г. Владивосток |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А59-5062/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
рассматривает в судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-5925/2014 на решение от 17.03.2014 по делу N А59-5062/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис" (ИНН 2721161400, ОГРН 1082721007357) к Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040, ОГРН 1066501068853) о взыскании задолженности и неустойки, по встречному исковому требованию Департаменту городского хозяйства г. Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "Базис" о взыскании неустойки,
при участии:
от истца по первоначальному иску: Бобров С.В, - паспорт, доверенность от 12.05.2014 сроком действия на один год со специальными полномочиями;
от ответчика по первоначальному иску: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее ООО "Базис") обратилось в суд с иском к Департаменту городского хозяйства города Южно-Сахалинска (далее Департамент) с иском о взыскании задолженности за поставленный по муниципальному контракту N 343/06 от 18.12.2012 товар в сумме 1 493 100 руб. и неустойки за просрочку оплату поставленного товара в сумме 62 000 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 28 551 руб.
Указанное исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Сахалинской области определением от 21.11.2013 с присвоением делу номера А59-5062/2013.
Кроме того, в производстве Арбитражного суда Сахалинской области находилось дело N А59-5104/2013 по иску Департамента городского хозяйства города Южно-Сахалинска к обществу с ограниченной ответственностью "Базис" о взыскании неустойки за просрочку поставки товара по тому же муниципальному контракту в сумме 12 542 040 руб.
Определением от 23.12.2013 дело А59-5062/2013 объединено с делом N А59-5104/2013 в одно производство с присвоением основного номера А59-5062/2013.
Решением от 17.03.2014 исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Базис" удовлетворены в полном объеме. Исковые требования Департамента городского хозяйства г. Южно-Сахалинска удовлетворены частично: с общества с ограниченной ответственностью "Базис" в пользу Департамента городского хозяйства г. Южно-Сахалинска взыскана в сумме 114 968 руб.70 коп., а в остальной части исковых требований было отказано. Судом произведен зачет первоначального и встречного требований, в результате которого с Департамента городского хозяйства г. Южно-Сахалинска было взыскано в пользу ООО "Базис" 1 468 682 руб. 30 коп.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить как принятое с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых ООО "Базис" и удовлетворении исковых требований Департамента городского хозяйства города Южно-Сахалинска к ООО "Базис".
В обоснование жалобы Департамент приводит следующие доводы.
ООО "Базис" (поставщик) и Департаментом (заказчик) по результатам открытого аукциона в электронной форме N 0161300000112001112Р от 07.12.2012 заключили муниципальный контракт N 343/06 от 18.12.2012 на поставку светодиодных гирлянд LED-PLM-SNOW-240L-5-0.5M-12V "Тающие сосульки".
В данном муниципальном контракте и аукционной документации оговорено условие о сроке поставки (3 календарных дня с даты заключения контракта) светодиодных гирлянд LED-PLM-SNOW-240L-5-0.5M-12V "Тающие сосульки", а также в нем предусмотрен размер ответственности за нарушение поставщиком указанного срока, данный муниципальный контракт подписан ООО "Базис". Таким образом, апеллянт полагает, что ООО "Базис" добровольно взяло на себя обязанность по поставке товара в установленный муниципальным контрактом срок (21.12.2013), а нарушение указанного обязательства порождает право заказчика требовать взыскания неустойки как меры ответственности. Поставщик не исполнил в установленные контрактом сроки обязательство по поставе светодиодных гирлянд, в связи с чем необходимость в их использовании отпала. Поскольку товар поставлен только 07.06.2013, период просрочки исполнения обязательства, по мнению заявителя, составляет 168 дней. В связи с вышеизложенным заявитель полагает, что размер неустойки (114 968, 70 рублей вместо 12 542 040 рублей), взысканной судом первой инстанции с ООО "Базис", чрезмерно занижен.
Свое несогласие с решение суда о снижении размера неустойки Департамент городского хозяйства города Южно-Сахалинска обосновывает также тем, что, по мнению заявителя, нарушенное ООО "Базис" обязательство не является денежным, в связи, с чем суд в обоснование снижения размера неустойки до 114 968, 70 рублей неправомерно сослался на пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" и не может исходить в определении размера неустойки из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период нарушения.
