город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2014 г. |
дело N А32-29346/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ейский морской порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 по делу N А32-29346/2013, принятое судьёй Купреевым Д.В., по заявлению Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к заинтересованному лицу открытому акционерному обществу "Ейский морской порт" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Ейский морской порт" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 открытое акционерное общество "Ейский морской порт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что нарушения, явившиеся основанием для привлечения к ответственности в рамках настоящего дела, не являются вновь выявленными, в отношении данных нарушений уже составлялись протоколы об административном правонарушении и выдавались предписания об устранении выявленных нарушений. Более того, заявитель жалобы указывает, что в протоколе об административном правонарушении от 23.08.2013, составленном по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в качестве события правонарушения вменяется неисполнение пунктов предписания, что свидетельствует о неверной квалификации административным органом вменяемого правонарушения, поскольку неисполнение предписания образует состав правонарушения по статье 19.5 КоАП РФ. Также общество указывает на отсутствие вины в нарушении, выразившемся в невнесении в паспорт портовых сооружений сведений о допустимой деформации сооружения и корректировки паспортов всех причальных сооружений. В этом отношении заявитель указывает, что предпринял все необходимые и возможные меры для привлечения специализированной организации в целях выполнения соответствующих работ, о чем свидетельствует коммерческая переписка и проекты договоров с некоторыми их немногочисленных организаций, оказывающих услуги в данной сфере. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что ГОСТом Р 54523-2011 в приложении Л установлена форма паспорта портового сооружения, не предусматривающая графу "Величины предельных смещений и деформаций". Паспорта изготовлены до вступления в силу Технического регламента, ранее требование об указании соответствующих величин не предъявлялось законом. Откорректированный на основании договора от 17.10.2013 N 435 паспорт на причал N 5 направлен в административный орган 19.12.2013 в составе иных подтверждающих документов. Далее заявитель жалобы указывает, что в акте освидетельствования имеется свидетельство о годности причала N 5 к эксплуатации в срок до 28.11.2014, а также извещение N 3, согласно которому эксплуатация причала осуществляется с учетом минимальной глубины на данном участке - нарушение данного указания не допускались. В извещении N 3 от 28.11.2011 также указаны рекомендации о проведении ремонтных работ, которые с учетом норм Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.200 (раздел 3, п.п. "а" и "б") являются текущими, а не капитальными, не требуют составления проекта работ, участия строительных организаций, состоящих в СРО, могут быть проведены хозяйственным способом силами самой организации, что и было осуществлено с 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Ейский морской порт" зарегистрировано в качестве юридического лица и на основании лицензий от 24.05.2011 серии МТ-1003 N 020120 и от 25.05.2012 серии МР-4 N 000169 осуществляет буксировку морским транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах на внутреннем водном транспорте.
Специалистами Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 28.05.2013 по 06.06.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения лицензионных требований, предъявляемых лицензиату при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах.
В результате проверки контролирующим органом выявлены нарушения обществом требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
По результатам проверки контролирующим органом обществу выдано предписание от 06.06.2013 N 06.02-33-32 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которому ОАО "Ейский морской порт" необходимо устранить нарушения обязательных требований технического регламента в указанный в предписании срок.
В связи с необходимостью проверки исполнения указанного предписания на основании приказа от 13.08.2013 N 412 в период с 19.08.2013 по 23.08.2013 Южным управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой выявлен факт частичного неисполнения ответчиком предписания контролирующего органа от 06.06.2013 N 06.02-33-32, а именно:
- общество не указало в техническом паспорте причала N 5 Восточный береговой откос величины предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром;
- не разработало проект ремонта причала N 5 Восточный береговой откос для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик, на основании акта освидетельствования гидротехнических сооружений ОАО "Союзморниипроект" от 28.11.2011;
- не внесло сведения о выполненных ремонтных работах причала N 5 Восточный береговой откос в технический паспорт сооружения;
- не представило данные, подтверждающие наличие квалифицированного персонала, обслуживающего причал N 5 Восточный береговой откос;
- не представило данные о том, что эксплуатационный персонал, обслуживающий причал N 5 Восточный береговой откос, имеет соответствующее выполняемым работам образование и соблюдает требования настоящего технического регламента, что является нарушением требований пунктов 184, 189, 197, 223, 224, 229 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
По факту выявленных нарушений 23.08.2013 инспектором Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 06.03.154-69 по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Принимая решение по делу, суд установил, что обществом материалы дела представлены сведения о наличии квалифицированного персонала, обслуживающего объект инфраструктуры морского транспорта, а также о том, что эксплуатационный персонал ОАО "Ейский морской порт", обслуживающий причал N 5 Восточный береговой откос, имеет соответствующее выполняемым работам образование и соблюдает требования технического регламента.
В этой связи суд пришёл к выводу о том, что обществом не допущены нарушения пунктов 184, 197 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
Учитывая данные обстоятельства, у контролирующего органа отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения пунктов 189, 223, 224, 229 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
В указанной части выводы суда соответствуют материалам дела и действующим правовым нормам, обществом и административным органом не оспариваются.
Вместе с тем в действиях общества выявлены иные нарушения, образующие состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ:
- общество не указало в техническом паспорте причала N 5 Восточный береговой откос величины предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром;
- не разработало проект ремонта причала N 5 Восточный береговой откос для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик, на основании акта освидетельствования гидротехнических сооружений ОАО "Союзморниипроект" от 28.11.2011;
- не внесло сведения о выполненных ремонтных работах причала N 5 Восточный береговой откос в технический паспорт сооружения.
