город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2014 г. |
дело N А32-40090/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 10.01.2014 N 01.15/04/127 Вяль Наталья Михайловна;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланд" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А32-40090/2013, принятое судьёй Колодкиной В.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аланд" к заинтересованному лицу государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, о признании незаконным решения от 16.10.2013 N 169,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аланд" г. Анапа (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения от 16.10.2013 N 169 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 81520,72 руб., обязании возместить расходы в сумме 81520,72 руб., понесенные по выплате застрахованному лицу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества по предъявлению к возмещению исчисленного исходя из данной оплаты пособия по беременности и родам были экономически необоснованными, недобросовестными, носили формальный характер, что свидетельствует о злоупотреблении правом, направленности действий страхователя на незаконное возмещение средств из ФСС РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что материалами дела подтверждается факт осуществления работником трудовой деятельности; расчет пособия производился исходя из установленной и фактически выплаченной заработной платы; вывод суда об экономической необоснованности и формальном характере действий по предъявлению к возмещению пособия по беременности и родам, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами заявителя, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями статей 3 и 8 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ), статей 8, 9, 11 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ), статей 2 и 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 225-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, что выплата пособия по беременности и родам являются видом страхового обеспечения и осуществляется работодателем за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по месту работы застрахованного лица.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, пособиями при постановке на учет в ранние сроки беременности граждан предусмотрены Федеральными законами от 29.12.2006 г. N 225-ФЗ и от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Как следует из положений статьи 8 Закона N 165-ФЗ и положениями Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 02.04.2004 г. N 5710) выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
На основании ст. 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
27.08.2013 ООО "Аланд" обратилось в филиал N 15 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 95 157,69 руб., в том числе: ежемесячное пособие по уходу за третьим ребенком Бабаевым Р.Э. в сумме 11 942,44 руб., ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком Бабаевым С.Э. в сумме 84 439,05 руб.
На основании указанного заявления была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составлен акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 169 с/с от 18.09.2013.
Заинтересованным лицом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки в отношении ООО "Аланд" принято решение от 16.10.2013 N 169 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством, произведенные ООО "Аланд" с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядке документов, в сумме 81 520,72 руб.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Судом при проверке законности оспариваемого решения установлено, что Бабаева И.И. была принята на работу в ООО "Аланд" по договору от 03.10.2011 бухгалтером-кассиром.
Согласно табелю учета рабочего времени она приступила к выполнению своих обязанностей с 03.10.2011. Режим работы составлял 40 часовая рабочая неделя при 8 часовом рабочем дне. С 01.04.2012 в соответствии с заявлением, приказом и табелем учета рабочего времени, она находилась в отпуске без сохранения заработной платы. С 29.11.2012 на основании заявления Бабаевой И.И., приказа N 2-ОТП от 29.11.2012 и листка нетрудоспособности N 064271692778 от 19.12.2012 Бабаевой И.И. предоставлен отпуск по беременности и родам на период с 29.11.2012 по 17.04.2013.
При проверке представленных обществом документов, фондом были установлены следующие противоречия.
Так, при заключении дополнительного соглашения N 2 от 01.11.2011 об установлении неполного рабочего дня - не более 4 часов с 2 выходными, а также о предоставлении дополнительного перерыва для кормления ребенка сторонами сделана ссылка на свидетельство о рождении 4-АГ N 516621, которое выдано 16.11.2011, то есть через 15 дней после подписания данного соглашения.
Кроме того, в табели рабочего времени внесены изменения: в табеле за ноябрь с 01.11.2011 по 09.11.2011 указана явка по 3 часа в день, с 10.11.2011 по 25.11.2011 проставлен отпуск по беременности и родам, с 28.11.2011 по 03.12.2011 - явка по 3 часа в день.
Указанные изменения внесены обществом во все табели, что не соответствует табелям, представленным ранее.