Департамент не согласен с расчетом неустойки, представленной ООО "Базис". Заявитель в исковом заявлении по делу N А59-5104/2013 и в дополнительных пояснениях от 18.02.2014 по делу А59-5062/2013 привел расчет неустойки. Довод о признании неверным расчета неустойки, произведенным Департаментом не был отражен в обжалуемом решении Арбитражного суда Сахалинской области, судом первой инстанции не были указаны причины, на основании которых расчет неустойки, представленной Департаментом, был признан неверным.
Заявитель не согласен с выводом суда о ничтожности условия муниципального контракта N 343/06 от 18.12.2012 о том, что оплата поставленного товара могла быть произведена только после подписания акта сверки, так как данное условие согласовано сторонами муниципального контакта, а товарная накладная от 04.06.2013 N345, подписанная сторонами 07.06.2013 и акт приема-передачи от 07.06.2013, являющийся приложением N3 к контракту, подтверждает лишь факт поставки товара в количестве и в порядке согласованных контрактом.
Заявитель не согласен с решением суда о зачете первоначального и встречного требований, в результате которых с Департамента было взыскано в пользу ООО "Базис" 1 468 682 руб. 30 коп.
Податель апелляционной жалобы указывает, что право заявить о зачете может быть реализовано лицом только посредством заявления встречного иска, при этом, Департамент указывает, что со встречным иском в Арбитражный суд Сахалинской области к ООО "Базис" не обращался, а исковое заявление к ООО "Базис" о взыскании о взыскании неустойки за просрочку поставки товара по тому же муниципальному контракту в сумме 12 542 040 руб. подано в арбитражный суд в самостоятельном порядке.
Департамент о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ответчика.
В канцелярию суда от ООО "Базис" поступил письменный отзыв, в котором общество указало на законность и обоснованность принятого по делу решения, просило оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Базис" на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Сахалинской области счёл законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя, участвующего в судебном заседании, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что между ООО "Базис" и Департаментом по результатам открытого аукциона в электронной форме N 0161300000112001112Р от 07.12.2012 заключен муниципальный контракт N 343/06 от 18.12.2012 на поставку светодиодных гирлянд LED-PLM-SNOW-240L-5-0.5M-12V "Тающие сосульки".
В соответствии с пунктом 1.1. контракта Поставщик (ООО "Базис") принял на себя обязательства поставить Заказчику (Департаменту) товар, а Департамент в свою очередь принял на себя обязательства принять указанный товар и произвести его оплату. Цена контракта определена в пункте 2.1. в сумме 1 493 100 руб. Таким образом, муниципальный контракт N 343/06 от 18.12.2012 является договором поставки.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 516 ГК РФ предусмотрена обязанность покупателя по оплате поставляемых товаров с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Из статей 506, 525, 526 ГК РФ, следует, что по условиям договора поставщик обязался поставить и передать, а муниципальный заказчик принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Таким образом, указанные нормы указывают на то, что принятие заказчиком поставленного товара является основанием для его оплаты в порядке, предусмотренном договором.
Пунктом 4.3.3 Контракта установлено, что оплата товара осуществляется в соответствии с условиями данного Контракта и на основании подписанной накладной.
Согласно материалам дела товар поставлен Департаменту по товарной накладной N 345 от 04.06.2013, которая подписана 07.06.2013, акт приема - передачи товара, являющийся Приложением N 3 к муниципальному контракту, подписан 07.06.2013. Из данных документов следует, что обязательства ООО "Базис" по поставщике товара исполнены, при этом сторонами не оспаривается факт принятия указанного товара без замечаний в отношении количества и качества и не оспаривается факт поставки товара с просрочкой на 168 дней.
Пункт 2.3. Контракта указывает на то, что оплата производится после подписания без разногласий представителями Заказчика и Поставщика товарной накладной, на основании выставленного поставщиком счета-фактуры (счета) в течение 30-ти банковских дней с даты подписания без разногласий акта сверки расчетов путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в размере, указанном в пункте 2.1. контракта в сумме 1 493 100 руб.
Учитывая изложенное, Арбитражным судом Сахалинской области правомерно сделан вывод о ничтожности условия контракта об оплате поставленного товара после подписания акта сверки. Кроме того как следует из материалов дела, приложений к контракту, устанавливающих форму акта сверки, аукционной документацией и проектом контракта не предусматривалось.
В связи с чем, довод заявителя о том, что оплата поставленного товара могла быть произведена только после подписания акта сверки, так как данное условие согласовано сторонами муниципального контакта, а товарная накладная от 04.06.2013 N 345, подписанная сторонами 07.06.2013 и акт приема-передачи от 07.06.2013, являющийся приложением N 3 к контракту, подтверждает лишь факт поставки товара в количестве и в порядке согласованных контрактом, подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ООО "Базис" о взыскании с Департамента задолженности в сумме 1 493 100 руб. за поставленный товар.