Суд первой инстанции признал данные нарушения как основание для привлечения общества к административной ответственности.
Апелляционная коллегия также считает указанные выводы правомерными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, установлены Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
Данный технический регламент распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указанный технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
Разделом 5 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, установлены требования к безопасности процессов проектирования, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации, ликвидации и ремонта инфраструктуры морского транспорта.
Согласно пункту 184 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться, в частности, на основе выполнения следующих требований:
- разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;
- установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;
- ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта;
- своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;
- разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта;
- разрешительный характер эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.
В силу пункта 189 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.
В соответствии с пунктом 223 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт). К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится восстановление, замена или защита основных конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность сооружения в целом или его частей. В зависимости от объема и состава работ капитальный ремонт может быть выборочным или комплексным.
Пунктом 224 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, установлено, что планирование ремонтных работ следует осуществлять на основе материалов технического надзора, осуществляемого эксплуатирующей организацией и аккредитованным испытательным центром. На основании периодических осмотров определяется перечень текущих ремонтных работ и эксплуатирующей организацией составляется годовой план текущего ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта.
План капитального ремонта такого объекта составляется после проведения обследования сооружения аккредитованным испытательным центром. В этот план включаются работы, указанные в извещении о необходимости выполнения ремонтных работ, а также капитальные работы, отмеченные в актах периодического осмотра. Материалы обследования и заключение о техническом состоянии сооружения должны быть в качестве исходных данных включены в состав технического задания на разработку проекта ремонта объекта инфраструктуры морского транспорта. Планирование и осуществление ремонтных работ осуществляется организацией, на которую это возложено договором, а при отсутствии договора - собственником портового сооружения.
Согласно пункту 229 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620, сведения о выполненных ремонтных работах объекта инфраструктуры морского транспорта должны быть занесены в технический паспорт сооружения этого объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проверки исполнения предписания Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.06.2013 N 06.02.33-32 на основании приказа от 13.08.2013 N 412 в период с 19.08.2013 по 23.08.2013 контролирующим органом проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой, выявлен факт частичного неисполнения ответчиком предписания контролирующего органа от 06.06.2013 N 06.02-33-32, а именно:
- общество не указало в техническом паспорте причала N 5 Восточный береговой откос величины предельных смещений и деформаций, установленные аккредитованным испытательным центром;
- не разработало проект ремонта причала N 5 Восточный береговой откос для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик, на основании акта освидетельствования гидротехнических сооружений ОАО "Союзморниипроект" от 28.11.2011;
- не внесло сведения о выполненных ремонтных работах причала N 5 Восточный береговой откос в технический паспорт сооружения.
Заявитель указывает, что предпринял все необходимые и возможные меры для привлечения специализированной организации в целях выполнения соответствующих работ, о чем свидетельствует коммерческая переписка и проекты договоров с некоторыми их немногочисленных организаций, оказывающих услуги в данной сфере.
Однако, несмотря на то, что в материалах дела имеются коммерческие предложения и договоры ООО "Фертоинг", ООО Технический центр "Гарант", ООО "Балтморпроект" на выполнение работ по комплексному инженерному обследованию, освидетельствованию причала Восточный береговой откос, определению величин предельных смещений и деформаций, корректировке паспортов ГТС, доказательств того, что обществом разработан непосредственно проект ремонта причала N 5 Восточный береговой откос для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик, на основании акта освидетельствования гидротехнических сооружений ОАО "Союзморниипроект" от 28.11.2011, обществом в материалы дела не представлено, что свидетельствует о нарушении требований пунктов 223, 224 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
Довод том, что ремонтные работы являются текущими, а не капитальными, не требуют составления проекта работ, участия строительных организаций, состоящих в СРО, могут быть проведены хозяйственным способом силами самой организации, что и было осуществлено с 2011 года, является несостоятельным. Из требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта (пункты 223, 224) следует, что для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы вне зависимости от характера ремонтных работ.
Также общество указывает, что ГОСТом Р 54523-2011 в приложении Л установлена форма паспорта портового сооружения, не предусматривающая графу "Величины предельных смещений и деформаций". Паспорта изготовлены до вступления в силу Технического регламента, ранее требование об указании соответствующих величин не предъявлялось законом.
Однако Согласно положениям Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта каких-либо изъятий в отношений требований, предъявляемых к техническим паспортам сооружения, в зависимости от того, до или после вступления в законную силу данного регламента он изготовлен, не установлено. При этом общество по смыслу закона обязано было внести необходимые корректировки в технический паспорт с целью приведения длящейся деятельности в соответствие действующим правовым нормам.
Ссылка на то, что откорректированный на основании договора от 17.10.2013 N 435 паспорт на причал N 5 направлен в административный орган 19.12.2013 в составе иных подтверждающих документов, также не принимается судом, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 23.08.2013. Устранение выявленных нарушений не является основанием для освобождения субъекта предпринимательской деятельности от ответственности.
Также согласно правовой позиции общества, административный орган неправильно квалифицировал совершенное им правонарушение, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Между тем в рассматриваемом случае заявителю не вменяется совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в протоколе об административном правонарушении от 23.08.2013 N 06.03.154-69 на то, что проверка проводилась в целях осуществления контроля выполнения ранее выданного предписания, не влияет на полномочия лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении по иным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по факту непосредственного обнаружения правонарушения.
То обстоятельство, при каких именно контрольных мероприятиях выявлено совершенное обществом административное правонарушение, правового значения не имеет.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд делает вывод о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 по делу N А32-29346/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29346/2013