г. Воронеж |
9 июня 2014 г. | Дело N А48-4685/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2014 года Постановление.
В полном объеме изготовлено 9 июня 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ГУ- Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ООО "ГАММА": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.04.2014 по делу N А48-4685/2013 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАММА" (ОГРН 1085752002412, ИНН 5752048199) к Государственному учреждению - Орловскому региональное отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607) о признании недействительными решений N 621 от 16.12.2013 "о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" и "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГАММА" (далее - ООО "ГАММА", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд социального страхования) о признании недействительными решений N 621 от 16.12.2013 "о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" и N 621 от 16.12.2013 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 03.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области от 03.04.2014 как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование производимых в пользу работников выплат в связи с использованием ими дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, что привело к неуплате страховых взносов за проверяемый период.
При этом отделение Фонда социального страхования считает, что Обществом была занижена база для начисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами. По мнению учреждения, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, то данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование в общеустановленном порядке, независимо от источника их финансирования.
В представленном отзыве ООО "ГАММА" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Общество указывает на социальный характер спорных выплат, в силу чего, данные выплаты по своей природе не могут рассматриваться в качестве вознаграждения за выполнение работником трудовых обязанностей. Кроме того, в силу действующего законодательства, оплата дополнительных выходных дней производится в данном случае за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду, а не за счет средств работодателя. С учетом указанных обстоятельств Общество считает неправомерным начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование применительно к спорным выплатам.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, отделением Фонда социального страхования проведена выездная проверка ООО "ГАММА" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В ходе проведенной проверки Фондом установлено, что заявителем в 2011-2012 гг. не были включены в базу для начисления страховых взносов суммы среднего заработка, сохраняемого за работником Каменевой О.Н. в связи с использованием ею дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за ребенком-инвалидом, что привело к занижению базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2011-2012, на сумму 51 118,51 руб., сумма неуплаченных страховых взносов за 2011 -2012 составила 204,47 руб.; а также к занижению базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2011 г. (в 2010 и в 2012 указанные взносы страхователь не уплачивал в связи с применением пониженного тарифа на основании ст. 58 ФЗ-212) на сумму 23231,71 руб., сумма неуплаченных страховых взносов за 2011 г. составила 673,71 руб.
По результатам проверки, Фондом были составлены акты от 18.11.2013 N 621 н/с и от 18.11.2013 N621, в которых зафиксированы изложенные выше обстоятельства.
По итогам рассмотрения материалов проверки Фондом были приняты :
- решение от 16.12.2013 N 621 "о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний", которым ООО "ГАММА" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 40,89 руб. и, кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 204,47 руб.;
- решение от 16.12.2013 N 621 "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", которым ООО "ГАММА" привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 134, 74 руб., и, кроме того, начислены пени в сумме 0,46 руб. и предложено уплатить недоимку в размере 673,71 руб.
Основанием для произведенных оспариваемыми решениями доначислений и применения соответствующей ответственности послужили выводы Фонда социального страхования о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате исключения из обложения сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией в соответствии с законодательством РФ за дополнительные выходные дни, предоставляемые работнику Каменевой О.С. (трудовой договор от 01.12.2009 N 8 с дополнительными соглашениями от 01.12.2010 N 8 и от 01.12.2011 N 25) для ухода за ребенком-инвалидом Каменевой Я.С.
Не согласившись с указанными решениями Фонда социального страхования, ООО "ГАММА" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признавая выводы Фонда неправомерными, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к которым применяется Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федеральный закон N 125- ФЗ).
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу положений статей 3, 17 Федерального закона N 125-ФЗ ООО "ГАММА" также является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При этом положениями пп.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения закреплены п. пп.1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таком правовом регулировании оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений пп.1 п.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N125-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование, в связи с чем, доначисление страховых взносов по указанному основанию произведено Фондом необоснованно.
Следовательно, вывод отделения Фонда социального страхования о занижении ООО "ГАММА" базы для начисления страховых на сумму выплат, производимых в пользу Каменевой О.Н. в связи с использованием дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом является ошибочным.
Таким образом, у Фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 204,47 руб. и страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 673,71 руб.
Так как материалами дела не доказаны факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равно как и страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в результате занижения облагаемой базы для их исчисления, то при изложенных обстоятельствах у Фонда отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ - в виде штрафа сумме 134,74 руб., пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ - в виде штрафа в сумме 40,89 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 0,46 руб.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Орловской области от 03.04.2014 по делу N А48-4685/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.04.2014 по делу N А48-4685/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | В.А. Скрынников |
Судьи | Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4685/2013