элементом оценки участника конкурса, а не заявки, в то время как на первом этапе конкурса (допуск конкурсной заявки на участие в конкурсе) комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие их требованиям, установленным разделом 1.9 конкурсной документации, тем более, что конкурсная документация не содержит ограничений для участников конкурса по данному признаку.
В апелляционной жалобе Министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что деятельность по исполнению решения о задержании транспортных средств на территории Тульской области не относится к деятельности, осуществляемой фондом.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 27.09.2013 объявлен конкурс на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств в соответствии процедурами, условиями и положениями конкурсной документации, утвержденной 10.09.2013.
В пункте 7 конкурсной документации указан перечень муниципальных образований Тульской области с необходимым количеством специализированных стоянок и специализированных транспортных средств, где под N 12 (лот N 12) указано Муниципальное образование Веневский район; количество необходимых специализированных стоянок - 1 единица; количество машино-мест/площадь специализированной стоянки - 100/2 250 кв. м.; количество необходимых специализированных транспортных средств - не менее 2 единиц.
На участие в конкурсе по лоту N 12 было подано две заявки. Заявке Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития присвоен порядковый номер 1.
Согласно протоколу проведения первого этапа конкурса - допуск конкурсных заявок на участие в конкурсе, от 05.11.2013 конкурсная комиссия единогласно приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития.
Фондом 19.11.2013 получено письмо Минтранса Тульской области от 06.11.2013 N 22-01-15/3340, согласно которому основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе заявителя послужила организационно-правовая форма фонда, поскольку Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Полагая, что принятое конкурсной комиссией решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, отраженное в письме от 06.11.2013 N 22-01-15/3340, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах в силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации также являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Однако применение таких мер обеспечения возможно лишь в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 27.13 Кодекса.
Частью 1 статьи 27.13 Кодекса предусмотрено, что при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Правоотношения, связанные с перемещением задержанных средств на специализированную стоянку, их хранением, оплатой расходов на перемещение и хранение, возвратом транспортных средств, возникшие с 01.07.2012, регулируются Законом Тульской области от 16.07.2012 N 1783-ЗТО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Тульской области" (далее по тексту - Закон N 1783-ЗТО).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 1783-ЗТО исполнение решения о задержании транспортного средства, за исключением трамвая, путем его перемещения на специализированную стоянку, хранения и возврата осуществляют органы (учреждения, организации) (далее - органы, исполняющие решение о задержании транспортного средства), которые определяются по итогам конкурсов, проводимых органом исполнительной власти области, уполномоченным в сфере транспорта и дорожного хозяйства (далее - уполномоченный орган).
Требования к органам, исполняющим решение о задержании транспортного средства, условия и порядок проведения конкурса устанавливаются правительством области (часть 2 статьи 3 Закона N 1783-ЗТО).
Постановлением Правительства Тульской области от 31.07.2012 N 420 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортного средства с органами (учреждениями, организациями), исполняющими решение о задержании транспортных средств на территории Тульской области (приложение) (далее по тексту - Порядок).
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Тульской области совместно с министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и муниципальными образованиями Тульской области предписано обеспечить развитие сети специализированных стоянок в соответствии с потребностью (пункт 2 постановления от 31.07.2012 N 420).
Согласно пункту 1 Порядка он определяет условия и порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортного средства с органами (учреждениями, организациями), исполняющими решение о задержании транспортных средств на территории Тульской области (далее - конкурс).
Предметом конкурса является право на заключение договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств (далее - договор) (пункт 2 Порядка).
Пунктом 3 Порядка определено, что организатором конкурса является министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области.
В силу пункта 5 Порядка в конкурсе могут принимать участие органы (учреждения, организации) независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 6 Порядка конкурс является открытым.
При этом новый конкурс объявляется организатором конкурса в течение 3 месяцев со дня признания предыдущего конкурса несостоявшимся (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка органы (учреждения, организации), исполняющие решение о задержании транспортных средств, обязаны, в числе прочего, осуществлять деятельность в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Тульской области.
Разделом 6 Порядка установлены требования к заявке на участие в конкурсе.
Заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена в письменной форме по образцам, установленным в конкурсной документации (пункт 17 Порядка).
Заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, определенные конкурсной документацией; неполное представление информации, требуемой в конкурсной документации, а также подача конкурсной заявки, не отвечающей требованиям конкурсной документации, а также представление в составе конкурсной заявки недостоверных сведений являются основаниями для отклонения такой заявки (пункт 18 Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка подведение итогов конкурса осуществляется комиссией в срок не более 30 календарных дней после вскрытия конвертов.
Рассмотрение и оценка заявок осуществляются комиссией в три этапа (пункт 27 Порядка).
Первый этап - допуск конкурсной заявки на участие в конкурсе.
Комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и отклоняет заявки на участие в конкурсе в случае установления обстоятельств, указанных в абзаце 3 пункта 18 настоящего Порядка.