Заявленные ООО "Базис" требования о взыскании с Департамента неустойки в сумме 62 000 руб. правомерно признаны обоснованными, исходя из следующего.
Правилами статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 6.6. контракта, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства предусмотренного контрактом, он несет ответственность в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня
истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Просрочка исполнения Департаментом обязательства по оплате поставленного и принятого товара подтверждена материалами дела, суд правильно определил период просрочки и размер неустойки. Основания для снижения неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ с учетом обстоятельств, установленных по делу, отсутствовали.
Рассмотрев доводы заявителя о чрезмерном снижении судом первой инстанции размера неустойки до 114 968, 70 рублей вместо 12 542 040 рублей, суд апелляционной инстанции признал их необоснованными.
Размер неустойки за неисполнение обязательства определяется законом или договором (ст. 330 ГК РФ), стороны могут заключить соглашение об уплате неустойки, превышающей размер законной неустойки (п. 2 ст. 332 ГК РФ), установление сторонами в договоре более высокого размера неустойки по отношению к размеру неустойки, установленному законом, само по себе не является основанием для ее уменьшения в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.3. контракта, в случае несвоевременной поставке товара поставщик уплачивает заказчику неустойку в размере 5% от цены контракта за каждый день просрочки поставки товара.
С учетом просрочки поставки товара на 168 дней Департаментом начислена неустойка в размере 12 542 040 руб.
Из материалов дела следует, что ООО "Базис" факт просрочки признало в судебном заседании, период просрочки не оспаривало, в связи с чем Арбитражный суд Сахалинской области правомерно пришел к выводу, об обоснованности требований Департамента о взыскании с ООО "Базис" неустойки за просрочку поставки товара по муниципальному контракту N 343/06 от 18.12.2012.
ООО "Базис" заявило о снижении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
На основании абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
Так как договор поставки является одним из видов договора купли-продажи, следовательно, к нему применяются общие положения о договоре купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В связи с чем, признаком договора поставки является обязанность покупателя уплатить денежную сумму.
Пунктом 1 статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса (в разумный срок после возникновения обязательства).
Довод Департамента о том, что обязательство, возникшее на основании муниципального контракта N 343/06 от 18.12.2012, не является денежным, отклонён судом как основанный на неверном толковании норм права.
С учетом установленных обстоятельств дела Арбитражным судом Сахалинской области правомерно сделан вывод о том, что заявленная Департаментом к взысканию неустойка в сумме 12 542 040 руб. явно несоразмерна последствиям нарушения обществом обязательств, поскольку она в несколько раз превышает цену муниципального контракта и ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Отсутствие документального подтверждения наступления для Департамента негативных последствий, связанных с нарушением ООО "Базис" обязательства, рекомендации, изложенные в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81, обоснованно позволили суду первой инстанции уменьшить размер неустойки до двукратной учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ, существовавшей в период нарушения обязательств, которая исходя из расчета:1 493 100 х (8,25% х 2) х 168 : 360, составляет 114 968 руб.70 коп.
Доводы апеллянта о незаконном объединении в одно производство двух исков и вынесение решения с учетом зачета первоначального и встречного требований апелляционном судом отклонены как противоречащие нормам процессуального права.
В соответствии с правилами пунктов 2 и 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел в одно производство для совместного рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции, учитывая, что в его производстве имеются два дела, связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, и в которых участвуют одни и те же лица, в соответствии с правилами части 5 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что требования по делам отвечают условиям первоначального и встречного исков, объединил по ходатайству ООО "Базис" дела N N А59-5104/2013, А59-5062/2013 в одно производство для их совместного рассмотрения.
Поскольку определением от 23.12.2013 дела N N А59-5104/2013 и А59-5062/2013 объединены в одно производство, а исковое заявление Департамента, заявленное в рамках дела N А59-5104/2013 отвечает условиям встречного иска, указанным в части 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то суд первой инстанции обоснованно произвел зачет первоначального и встречного требований.
В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований. Однако на основании п. 2 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.03.2014 по делу N А59-5062/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5062/2013
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3904/15
10.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5490/15
05.09.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3566/14
02.09.2014 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-5062/13
05.06.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5925/14
17.03.2014 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-5062/13