Также внесены изменения в отчеты в Пенсионный Фонд РФ за полугодие и 9 месяцев 2012: в формы СЗВ-6-2 "Сведения о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц", из которых была удалена Бабаева И.И., добавлена форма СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица", в которой у Бабаевой И.И. в графе "Дополнительные сведения" указаны дети.
На основании указанных документов, заинтересованным лицом сделан вывод, что работник Бабаева И.И. в период, когда у нее имелись основания для реализации права на получение пособия по уходу за ребенком Бабаевым С.Э., с 05.11.2011 по 31.03.2012 выполняла трудовые обязанности на условиях полного рабочего времени, с 01.04.2012 по 28.11.2012 включительно находилась в отпуске без сохранения заработной платы, что свидетельствует об отсутствии права получать пособие по уходу за ребенком Бабаевым С.Э. в период с 05.11.2011 по 28.11.2012.
В этой связи Фондом правомерно и обоснованно сделан вывод о том, что выплата данного пособия произведена с нарушением пункта 43 главы 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей".
В период с 29.11.2012 по 17.04.203 выплата пособия по уходу за ребенком Бабаевым С.Э. произведена в нарушение п. 44 главы 6 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей", поскольку Бабаева И.И. согласно заявлению получала пособие по беременности и родам.
При принятии решения суд правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
В соответствии со статьей 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии со статьей 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено также в Законе N 255-ФЗ, согласно которому страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона).
В соответствии с положениями Закона N 165-ФЗ целевым назначением пособия по беременности и родам является возмещение утраченного в связи с отпуском заработка.
В соответствии с частью 3 статьи 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Поскольку Бабаевой И.И. по соглашению с работодателем неполный рабочий день не устанавливался, а также, учитывая получение заработной платы в полном объеме в период получения пособия по беременности и родам, филиал правомерно пришел к выводу о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
При этом суд обоснованно критически оценил дополнительное соглашение N 2 к трудовому договору N 12 от 03.10.2011, заключенному между ООО "Аланд" и Бабаевой И.И., согласно которому работнику установлен неполный рабочий день, продолжительностью не более 4 часов с двумя выходными, поскольку в данном соглашении, датированном 01.11.2011, имеется ссылка на свидетельство о рождении ребенка, датированное 16.11.2011.
Также судом не принимаются в качестве доказательства исправленные заявителем табели учета рабочего времени за период с 01.11.2011 по 09.11.2011, в которых указана явка работника по 3 часа в день.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по письменному заявлению работника и оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ст. 128 Кодекса).
Вместе с тем нахождение работника одновременно в двух отпусках законодательством не предусмотрено.
В данном случае с 01.04.2012 по 28.11.2012 включительно Бабаева И.И. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем в начислении пособия по беременности и родам в указанный период также правомерно отказано заинтересованным лицом.
При этом доводы заявителя об ошибках, допущенных бухгалтером общества при первоначальном заполнении табелей учета рабочего времени, при указании о нахождении Бабаевой И.И. в отпуске без сохранения заработной платы суд считает необоснованными и документально не подтвержденными, поскольку, исследовав представленные сторонами в совокупности документы, пришел к выводу о квалификации действий заявителя как имеющих цель получения необоснованной выгоды за счет средств Фонда.
Таким образом, у страховщика имелись основания для отказа страхователю в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя. Создание организацией искусственной ситуации для получения средств фонда в завышенном размере является неправомерным. Формальное соответствие представленных обществом доказательств требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения выплат по социальному страхованию (заключение трудового договора, оформление приказа, наличие листков нетрудоспособности и др.) не свидетельствуют о правомерных действиях общества.
Таким образом, действия общества по предъявлению к возмещению исчисленного исходя из данной оплаты пособия по беременности и родам были экономически необоснованными, недобросовестными, носили формальный характер, что свидетельствует о злоупотреблении правом, направленности действий страхователя на незаконное возмещение средств из ФСС РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А32-40090/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40090/2013