г. Москва |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А41-61130/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2014 года по делу N А41-61130/13, принятое судьей Синицей И.В., по заявлению администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области к Главному управлению административно-технического надзора Московской области (территориальный отдел N 20 территориального управления N 3) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 05.11.2013 N 20/1082/190,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Государственного административно-технического надзора по Московской области (Территориальный отдел N 20 территориального управления N 3) (далее - управление, заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 05.11.2013 N 20/1082/190.
Решением от 21 марта 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований администрации отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы администрация ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, административным органом неправильно установлен субъект правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области, Главного управления административно-технического надзора Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.10.2013 сотрудником управления произведен осмотр контейнерных площадок и прилегающей к ним территории, расположенных по адресу: Московская область, г.Луховицы, ул. Мира, в районе домов 31-33.
По результатам осмотра составлен Акт осмотра территории (объекта) от 16.10.2013 N 20/1082/190, согласно которому по указанному адресу на контейнерных площадках и вокруг них в радиусе до 10-12 метров имеется очаговый навал мусора объемом 10-15 куб.м. в виде обрезков деревьев, сухих веток, сухой травы, резиновых шин от грузовых и легковых автомобилей, коробок и тары.
На месте административного правонарушения осуществлена фотосъемка.
В связи с нарушением статей 3, 5, 6, 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2013 N 20/1082/190 в присутствии законного представителя по доверенности N 22 от 24.01.2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05.11.2013 N 20/1082/190 администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 22 Закона об административно-техническом надзоре и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает незаконным постановление Главного управления Государственного административно-технического надзора по Московской области от 05.11.2013 N 20/1082/190 на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Законом Московской области N 161/2004-ОЗ от 30 ноября 2004 года "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" определен порядок осуществления государственного административно-технического надзора и установлена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
Статьей 2 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ установлено, что основными целями осуществления государственного административно-технического надзора на территории Московской области являются обеспечение чистоты, порядка и благоустройства на территории Московской области, надлежащего состояния и содержания земельных участков, мест производства земляных, ремонтных, строительных и иных видов работ, строений, нежилых зданий и сооружений, мест захоронения, погребения (кладбищ) и иных объектов, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, нарушение норм и правил озеленения и содержания зеленых насаждений, а равно нарушение установленных нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления порядка и условий содержания территории влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона N 249/2005-ОЗ (в редакции, действовавшей на момент правонарушения) мусор - любые отходы, включая твердые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, утратившие свои потребительские свойства товары (продукция). Контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей.
В силу статьи 6 закона N 249/2005-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области создают условия для организации сбора и хранения мусора на территории. Сбор и временное хранение мусора, образующегося в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно в специально оборудованных для этих целей местах на собственных территориях.
Сброс мусора вне отведенных и оборудованных для этой цели мест на территории Московской области запрещается.
Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области (статья 9 закона N 249/2005-ОЗ).
Частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно материалам дела контейнерная площадка и прилегающая к ней территория, расположенные по адресу: Московская область, г.Луховицы, ул. Мира, в районе домов 31-33, содержится ненадлежащим образом. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра территории (объекта), протоколом об административном правонарушении, в ходе осмотра осуществлена фотосъемка, фотоснимки приложены к акту.
В акте осмотра отражено, что на прилегающей территории к контейнерной площадке на расстоянии 10-15 м с каждой стороны очаговый навал мусора объемом 10-15 м3.Из фотографий обследованной контейнерной площадки также видно, что непосредственно вокруг рассматриваемой контейнерной площадки имеются навалы мусора.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, привлечение к административной ответственности возможно одновременно при доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, и при соблюдении процедуры привлечения к ответственности.
Согласно постановлению административного органа объективную сторону вмененного администрации правонарушения, квалифицированного по части 1 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ, составляет ненадлежащее состояние и содержание, несвоевременная и (или) некачественная уборка мест общественного пользования, мест массового посещения и отдыха, непосредственно выраженное в том, что на прилегающей территории к контейнерной площадке на протяженности ориентировочно 10-12 м. очаговый навал мусора объемом ориентировочно 10-15 м3.
При этом частью 2 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" предусмотрена административная ответственность за несвоевременную очистку или отсутствие в установленных местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров-накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ, состоит, в том числе, в наличии навалов мусора вокруг контейнерной площадке, что и было выявлено административным органом и отражено в акте, протоколе и постановлении.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что установленные административным органом обстоятельства не подпадают под квалификацию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ, в связи с чем Госадмтехнадзором дана неправильная квалификация действиям лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заинтересованным лицом не подтверждено наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлено, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, то суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о неправомерном привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 22 Закона Московской области от 30 ноября 2004 года N 161/2004-ОЗ, в связи с чем признает незаконным оспариваемое постановление Главного управления Государственного административно-технического надзора по Московской области от 05.11.2013 N 20/1082/190.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2014 по делу N А41-61130/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление территориального отдела N 20 Территориального управления N 3 Госадмтехнадзора Московской области от 05.11.2013 N20/1082/190 о привлечении Администрации г/п Луховицы Луховицкого муниципального района МО к административной ответственности по ч.1 ст. 22 Закона МО N161 /2004-ОЗ.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61130/2013
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4890/14
21.03.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-61130/13