Второй этап - экспертиза заявок.
Комиссия проводит экспертизу заявок на участие в конкурсе, прошедших 1-й этап, на соответствие сведений и документов об участнике конкурса и об оказываемых услугах требованиям настоящего Порядка.
Комиссия проверяет: достоверность данных в поданных документах; производственно-техническую базу с выездом на место; наличие и техническое состояние специальных транспортных средств; наличие и квалификацию персонала.
В случае, если в ходе экспертизы и сопоставления заявок и предложений участника конкурса будут выявлены любые несоответствия требованиям, установленным абзацами 9, 11 пункта 8, абзацем 2 пункта 12 настоящего Порядка, заявка участника конкурса подлежит отклонению и в дальнейшем рассмотрению не подлежит.
В период экспертизы заявок и поданных участником конкурса документов для участия в конкурсе комиссия имеет право проверять представленную участником конкурса информацию, запрашивать дополнительно разъяснения по представленным документам. Комиссия имеет право запросить оригиналы представленных документов.
Третий этап - оценка конкурсных заявок.
Комиссия оценивает заявки только в случае соответствия участника конкурса, поданных им документов или сведений, содержащихся в них, требованиям, изложенным в конкурсной документации (пункты 28 - 30 Порядка).
В силу пункта 32 Порядка факт отклонения заявки участника конкурса фиксируется комиссией в протоколе отклонения заявки.
Указанный протокол передается комиссией организатору конкурса в течение 2 рабочих дней со дня его составления.
Организатор конкурса в трехдневный срок со дня получения протокола отклонения заявки письменно (заказным письмом, телеграммой или по факсу) уведомляет участника конкурса об отклонении поданной им заявки с указанием причины такого отклонения.
Комиссия вправе отклонить заявку участника конкурса на любом этапе его проведения в случае установления фактов: предусмотренных абзацем 3 пункта 18 настоящего Порядка; проведения ликвидации юридического лица или принятия арбитражным судом решения о признании участника конкурса банкротом и об открытии конкурсного производства; приостановления деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 35 Порядка).
Согласно пункту 36 Порядка комиссия вправе принять одно из следующих решений: а) определить победителя конкурса; б) признать конкурс несостоявшимся.
Комиссия принимает решение о признании конкурса несостоявшимся, если ни одна из конкурсных заявок не соответствует требованиям конкурсной документации или если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе (пункт 37 Порядка).
В соответствии с положениями Порядка Министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области была разработана конкурсная документация и 27.09.2013 министерством транспорта и дорожного хозяйства Тульской области объявлен конкурс на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств в соответствии процедурами, условиями и положениями конкурсной документации.
Как следует из пункта 7 конкурсной документации, в нем указан перечень муниципальных образований Тульской области с необходимым количеством специализированных стоянок и специализированных транспортных средств, где под N 12 (лот N 12) упомянуто муниципальное образование Веневский район; количество необходимых специализированных стоянок - 1 единица; количество машино-мест/ площадь специализированной стоянки - 100/2250 кв. м; количество необходимых специализированных транспортных средств - не менее 2 единиц.
Для участия в конкурсе по лоту N 12 Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития 23.10.2013 подал заявку с приложением необходимых документов; заявке присвоен порядковый номер 1.
Согласно протоколу проведения первого этапа конкурса - допуск конкурсных заявок на участие в конкурсе, от 05.11.2013 конкурсная комиссия единогласно приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития.
Из письма Минтранса Тульской области от 06.11.2013 N 22-01-15/3340, адресованного фонду, следует, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе заявителя послужила организационно-правовая форма фонда, поскольку Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Вместе с тем, из пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 31.07.2012 N 420, следует, что в конкурсе могут принимать участие органы (учреждения, организации) независимо от их организационно-правовой формы.
Каких-либо ограничений в части организационно-правовой формы учреждений и организаций, которые могут быть участниками конкурса на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств, конкурсная документация, утвержденная министром транспорта и дорожного хозяйства Тульской области 10.09.2013, также не предусматривает.
Указанное министерством основание для отказа в допуске к участию в конкурсе фонда свидетельствует о том, что фактически конкурсной комиссией дана оценка участнику конкурса, а не его заявке, тогда как на первом этапе конкурса (допуск конкурсной заявки на участие в конкурсе), как указано выше, комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным разделом 1.9 конкурсной документации.
При этом каких-либо претензий в части несоответствия поданной фондом заявки требованиям, к ней предъявляемым пунктом 1.9 конкурсной документацией, министерством не заявлено.
Таким образом, конкурсная комиссия отказала Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития в допуске к участию во втором этапе конкурса на право заключения договора об организации исполнения решения о задержании транспортных средств по основаниям, не предусмотренным Порядком и конкурсной документацией.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные фондом требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.03.2014 по делу N А68-11252/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11252/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2708/14
26.03.2014 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-11252/13